Москва, 4 мая- Наша Держава. 11 апреля 1857 года государь Александр II официально утвердил герб Двуглавого орла, который использовался до 1917 года. Орел – один из древнейших символов, используемых родом человеческим.
Орел выступал как воплощение солнца, защиты, вечной борьбы и
достославной победы.
Орел выступал как воплощение солнца, защиты, вечной борьбы и
достославной победы.
Образ орла неоднократно в таком качестве встречается и в Библии.
Приведем только несколько примеров: «Когда Всевышний давал уделы народам
и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу
сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел
Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его,
смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает
гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои,
берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не
было с Ним чужого бога» (Втор. 32, 8–12).
Приведем только несколько примеров: «Когда Всевышний давал уделы народам
и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу
сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел
Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его,
смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает
гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои,
берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не
было с Ним чужого бога» (Втор. 32, 8–12).
«Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы
были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и
нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и
повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на
свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он
не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами;
примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от
начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось,
говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал
орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я
сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте
Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она
не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю
славу Мою» (Ис. 46, 5–13).
были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и
нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и
повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на
свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он
не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами;
примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от
начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось,
говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал
орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я
сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте
Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она
не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю
славу Мою» (Ис. 46, 5–13).
Двуглавый орел в качестве символа власти или государства начал использоваться не менее 5000 лет тому назад.
На территории Малой Азии, примерно на рубеже III–II тыс. до Р. Х.
возникло государство хеттов (народа принадлежащего к индоевропейской
языковой группе), которое с XVIII– XVII вв. до Р. Х. вполне могло
претендовать на статус полноценной империи.
возникло государство хеттов (народа принадлежащего к индоевропейской
языковой группе), которое с XVIII– XVII вв. до Р. Х. вполне могло
претендовать на статус полноценной империи.
Гербом государства хеттов стал Двуглавый орел.
Известно, что символы не передаются кому попало и не воспринимаются
кем попало. Их может усвоить и присвоить себе только народ или страна
родственные по духу (не обязательно по крови) ушедшим государствам и
народам. Символы являются священными воплощениями духа. И существуют на
протяжении тысячелетий. Отказ от символа или искажение его говорят о
серьезном повреждении духовной стороны народа или государства.
кем попало. Их может усвоить и присвоить себе только народ или страна
родственные по духу (не обязательно по крови) ушедшим государствам и
народам. Символы являются священными воплощениями духа. И существуют на
протяжении тысячелетий. Отказ от символа или искажение его говорят о
серьезном повреждении духовной стороны народа или государства.
Считается, что герб в виде Двуглавого орла перешел в Россию из
православной Ромейской империи (Византии) после женитьбы великого князя
Ивана III на представительнице династии Палеологов – Софье (Зое) в 1472
году. Но это не совсем так. Известно, что ранее Двуглавый орел в
качестве символа встречался на артефактах с территорий Черниговского и
Тверского княжеств не позднее чем с XIV века. Но государственным гербом
России Двуглавый орел становится именно при Иване III Великом. И это
законно. Палеологи – наследницей которых и являлась Софья, как род
происходили из Малой Азии и родовой эмблемой почитали Двуглавого орла.
православной Ромейской империи (Византии) после женитьбы великого князя
Ивана III на представительнице династии Палеологов – Софье (Зое) в 1472
году. Но это не совсем так. Известно, что ранее Двуглавый орел в
качестве символа встречался на артефактах с территорий Черниговского и
Тверского княжеств не позднее чем с XIV века. Но государственным гербом
России Двуглавый орел становится именно при Иване III Великом. И это
законно. Палеологи – наследницей которых и являлась Софья, как род
происходили из Малой Азии и родовой эмблемой почитали Двуглавого орла.
В дальнейшей истории России Двуглавый орел использовался в разных
ипостасях. А цветовое решение герба вплоть до Петра Первого представляло
собою оформление в стиле византийских традиций. Короны над орлом то
убирались, то вновь возвращались. А при царе Феодоре Иоанновиче вместо
центральной короны использовался Крест Голгофы.
ипостасях. А цветовое решение герба вплоть до Петра Первого представляло
собою оформление в стиле византийских традиций. Короны над орлом то
убирались, то вновь возвращались. А при царе Феодоре Иоанновиче вместо
центральной короны использовался Крест Голгофы.
После официального принятия Петром I титула императора в 1721 году
Двуглавый орел становится имперским гербом. Но происходит отказ от
«византийских» цветов, используемых ранее (хотя цветовые гаммы герба и
до Петра менялись) и переход на европейский стандарт.
Двуглавый орел становится имперским гербом. Но происходит отказ от
«византийских» цветов, используемых ранее (хотя цветовые гаммы герба и
до Петра менялись) и переход на европейский стандарт.
Далее государи меняли герб в соответствии со своими представлениями.
Естественно, возникла потребность в кодификации герба. Попытки Анны
Иоанновны и императора Павла Петровича провести соответствующие гербовые
реформы не были завершены по разным причинам…
Естественно, возникла потребность в кодификации герба. Попытки Анны
Иоанновны и императора Павла Петровича провести соответствующие гербовые
реформы не были завершены по разным причинам…
11 апреля 1857 года государь Александр II официально утвердил герб
Двуглавого орла, который использовался до 1917 года, когда в результате
антигосударственного переворота Российскую империю, фактически,
уничтожили. Реформа Александра Второго утвердила и три варианта герба:
Большой, Средний и Малый, предполагая разнообразное использование их для
нужд государства. Но все варианты подчеркивали священный смысл русский
государственности, единство земли и имперскую универсальность. К тому же
большой герб признавался одним из красивейших гербов в Европе. Заслуга
кодификации и окончательного определения герба принадлежала, прежде
всего, Департаменту герольдии при Сенате, где было создано специальное
Гербовое отделение, которое возглавил барон Б.В. Кене.
Двуглавого орла, который использовался до 1917 года, когда в результате
антигосударственного переворота Российскую империю, фактически,
уничтожили. Реформа Александра Второго утвердила и три варианта герба:
Большой, Средний и Малый, предполагая разнообразное использование их для
нужд государства. Но все варианты подчеркивали священный смысл русский
государственности, единство земли и имперскую универсальность. К тому же
большой герб признавался одним из красивейших гербов в Европе. Заслуга
кодификации и окончательного определения герба принадлежала, прежде
всего, Департаменту герольдии при Сенате, где было создано специальное
Гербовое отделение, которое возглавил барон Б.В. Кене.
После свержения заговорщиками императора Николая Александровича и
формирования Временного правительства происходит отказ от имперской
сущности России, что четко проявляется в государственном гербе.
Двуглавый орел лишается всей православной и имперской атрибутики. И, что
знаменательно, приобретает вид, который имел герб при царе Борисе
Годунове, как раз перед Смутным временем (в варианте без корон).
Конечно, «временщики» руководствовались своими мотивами, а не
историческими. Тем паче спецкомиссия под руководством революционера и
певца босяков в литературе А. М. Горького и предложила свою эмблему,
которую благополучно и приняло Временное правительство.
формирования Временного правительства происходит отказ от имперской
сущности России, что четко проявляется в государственном гербе.
Двуглавый орел лишается всей православной и имперской атрибутики. И, что
знаменательно, приобретает вид, который имел герб при царе Борисе
Годунове, как раз перед Смутным временем (в варианте без корон).
Конечно, «временщики» руководствовались своими мотивами, а не
историческими. Тем паче спецкомиссия под руководством революционера и
певца босяков в литературе А. М. Горького и предложила свою эмблему,
которую благополучно и приняло Временное правительство.
После установления советской власти приключается окончательный разрыв
с русской историей и русским священным гербом. Декретом ВЦИК и СНК «Об
уничтожении сословий и гражданских чинов» (1917) российские символы
попросту были упразднены. И это свидетельствует о многом: большевикам на
Россию было наплевать. Последующие геральдические изыскания новой
власти говорят об отсутствии национального чувства и грезах о всемирном
государстве и глобализации по-коммунистически.
с русской историей и русским священным гербом. Декретом ВЦИК и СНК «Об
уничтожении сословий и гражданских чинов» (1917) российские символы
попросту были упразднены. И это свидетельствует о многом: большевикам на
Россию было наплевать. Последующие геральдические изыскания новой
власти говорят об отсутствии национального чувства и грезах о всемирном
государстве и глобализации по-коммунистически.
В годы Гражданской войны, противостоявшие большевикам силы,
использовали Двуглавого орла в качестве эмблемы. Но это уже был не
имперский Двуглавый орел.
использовали Двуглавого орла в качестве эмблемы. Но это уже был не
имперский Двуглавый орел.
Восстановление священного герба Империи относится к 1993 году. Этот
герб сочетает в себе традиции всех периодов российской истории, хотя и
больше тяготеет к допетровскому времени и Византии в цветовой символике.
Дух Империи истребить невозможно. Он всегда прорывается через
пространство и время.
герб сочетает в себе традиции всех периодов российской истории, хотя и
больше тяготеет к допетровскому времени и Византии в цветовой символике.
Дух Империи истребить невозможно. Он всегда прорывается через
пространство и время.
Александр Гончаров https://rusorel.info/svyashhennyj-gerb-imperii/