Москва, 11 сентября — Наша Держава. В Москве, в Фонде славянской письменности и культуры открылась выставка Павла Рыженко «От вече к Престолу».12 крупноформатных полотен посвящены истории Руси и Православия.
Пересвет и Ослябя, Иван Грозный и Царь Федор Иоаннович, Император
Константин Великий и Великий Князь Мстислав предстают на картинах
художника не просто историческими фигурами, но — олицетворениями
духовного подвига.
Пересвет и Ослябя, Иван Грозный и Царь Федор Иоаннович, Император
Константин Великий и Великий Князь Мстислав предстают на картинах
художника не просто историческими фигурами, но — олицетворениями
духовного подвига.
По отношению к предыдущей экспозиции работ живописца — «Исход великой
Империи» — новый проект является «приквелом»: рассказ о трагическом
конце Русской Монархии сменился историей о ее формировании.
Следовательно, интонация тоже иная: вместо горечи поражения — торжество
победы; вместо скорби об утрате веры — радость ее обретения (отсюда и
сюжет с Константином — первым Христианским Императором). Батальные
сцены, портреты правителей и святых наполнены светлой героикой.
Не стилистически, но идеологически творчество Рыженко уходит корнями в
искусство куда более древнее — религиозное. Сохраняя свободу штриха,
порой допуская импрессионистическую «эскизность» пейзажных деталей,
художник представляет своих героев как иконописец. Недаром так часто на
его полотнах мы видим изображения людей, причисленных к лику святых, —
от Константина до Николая II, и их образы каноничны не по форме, но по
духу.
Свои сюжеты Рыженко воспринимает не как увлекательный рассказ и даже не
как иллюстрации к школьному учебнику по истории (хотя детей водят в фонд
на экскурсии регулярно), но как проповедь, красноречивость которой
обусловлена значимостью самого посыла. Это, однако, не мешает ему
тщательно продумывать «оформление» мысли: от композиции и колорита самих
картин до дизайна рам. Последнее заслуживает особого внимания.
Так, багет полотна «Победа Пересвета» имитирует связанные друг с другом
копья, холст «Ослябя» обрамлен широкими деревянными панелями с
орнаментальными вставками, созданными самим художником, причем само
расположение этих вставок относительно центрального сюжета перекликается
с житийными клеймами на иконах. Наконец, рама среднеформатной картины
«Молитва Пересвета» стилизована под каменный проем в церкви, а узоры
резьбы повторяют барельефы храма Покрова на Нерли.
В творчестве Рыженко соединяется религиозное и светское начало;
степенный рассказ о «делах давно минувших дней» у него оборачивается
страстным патриотическим воззванием. Можно разделять или отвергать
монархические убеждения автора, соглашаться или дискутировать с его
трактовкой русской истории, — художник сознательно провоцирует зрителя
на неравнодушную реакцию, — но нельзя не отметить силу искренности,
которая чувствуется практически во всем, что создал за свою, увы,
недолгую жизнь калужский мастер, пишут «Известия».