К СТОЛЕТИЮ АЛЁШИ ДИМИТРИЕВИЧА
Париж, 21 марта – Наша Держава (Алексей ВАСИЛЬЕВ, главный редактор НД). Заводную песню в исполнении Гарика Сукачева про обладателя
брюк галифе, который носит шляпу «на панаму» и ботиночки «нариман», знают многие.
А некоторые даже помнят, что первым исполнителем песни был русский цыганский барон
Алёша Димитриевич, большую часть жизни проживший в изгнании. Сегодня у нас есть
повод еще раз вспомнить этого незаурядного музыканта — ведь через два дня ему исполнилось
бы сто лет.
брюк галифе, который носит шляпу «на панаму» и ботиночки «нариман», знают многие.
А некоторые даже помнят, что первым исполнителем песни был русский цыганский барон
Алёша Димитриевич, большую часть жизни проживший в изгнании. Сегодня у нас есть
повод еще раз вспомнить этого незаурядного музыканта — ведь через два дня ему исполнилось
бы сто лет.
В одном из интервью Сукачев признает,
что Алёша Димитриевич не был особо популярен в нашей стране — «как не была особо
популярна цыганская музыка». «Но цыгане — это часть нашей национальной культуры,
— размышляет Гарик, — В принципе мне это близко и дорого, потому что во всех нас
это живет, хотим мы этого или не хотим… Но Алеша Димитриевич глубже, чем эстрадное
искусство. Его песни продирают… Его песня способна изменить человека — хоть на
несколько минут. А на эстраде все делается для того, чтоб мы с вами получили удовольствие,
развлеклись, провели время, ни о чем не задумываясь…».
что Алёша Димитриевич не был особо популярен в нашей стране — «как не была особо
популярна цыганская музыка». «Но цыгане — это часть нашей национальной культуры,
— размышляет Гарик, — В принципе мне это близко и дорого, потому что во всех нас
это живет, хотим мы этого или не хотим… Но Алеша Димитриевич глубже, чем эстрадное
искусство. Его песни продирают… Его песня способна изменить человека — хоть на
несколько минут. А на эстраде все делается для того, чтоб мы с вами получили удовольствие,
развлеклись, провели время, ни о чем не задумываясь…».
Леша Димитриевич (полное имя
— Алексей Иванович Димитриевич) начал петь только в пятьдесят лет. До этого он,
рожденный в большой семье артистов из русских цыган, был танцором и гитаристом.
Семья Димитриевичей (известен вариант фамилии как «Дмитриевич») прославилась еще
при Александре II. В те времена глава семейства получил награду за свое пение. По
преданию, отец Алёши был вторым гитаристом среди музыкантов у Николая II .
— Алексей Иванович Димитриевич) начал петь только в пятьдесят лет. До этого он,
рожденный в большой семье артистов из русских цыган, был танцором и гитаристом.
Семья Димитриевичей (известен вариант фамилии как «Дмитриевич») прославилась еще
при Александре II. В те времена глава семейства получил награду за свое пение. По
преданию, отец Алёши был вторым гитаристом среди музыкантов у Николая II .
После начала Гражданской войны
семья Димитриевичей перебралась во Владивосток, а в конце войны эмигрировала в Харбин.
Димитриевичи выступали в Японии, Индии, Греции, Марокко, на Филиппинах. А в середине двадцатых
артисты обосновались в Испании, там они провели несколько лет и «поправили своё
финансовое положение».
семья Димитриевичей перебралась во Владивосток, а в конце войны эмигрировала в Харбин.
Димитриевичи выступали в Японии, Индии, Греции, Марокко, на Филиппинах. А в середине двадцатых
артисты обосновались в Испании, там они провели несколько лет и «поправили своё
финансовое положение».
Затем была Франция — сначала Марсель,
потом Париж. В Париже Дмитриевичи выступали в ресторане «Эрмитаж», где к тому времени
пел Вертинский. Этот ресторан охотно посещали Алексей Толстой, Михаил Чехов, Алла
Баянова. Баянова вспоминала: «Никто в момент исполнения не подавал
еды на стол, и никто не жевал». Димитриевич не придерживался какой-то одной стилистики:
вслед за романсом «Ночная прохлада» он мог исполнить «Мурку».
потом Париж. В Париже Дмитриевичи выступали в ресторане «Эрмитаж», где к тому времени
пел Вертинский. Этот ресторан охотно посещали Алексей Толстой, Михаил Чехов, Алла
Баянова. Баянова вспоминала: «Никто в момент исполнения не подавал
еды на стол, и никто не жевал». Димитриевич не придерживался какой-то одной стилистики:
вслед за романсом «Ночная прохлада» он мог исполнить «Мурку».
С конца тридцатых годов наш герой
дружил с будущей звездой Голливуда Юлом Бриннером (да, с тем самым лысым ковбоем
из «Великолепной семёрки»), с которым тогда выступал во множестве парижских ресторанов
и кабаре. Позже они записали совместную пластинку. К слову, Димитриевич и Бриннер
(Юлий Борисович Бриннер) были родственниками: их матери
— двоюродные сестры. Юл любил говорить: «Алёшка — мой братишка».
