Первый заместитель председателя Комитета по делам национальностей Государственной думы ФС РФ Валерий Рашкин сообщил: «Не проходит буквально недели, чтобы мы не увидели в СМИ или в сводках силовиков сообщения о возникших конфликтах». В качестве примера он привел нашумевшее дело дворника, который нанес травмы школьнику, и сообщения о стрельбе в центре Москвы, которые СМИ окрестили «чеченской свадьбой». При этом он также отметил, что за последний месяц в Москве произошло 3 нападения на мигрантов из Киргизии, 2 — со смертельным исходом. Эксперт полагает, что все это говорит об эскалации насилия как со стороны иммигрантов, так и по отношению к ним.
Рашкин отметил, что по неофициальным данным в Москве проживает 2 млн мигрантов, большая часть из которых не зарегистрирована, и это число составляет 20% от общего населения города. Эксперт отметил, что «в общемировой практике критичным для коренного населения считается порог в 10%».
По его мнению, у нелегальной миграции есть, в первую очередь, экономические причины, за которые ответственно «лобби» из «коррумпированных чиновников и недобросовестных бизнесменов». «На зарплату дворника в Московском районе Тропарево-Никулино, размер которой 52 тыс. рублей, согласились бы работать многие жители средней России. Но поскольку чиновники из управляющих органов кладут по 40 тыс. себе в карман, то на оставшиеся 12 тысяч можно найти только мигрантов из Средней Азии», — заявил он.
Рашкин напомнил, что согласно законодательству, работодатель платит за приезжего рабочего такой же налог, как и за местных жителей — 28% от суммы заработной платы. Он заключил, что поскольку материальные запросы мигрантов ниже, «не чистым на руку» работодателям выгоднее их нанимать. Поэтому он предлагает разработать законопроект об увеличении налога на трудоустройство иммигранта для работодателя до 58%. Таким образом эксперт надеется «уровнять шансы» русских и мигрантов на получение работы. Он добавил, что деньги, полученные местным жителем, «остаются работать в экономике страны», в то время как мигранты в основном пересылают зарплату в свою страну родственникам.
Ответственный секретарь Общественно-консультативного Совета при ФМС России Юрий Московский не согласен с оценкой, приведенной Рашкиным: «В Москве находится 3,2 млн мужчин в трудоспособном возрасте. Просто странно слышать, что из них 2 млн выходцев из Средней Азии. Многие политические деятели прибывают в плену мифов и легенд».
Он напомнил, что федеральная миграционная служба сообщила, что в 2012 году 462 тыс. иностранцев находилось в Москве в конце 2012 года, по сравнению с 2011 годом наблюдается 30% рост. По мнению эксперта, он вызван экономическим подъемом. Он добавил, что есть еще приезжие из Украины и Белоруссии, которые могут не вставать на учет в России, если проводят в ней до 3 месяцев. Поэтому он полагает, что они составляют примерно половину приезжих и его итоговая оценка — примерно 700-800 тыс. «Это колоссальная цифра, но примерно половина из нее — это украинцы и белорусы, — подчеркнул Московский. — Страны постсоветского пространства, за исключением Прибалтики, обходятся без виз. Остается фактически единое экономическое пространство, кто бы что ни говорил».
Национальный вопрос в связи с миграцией стоит не так остро, считает он. Эксперт привел данные последней переписи: в Москве 92% населения назвали себя русскими, в Московской области — 93%. Московский отметил, что к этим цифрам «стоит относиться очень осторожно». Тем не менее, другие цифры, по мнению эксперта, и вовсе «взяты с потолка». По его словам, перед слушаниями в «одной уважаемой организации» прикинули, что в стране 5 млн нелегалов, «потому что 1-1,5 млн не солидно», а вышестоящий начальник округлил эту цифру до 7 млн. «Так появляются цифры у экспертов», — заключил он.
«Это не говорит о том, что проблем нет, они действительно есть», — подчеркнул Московский. В качестве решения он предлагает японскую методологию: в этой стране иностранные граждане получают в 1,5-2 раза меньше, чем заработал бы на этом месте коренной житель. Второй путь, который предлагает Московский, — сделать патент: «На право работать на территории Москвы — 10 тыс. рублей для иностранца, на право работать на Дальнем Востоке — 500 рублей».
Эксперт отметил, что сейчас защитной мерой рынка труда является квотирование приезжей рабочей силы, которое составляет 200 тыс. человек. «Плюс к этому — работающие по патенту, но больше всего иностранцев работает нелегально», — добавил он. Поэтому Московский полагает, что основной проблемой России является наличие теневой экономики. Кроме того, он подчеркнул важность слежения за соблюдением санитарных норм.
«Надо заниматься решением проблем, а не мифотворчеством», — настаивает Московский.
Позиция декана Института управления финансами Государственного Университета Управления Сергея Серебренникова близка с оценкой Московского: «Действительно, может быть, не так страшна проблема нелегальной миграции, как говорят, и не там лежит причина ее возникновения».
Серебренников считает: «Есть определенные противоречия: российская власть всегда отстаивала позицию, что мы являемся альфа-самцом на континенте — по крайней мере, для бывшего СССР. При этом мы говорим, что нужно жестко закрыть границы и не пускать бывших сограждан». Он назвал это «определенным лукавством со стороны власти».
Экономические причины миграции, по мнению эксперта, состоят в том, что предприниматели пытаются извлечь максимальную выгоду и пользуются дешевой рабочей силой. Серебренников сказал, что в этом их нельзя осуждать, но можно действительно повысить налог на приезжую рабочую силу: «Он должен вырасти хотя бы до 50%, в этом случае мы получим экономический механизм регуляции». Еще одно предположение эксперта — в России отсутствует нормальная, компетентная система среднего профессионального образования, и ее создание позволит сгладить проблему.
«Я совершенно согласен, что мифы, и проиммигрантские, и антииммигрантские, вредны», — согласился с одним из выступавших публицист Константин Крылов. Однако он не согласен с приведенной выше статистикой: «Слова о том, что в Москве 92% русских, противоречит тому, что я вижу в собственном районе».
Причиной мифов Крылов назвал «негласный запрет на миграционные темы». По его словам, чтобы разрушить их, необходимы исследования независимых общественных организаций, например, о количестве мигрантов и незаконных общежитий. Тему постсоветского пространства Крылов развил по-своему: «У нас до сих пор осталось что-то типа единой страны, но при этом односторонне единой. Мы, к сожалению, находимся в состоянии недоразвалившегося Советского Союза, причем все издержки несет Россия». По словам публициста, в соседних странах «все пророссийское делается за очень большие деньги», и «Россия напоминает брошенную жену, которая делает вид, что муж вот-вот вернется, а у мужа уже своя семья». Поэтому Крылов считает, что необходимо поставить точку в распаде СССР и немедленно ввести визовый режим со странами Средней Азии.
Помимо этого, он предлагает целый комплекс мер, в том числе, изменить систему учета и контроля миграции. «Все документы можно купить хоть в метро», — заявил он, поэтому нужно ввести всего один документ, который будет выдавать единственная организация, а данные регистрации должны быть в открытом доступе.
Крылов поддерживает японский опыт и выдвигает идею хотя бы выровнять заработную плату приезжих и местного населения. По словам Крылова, есть еще одна мера, которая практикуется во многих странах: «Принимая на работу мигранта, работодатель вносит за него достаточно большой денежный залог, который ему возвращается, когда мигрант покидает страну». В случае если работник пропадает или совершает преступление, эти деньги предприниматель обратно не получит, уточнил он. А создание сильных профсоюзов «позволит бороться против привлечения мигрантов на уровне работодателей», полагает публицист.
Он назвал также меру, в которой, на его взгляд, смысла нет: экзамен по русскому языку и культуре: «Никому не будет легче, если мигрант будет цитировать Пушкина. Его уровень владения русским языком — это его проблемы. Это напрасная потеря времени и денег».
Таким образом, многие эксперты считают, что некое давление на российского работодателя поможет решить часть проблем с трудовой миграцией, и предлагают создание независимых организаций, которые курировали бы эту тему и способствовали открытости данных.