Москва, 14 января — Наша Держава. Россия и Церковь празднуют ныне торжество восшествия на всероссийский
прародительский престол Благочестивейшего Государя нашего Императора
Николая Александровича. Святый Царь и пророк Давид, созерцая своим пророческим взором
бесконечное величие безначального Бога, Отца, Вседержителя, Творца и
Царя неба и земли, всего видимого и невидимого, Его вечную благость,
правду и премудрость, говорит в одном из псалмов: царство Твое, Боже,
царство всех веков, и владычество Твое во все роды.
прародительский престол Благочестивейшего Государя нашего Императора
Николая Александровича. Святый Царь и пророк Давид, созерцая своим пророческим взором
бесконечное величие безначального Бога, Отца, Вседержителя, Творца и
Царя неба и земли, всего видимого и невидимого, Его вечную благость,
правду и премудрость, говорит в одном из псалмов: царство Твое, Боже,
царство всех веков, и владычество Твое во все роды.
Бог естественно по
самому Существу Своему есть Царь, как Творец Законодатель и Промыслитель
созданного Им мира видимого и невидимого, – и твари исполняют в
точности Его законы: разумные твари – Ангелы и благочестивые человеки –
свободно и добровольно, а не разумные и благодушные, по необходимости
природы и точной воле Творца. Только Бог может уполномочивать избранного
человека на царство, и вручать ему самодержавную власть, облекая
славою, величием и силою. Владеет Вышний царством человеческим, говорит
пророк, и кому хочет дает его (Дан. 4, 29). По сему цари восходят на
престол, коронуются, миропомазываются и царствуют на земле по
божественному праву. Так было в Ветхом Завете, до пришествия Христа,
вечного Царя, так и в Новом, по пришествии Его на землю, при житии и
учении Его на земле: и Он Сам, Царь неба и земли и всякой твари,
повиновался по человечеству царской власти, и повелевал воздавать ей
должное почтение и повиновение. Известен Его ответ книжникам и фарисеям:
воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф. 22,21).
Многоначальственное и многочленное правление народное никогда не было
постоянным и общепризнанным правлением в мире. – Повинитеся царю яко
преобладающу, аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение ибо
злодеем, в похвалу же благотворцем (1 Петр. 2, 13, 14), говорит апостол.
Царь есть образ Царя небесного; Бог Един – и царь един. Разум наш, при
своем познавании, обобщает все бесчисленные вещи и явления в мире, и
возводит их к единству. Мир, при своем бесконечном разнообразии вещей,
явлений и действий есть одно общее стройное целое, объединяемое Единым
Творцом – и Промыслителем и одной общей целью – служить славе Творца и
благобытию, и блаженству тварей разумных и неразумных, проявлять Его
премудрость, красоту и благость бесконечную. Его силу всемогущую. Его
правду вечную. Его единство и троичность. Бог единственный Царь неба и
земли, доколе стоят оне и не разрушаются. Ибо придет время когда и они
разрушатся (2 Петр. 3, 10), по слову Божию. И так Один Бог облекает и
препоясывает царей Своею силою, великолепием и красотою и возлагает на
главу их царский венец. И напрасно враги самодержавия хотят и
усиливаются подкопать царский престол. Сам Господь утверждает его силою
Своею на престол. Господи! восклицает царь пророк Давид, силою твоею
веселится царь, и о спасении Твоем безмерно радуется. Ты дал ему, чего
желало сердце его, и прошения уст его не отринул. Ибо Ты встретил его
благословениями благости, возложил на главу венец из чистого золота. Он
просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на веке и век. Велика
слава его в спасении Твоем. Ты возложил на него честь и величие. Ты
положил на него благословение на веки, возвеселил его радостию лица
Твоего. Ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего
непоколеблется. Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет
(всех) ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь
огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Ты
истребишь плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих. Ибо
они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли
выполнить их. Ты поставишь их целию, из луков Твоих пустишь стрелы в
лица их. Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и
прославлять Твое могущество (Псал. 20,2-14).
самому Существу Своему есть Царь, как Творец Законодатель и Промыслитель
созданного Им мира видимого и невидимого, – и твари исполняют в
точности Его законы: разумные твари – Ангелы и благочестивые человеки –
свободно и добровольно, а не разумные и благодушные, по необходимости
природы и точной воле Творца. Только Бог может уполномочивать избранного
человека на царство, и вручать ему самодержавную власть, облекая
славою, величием и силою. Владеет Вышний царством человеческим, говорит
пророк, и кому хочет дает его (Дан. 4, 29). По сему цари восходят на
престол, коронуются, миропомазываются и царствуют на земле по
божественному праву. Так было в Ветхом Завете, до пришествия Христа,
вечного Царя, так и в Новом, по пришествии Его на землю, при житии и
учении Его на земле: и Он Сам, Царь неба и земли и всякой твари,
повиновался по человечеству царской власти, и повелевал воздавать ей
должное почтение и повиновение. Известен Его ответ книжникам и фарисеям:
воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф. 22,21).
Многоначальственное и многочленное правление народное никогда не было
постоянным и общепризнанным правлением в мире. – Повинитеся царю яко
преобладающу, аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение ибо
злодеем, в похвалу же благотворцем (1 Петр. 2, 13, 14), говорит апостол.
Царь есть образ Царя небесного; Бог Един – и царь един. Разум наш, при
своем познавании, обобщает все бесчисленные вещи и явления в мире, и
возводит их к единству. Мир, при своем бесконечном разнообразии вещей,
явлений и действий есть одно общее стройное целое, объединяемое Единым
Творцом – и Промыслителем и одной общей целью – служить славе Творца и
благобытию, и блаженству тварей разумных и неразумных, проявлять Его
премудрость, красоту и благость бесконечную. Его силу всемогущую. Его
правду вечную. Его единство и троичность. Бог единственный Царь неба и
земли, доколе стоят оне и не разрушаются. Ибо придет время когда и они
разрушатся (2 Петр. 3, 10), по слову Божию. И так Один Бог облекает и
препоясывает царей Своею силою, великолепием и красотою и возлагает на
главу их царский венец. И напрасно враги самодержавия хотят и
усиливаются подкопать царский престол. Сам Господь утверждает его силою
Своею на престол. Господи! восклицает царь пророк Давид, силою твоею
веселится царь, и о спасении Твоем безмерно радуется. Ты дал ему, чего
желало сердце его, и прошения уст его не отринул. Ибо Ты встретил его
благословениями благости, возложил на главу венец из чистого золота. Он
просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на веке и век. Велика
слава его в спасении Твоем. Ты возложил на него честь и величие. Ты
положил на него благословение на веки, возвеселил его радостию лица
Твоего. Ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего
непоколеблется. Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет
(всех) ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь
огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Ты
истребишь плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих. Ибо
они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли
выполнить их. Ты поставишь их целию, из луков Твоих пустишь стрелы в
лица их. Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и
прославлять Твое могущество (Псал. 20,2-14).
Да пребывает вечно в России Самодержавие, залог её могущества и
славы, да утверждает Царь царей в руке Царя скипетр и державу, и да
обращается славный мечь Его на поражение врагов царства и православия.
Аминь.
славы, да утверждает Царь царей в руке Царя скипетр и державу, и да
обращается славный мечь Его на поражение врагов царства и православия.
Аминь.