дружил с будущей звездой Голливуда Юлом Бриннером (да, с тем самым лысым ковбоем
из «Великолепной семёрки»), с которым тогда выступал во множестве парижских ресторанов
и кабаре. Позже они записали совместную пластинку. К слову, Димитриевич и Бриннер
(Юлий Борисович Бриннер) были родственниками: их матери
— двоюродные сестры. Юл любил говорить: «Алёшка — мой братишка».
Накануне Второй мировой Димитриевичи покинули Европу, спасаясь от нацистов, — отправились в Южную Америку. Их ансамбль выступал в Бразилии, Аргентине,
Боливии и Парагвае. Через пять лет Алексей отделился
от семьи, много путешествовал, танцевал в кабаре «Табарис» в Буэнос-Айресе . После
смерти отца, брата и сестры вернулся в Париж, к страдающей от одиночества сестре
Вале.
Боливии и Парагвае. Через пять лет Алексей отделился
от семьи, много путешествовал, танцевал в кабаре «Табарис» в Буэнос-Айресе . После
смерти отца, брата и сестры вернулся в Париж, к страдающей от одиночества сестре
Вале.
В начале шестидесятых он выступал
с Валей в русских ресторанах «Шехерезада» и «Распутин». Репертуар Алёши Димитриевича рос с каждым
годом: романсы на стихи Апухтина, шлягеры двадцатых, эмигрантские песни. Его приходили слушать французские звезды, мало понимавшие,
о чем он пел по-русски. Но, как рассказывают очевидцы, энергия пения, манера, голос
этого маленького цыгана буквально завораживали. Ну, а уж когда в Париж
стали приезжать советские туристы, то они
специально шли «на Димитриевича». Шемякин, Высоцкий почитали за честь назвать себя
его другом. Советские счастливчики, вырвавшиеся за бугор, собирались в доме художника
Зеленина, куда петь специально приглашали Димитриевича. И тот с удовольствием приходил.
с Валей в русских ресторанах «Шехерезада» и «Распутин». Репертуар Алёши Димитриевича рос с каждым
годом: романсы на стихи Апухтина, шлягеры двадцатых, эмигрантские песни. Его приходили слушать французские звезды, мало понимавшие,
о чем он пел по-русски. Но, как рассказывают очевидцы, энергия пения, манера, голос
этого маленького цыгана буквально завораживали. Ну, а уж когда в Париж
стали приезжать советские туристы, то они
специально шли «на Димитриевича». Шемякин, Высоцкий почитали за честь назвать себя
его другом. Советские счастливчики, вырвавшиеся за бугор, собирались в доме художника
Зеленина, куда петь специально приглашали Димитриевича. И тот с удовольствием приходил.
В 1964 году при содействии известного
французского писателя российского происхождения Жозефа Кесселя была издана пластинка
«Голоса последних цыган». Валя Димитриевич и Володя Поляков пели, а Алёша аккомпанировал
им на гитаре. В 1967 году появился совместный альбом с Юлом Бриннером, а в 1976
году Михаил Шемякин выпустил сольный альбом Алёши.
французского писателя российского происхождения Жозефа Кесселя была издана пластинка
«Голоса последних цыган». Валя Димитриевич и Володя Поляков пели, а Алёша аккомпанировал
им на гитаре. В 1967 году появился совместный альбом с Юлом Бриннером, а в 1976
году Михаил Шемякин выпустил сольный альбом Алёши.
В семидесятых Димитриевич встречался
в Париже с Владимиром Высоцким. Они неоднократно вместе пели песни и романсы, и
даже собирались записать совместную пластинку, но смерть Высоцкого помешала осуществлению
этого проекта.
в Париже с Владимиром Высоцким. Они неоднократно вместе пели песни и романсы, и
даже собирались записать совместную пластинку, но смерть Высоцкого помешала осуществлению
этого проекта.
Рассказывают, что когда советские
поэты оказались в Париже, Белла Ахмадулина также решила послушать в «Распутине»
знаменитого цыганского барона. И, послушав, сказала: «Господи, на каком языке он
поет! Давай напишем ему слова!» Высоцкий при этом заметил: «Оставь, это его язык,
русский Алеши Димитриевича!»
поэты оказались в Париже, Белла Ахмадулина также решила послушать в «Распутине»
знаменитого цыганского барона. И, послушав, сказала: «Господи, на каком языке он
поет! Давай напишем ему слова!» Высоцкий при этом заметил: «Оставь, это его язык,
русский Алеши Димитриевича!»
Злые языки поговаривали, что до
конца жизни Димитриевич не мог ни читать, ни писать. И русский язык у него выходил
какой-то корявый. Но влюбленные в его творчество зрители и слушатели не замечали
этого, ведь Алёша «пел сердцем». А для русского человека этого достаточно.
конца жизни Димитриевич не мог ни читать, ни писать. И русский язык у него выходил
какой-то корявый. Но влюбленные в его творчество зрители и слушатели не замечали
этого, ведь Алёша «пел сердцем». А для русского человека этого достаточно.
Скончался Алеша Димитриевич в
Париже 21 января 1986 года и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .
Париже 21 января 1986 года и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .