Москва, 14 мая — Наша Держава. В социальных сетях 95% сообщений — это спам, “шеры”, репосты, и
только 5% сообщений оригинальны. Причём социальные сети целенаправленно
тренируют рефлекс “запости” на распространение вброса, приучают
пользователей к шаблонному поведению: опубликуй своё фото десятилетней
давности, расскажи, как тебя не взяли на работу, поставь радужный флаг
на аватарку, осуди чиновника и тому подобное.
А сеть TikTok, адресованная в первую очередь детям, прямо предлагает повторить чьи-то действия и выложить видео в сеть.
Периодически в социальных сетях проводятся информационные атаки.
Например, в канун 9 мая резко возрастает число сообщений, в которых
Советский Союз называют виновником начала войны, оккупантом и прочее.
Анализ аккаунтов по географической привязке позволяет говорить об
“импорте повестки”, то есть информация появляется в региональном
сегменте социальных сетей других государств, после чего переходит в
российский сегмент, пользователи которого лишь распространяют то, что
уже было написано и загружено в сеть до них. Центров генерации подобного
контента не так много, и их можно вычислить с помощью анализа
ретроспективных данных.
К таким выводам пришли специалисты российской компании “Крибрум”.
Поисковик компании анализирует 340 миллионов аккаунтов — 200 миллионов
сообщений и картинок в сутки. Работа ведётся в режиме реального времени,
большинство сообщений обрабатывается в течение нескольких минут.
Охвачено всё инфополе (Twitter, Facebook, “ВКонтакте”, ЖЖ,
“Одноклассники”, “Мой Мир”, Instagram, Youtube, TikTok, блоги/форумы, 22
тысячи интернет-СМИ) и все виды контента (посты, комментарии, ссылки,
шеры, лайки, подписи к видео и картинкам). Языки — русский, английский,
арабский, китайский и языки СНГ.
Возглавляет компанию “Крибрум” Игорь Станиславович Ашманов. В 1983
году окончил мехмат МГУ по кафедре высшей алгебры. Кандидат технических
наук, заведующий кафедрой цифровой социологии ВШССН МГУ. С 1987 года
занимается системами искусственного интеллекта. Создатель системы
правописания ОРФО, разработчик спам-фильтров, электронных словарей,
систем анализа и мониторинга социальных сетей и СМИ.
Игорь Ашманов считает, что цифровое пространство стало полем боя,
новым театром военных действий. В нём хозяйничают цифровые платформы,
имеющие огромную аудиторию и дающие к ней доступ по своим правилам и на
своих условиях. У платформ сотни миллионов просмотров в сутки, они
модерируют контент и рекламу.
Так, например, поисковики обрабатывают сотни миллионов запросов в
день, охватывая почти 100% аудитории. Рекламные системы имеют миллиарды
показов в день на всех сайтах и приложениях, видят всех пользователей.
Социальные сети и СМИ располагают сотнями миллионов аккаунтов, каждый
пользователь получает за день несколько воздействий. Видеохостинги
догоняют Центральное телевидение по числу зрителей.
В российском сегменте социальных сетей по количеству постов в сутки
лидирует сеть ВКонтакте (60 миллионов постов), на втором месте Facebook
(22 миллиона), на третьем — Instagram (12 миллионов). Бурно растёт сеть
TikTok, в которой уже 6 миллионов активных аккаунтов. В целом в
социальных сетях в пиках распространяется в секунду до 30 тысяч
сообщений и до 100 тысяч лайков.
Люди проводят в социальных сетях и интернет-СМИ до 5–7 часов в день.
90% пользователей — молчащие, они не пишут, но читают или репостят, в
любом случае впитывая смыслы из сети. Практически каждый российский
пользователь из 80 миллионов в течение дня получает какое-то воздействие
социальных сетей.
Время “жизни” сообщения — 4-5 часов. За этот период оно получает 95%
действий — комментарии, лайки, ретвиты, шеры. В большинстве случаев
медийные события в соцсетях и СМИ сейчас не живут более 3–4 дней.
Средняя длина сообщения всё время падает, при этом быстро растёт
инструментарий выражения эмоций без текста, с помощью смайликов и
картинок.
Пользователи доверяют информации от сетевых “друзей” больше, чем
любым СМИ. При этом в сетях оперирует огромное количество
профессиональных манипуляторов: спамеров, рекламщиков, политтехнологов,
экстремистов, мошенников, то есть преступников. Действуют специалисты по
“отмывке” новостей и вбросов (то есть вброс в Twitter или Facebook
“отмывается” в СМИ, снова обсуждается в Twitter и так по кругу),
кибервойска Пентагона, укроботы, “диванные войска” российских
прозападных НКО и ангажированные западные и отечественные СМИ.
Надо подчеркнуть, что социальные платформы усиливают сегментацию
общества. Каждый пользователь живёт в своём индивидуальном
“информационном пузыре” или “капсуле”, причём социальные сети сами его
формируют. Рекомендации уплотняют “капсулу”, подсовывая всё больше
контента, похожего на “одобряемый” пользователем. Возникает петля
обратной связи, унифицирующая контент и ведущая ко всё большей
изолированности пользователя, а также групп пользователей. Такая
сегрегация и сетевое одиночество очень удобны для ментальной
манипуляции.
“Капсулированных” групп с однородным мировоззрением очень много:
феминистки, нацисты, чайлдфри и так далее. Они замыкаются в своей
картине мира, часто неадекватной, усваивают зацикленный набор мифов и
мемов, при этом яростно отбиваются от чужих мнений и неудобной
реальности. В ход идёт групповое шельмование, блокирование чужаков,
стайные набеги в чужие блоги.
Эти семантические “капсулы” можно назвать эхо-камерами или гетто.
Веганы, орторексы, бодипозитивные и прочие вырабатывают свой язык, по
сути — жаргон. При повышенной концентрации одних и тех же идей и
ментальных шаблонов участники таких групп “просаливаются”, как огурцы в
банке. В итоге у них происходит отрыв от реальности.
Важность обсуждаемых проблем в этих группах раздувается и
превращается в фетиш: “Ты не согласен, что экология важнее всего? Да ты
негодяй и людоед!” Оппонента расчеловечивают и стараются причинить ему
неприятности, направляя на него медийно-социальную пушку, с помощью
которой можно разрушить карьеру, репутацию и даже отдать под суд.
Зарождаются такие радикальные меньшинства и этические истерики на
Западе, попадая к нам параллельным переносом с уже готовой системой
“ценностей” — калькой с американской.
Классический пример форсируемой этической истерики — история с Гретой
Тунберг. Её поддерживали все мировые СМИ, ей предоставляли самые
высокие трибуны, на её разъезды по всему миру тратились огромные деньги.
Налицо координация действий, в том числе в социальных сетях. Следует
подчеркнуть, что практически все соцсети — транснациональные,
управляемые глобалистами или, точнее, “глубинным правительством” США.
Даже у сети TikTok, которая считается китайской, офис и серверы
расположены в США.
Большинство ИТ-платформ не имеют представительств в Российской
Федерации, не исполняют российские законы, не удаляют запрещённый
контент. Более того, они вводят “частную” цензуру, блокируют неудобные
аккаунты и каналы. А тот факт, что они заблокировали президента Трампа и
его сторонников, прямо говорит об их наднациональной принадлежности.
Например, YouTube в 2020 году заблокировал, часто без обоснований и
объяснений, более 90 российских каналов и СМИ, среди которых “Крым-24”,
“News Front”, “Царьград”.
При этом платформы принимают прямое участие в политической пропаганде
и оппозиционной деятельности в России, раскручивая митинги оппозиции и
её деятелей.
Наиболее активный политический игрок — Twitter. Кроме блокировки
аккаунта Трампа, Twitter маркировал как “ложь”, а потом блокировал любой
контент, содержащий сомнения в честности подсчёта голосов на
президентских выборах в США.
В 2020 году Twitter заблокировал почти 1200 российских аккаунтов, в
том числе РИА Новости, RT, городские новости Архангельска, Ярославля и
других городов, Россотрудничество, проект “Лидеры России” и многое
другое.
При этом, по данным Роскомнадзора, Twitter не удалил около 4000
ссылок, нарушающих законы Российской Федерации: призывы к самоубийству,
изготовлению и распространению наркотиков, детской порнографии,
экстремизму, массовым беспорядкам и тому подобному.
В начале 2021 года Россия столкнулась с новой реальностью в
российском сегменте Интернета. Речь идёт об информационной атаке 19–23
января. Суть атаки — распространение ролика “Дворец Путина” в YouTube и
призывы к детям в TikTok идти на митинг. В атаке приняли участие сотни
видеоблогеров, собравшие десятки миллионов просмотров.
В чём новизна этой атаки? Во-первых, атака велась не только на
молодёжь, но и на детей, даже пятиклассников. Сообщение им было
доставлено очень эффективно. Во-вторых, это небывалый масштаб и
скорость: за короткий срок было вброшено в 10 раз больше сообщений.
В-третьих, это прямое участие платформ: и YouTube, и TikTok
целенаправленно раскручивали атаку, что говорит о подконтрольности этих
платформ одним и тем же центрам управления.
YouTube рекомендовал ролик про дворец везде, включая планшеты и умные
телевизоры, даже по запросам мультиков четырёхлетним детям. Отключить
рекомендацию ролика не удавалось. Миллионы просмотров явно накручены
платформой, поскольку за просмотр, похоже, засчитывалось любое
срабатывание автопроигрывателя на 1–2 секунды, а автопроигрыватель был
выставлен везде.
В TikTok эта же атака развивалась в три этапа за 3–4 дня: сначала
прошли вбросы через рядовые неполитизированные аккаунты с небольшим
числом подписчиков (50–500), но эти ролики получили до 3 миллионов
просмотров. Их раскручивала рекомендательная система платформы тэгами и
“трендами”. Дальше на хайп, как акулы на кровь, навелись
блогеры-миллионники.
Особенность сети TikTok в том, что её основу составляют короткие
видео — челленджи, в которых детям предлагают повторить на камеру
действия того или иного блогера и затем разместить свой ролик в сети.
При этом TikTok содержит огромное количество противоправного контента, в
том числе ролики с хэштегами #суицидник, #лгбт, #забив, #селфхарм
(самоповреждение), #стрельбавшколе и тому подобное. Миллионы и даже
десятки миллионов просмотров по этим хэштегам означают, что ролики
такого содержания рано или поздно попадут в ленту к каждому ребёнку,
потому что TikTok включает их в свои рекомендации.
Возможно, бурный рост TikTok, рекламу которого навязывают везде (даже
в YouTube — казалось бы, конкурирующем видеохостинге), связан с тем,
что центры глобального управления выбрали эту очень простую в
использовании платформу для переформатирования сознания детей, причём
незаметно для родителей, которые считают TikTok просто детским
развлечением.
Всё это можно сравнить с краном в нашей квартире, из которого
повседневно льётся отрава. Но поскольку в наших городах и посёлках водой
из-под крана в 99,99% случаев нельзя отравиться, то мы и не учим детей
отличать на вкус яды и инфекции в водопроводной воде. А Интернет сейчас —
такой же кран, точнее, несколько кранов. И из них временами текут
чистый яд и смертельные инфекции. Ясно, что родители не могут и не будут
учить детей различать яды Интернета, поэтому Интернет должен быть в
принципе безопасным. Необходимы законы о фильтрации и ответственности
социальных сетей, нужна служба информационной безопасности.
Если не нравится метафора с краном, то стоит вспомнить, что западная
модель общества включает обязательные “зоны порока” — плохие районы,
зоны нищеты. Они выгодны людям из хороших районов — в зонах порока
доступны дешёвые наркотики, азартные игры и порочные развлечения.
Интернет построен “глубинщиками” по той же модели: зоны порока бок о
бок с нормальными районами — это их понимание “свободы”. И зон порока
они строят всё больше (например, TOR, bitcoin, усиление шифрования), то
есть поднимают Даркнет на уровень общего Интернета. Именно поэтому нам
не удастся “договориться” ни с государством США, ни с их
интернет-гигантами, ни с глобалистами-человеконенавистниками. Нас такая
модель “свободы”, наличие “зон порока” не устраивает. Тем более, нас не
устраивает “частная” цензура и манипуляция.
В России уже предприняты некоторые необходимые шаги. С 1 февраля 2021
года действует закон о штрафах для соцсетей за отказ удалять контент
(сначала до 4 млн рублей, потом — до 10% годового оборота). Роскомнадзор
уже начал штрафовать TikTok, “ВКонтакте”, Facebook, Twitter, Instagram.
Разрабатывается закон о том, что соцсети, имеющие от 500 тысяч
пользователей в сутки, должны открыть представительства в России до 1
августа 2021 года. Подписан закон о санкциях для соцсетей и
интернет-платформ за цензуру российских СМИ и граждан. Санкции
предусматривают блокировку или замедление работы платформы, а затем —
штрафы.
В заключение некоторые выводы:
Цифровая среда — это поле боя. В сети оперируют профессионалы, они
манипулируют массовым сознанием, при этом пользователь не чувствует
манипуляции, верит “френдам”. Сетевые информационные атаки идут
ежедневно, в том числе на детей. Отражению этих атак нужно учиться, и
заниматься этим ежедневно и ежечасно нужно и государству, и гражданам.
По материалам доклада Игоря Ашманова «Цифровое пространство
как поле боя», прочитанного на конференции «eTarget. Формирование
информационного пространства».