Самара, 13 ноября – Наша Держава. Руководитель Самарской ячейки Союза ревнителей Памяти Императора Николая II Галина Невская, в конце лета побывала в удивительном, не похожем ни на одну другую территорию России регионе с интересной историей. Вот какие впечатления вынесла из этой поездки Галина Львовна:
«Ну наконец-то, наконец-то я побывала в августе в Калмыкии! Давно хотела познакомиться с буддизмом, увидеть знаменитый Хурул, посетить Музей кочевников и многое другое. Всё это замечательно. Но скажу честно, самое большое впечатление я получила от посещения Мемориального комплекса «Исход и возвращение», а именно от монументальной скульптуры Эрнста Неизвестного. Конечно, всем известен его мемориал «Маска скорби» — памятник жертвам политических репрессий на сопке Крутая около Магадана, но к своему великому стыду, я не знала, что подобный памятник того же автора находится и в Элисте.
Мемориальный комплекс «Исход и возвращение» посвящён жертвам политических репрессий и депортации калмыцкого народа. Он напоминает о трагической судьбе калмыков, от детей до стариков Калмыцкой АССР, которая была ликвидирована в 1943 году. Тогда и началась операция «Улусы», во время которой тысячи калмыцких семей насильно отправлялись в районы Урала, Сибири и средней Азии. На сборы давался один час, люди покидали дома без тёплой одежды и продуктов. Много смертей было по дороге в вагонах-теплушках (40-50 человек в каждом).
В 1956 году калмыки были реабилитированы, им было разрешено вернуться на родину, а в 1958 году был восстановлен статус Калмыцкой АССР.
Начался новый этап — возвращение. В 1990-е годы элистинцы обратились к знаменитому скульптору Эрнсту Неизвестному с идеей создания памятника калмыцкому народу. Он приехал в Элисту и уже в 1996 году открывается Мемориальный комплекс «Исход и возвращение» на вершине насыпного кургана.
Можно любить, не любить Неизвестного, но признать, что это художник огромного масштаба и таланта всё же стоит.
К этому памятнику надо подняться по спирали, словно по «кругам ада», повторив трагический путь народа, почувствовать его скорбь, страдание, проследив принцип времени.
А начинается комплекс с 50-метрового железнодорожного полотна, на котором стоит тот самый вагон — теплушка, а рядом установлено 12 столбов (количество лет депортации). В конце дороги находится плита с высеченными на ней стихами благодарности сибирякам за помощь, которую они оказывали в ссылке калмыкам.
Вот я и на вершине, после кругового движения, во время которого раскрывается цельность скульптуры. Здесь и фигуры калмыков, головы ревущих лошадей, плачущая овечка (терпимость народа), безжизненные детские тела и оставленные человеческие следы… Завершается всё ликом бесконечного сострадания и, наконец, победным элементом, устремляется вверх стилизованный лотос. Кстати, у основания скульптуры находится капсула с землёй тех мест, куда депортировали калмыков.
Впечатление сильное, особенно на верхнем уровне 16-метрового кургана. Пока поднимаешься по спирали, есть время осознать и подумать о величайшей трагедии калмыцкого народа, о том страшном времени….
Есть такая избитая фраза: «Увидеть Париж и умереть». Нет, не хочу я в Париж и ещё куда либо, я хочу ездить по своей стране, прикасаться к её истории, знакомится с интересными людьми, смотреть вот такие памятники.
Как-то встретились со своей знакомой, она только что вернулась из Вьетнама, а до этого побывала в Таиланде. Решила меня упрекнуть, дескать я ничего не видела. И тут, как говорится: «Остапа понесло», ответ не заставил себя ждать, я просто закидала её вопросами.
А ты слушала орган на острове Канта в Калининграде? Ты грустила на его могиле? Или на могиле Цветаевой в Елабуге, или в Ганиной Яме? Ты взбиралась на Невьянскую башню или на колоннаду Исаакия? Ты любовалась куполам и церкви Преображения Господня на острове Кижи? Ты слушала «Элегию» Рахманинова в его имении Ивановка в исполнении мальчика-пианиста? А может быть, ты проезжала по Крымскому Мосту, 19 км инженерной мысли?
А ведь есть и другие города. Я уже не говорю о Москве и Петербурге, но можно бесконечно восхищаться Казанью, Екатеринбургом, моей Самарой. Список велик. Так это ты, а не я ничего не видела. Моя приятельница грустно молчала, сказать мне в ответ было нечего.
И напоследок. Побывайте в Калмыкии, не пожалеете. Этот многострадальный народ не растерял своего радушия и гостеприимства. Во всяком случаи, я чувствовала там себя очень комфортно и тепло. А пока есть силы и здоровье, буду и дальше ездить по России, по её монастырям, по Золотому кольцу и другим местам. Возвращаясь к фразе «увидеть Париж и умереть», то для себя я вывела свою формулу. И вообще, сначала надо дождаться, когда уберут «зиккурат» из сердца России (вы поняли, о чем я), а дальше… посмотрим.
А вы как считаете?»
Помимо прекрасного рассказа Галины Невской, хотелось бы напомнить ещё о нескольких фактах из жизни этого народа: 23 апреля 1847 года Указом Государя Императора Николая I было утверждено новое Положение об управлении калмыцким народом. Оно определило, что калмыки, кочующий в Астраханской губернии и Кавказской области, являются полноправными подданными Российской Империи и пользуются особыми правами, характерными для государственных крестьян.
К слову, многие калмыки, поощряемые российский правительством, стали переходить от кочевого быта к оседлому. Так, например, одним из первых калмыцких поселений, основанных в 1871 году, стал город Башанта, который относился к Ставропольской губернии.
Также следует отметить, что при Государе Николае II калмыцкий народ продолжал развиваться в рамках политики Российской Империи. Для образования калмыцких детей, в Элисте, была построена Улусная школа. Общая численность калмыцкого населения составляла около 200 000 человек.
В 1908 году, в честь 300-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российской Империи, делегация донских калмыков преподнесла Николаю Александровичу и Александре Феодоровне дары: два кресла и серебряную модель буддистского храма «Лёлёнг». А в следующем, 1909 году, в Царском Селе, Государь и Цесаревич Алексей получили в дар от калмыцкой депутации изображение божества Дара Эхе.
Фото Г. Невской