Симферополь, 22 февраля — Наша Держава. В Крыму разгорается
скандал по поводу изъятия из всех
школьных и публичных библиотек Республики учебного пособия «История Крыма для
10-х классов». Инициатором вопиющего акта, возмутившего крымчан, стал
Совет крымских татар, который
обратился за помощью к местным властям, и, к сожалению, нашел её. Власти
дали команду на изъятие книг, не
разобравшись в сути вопроса, тем самым оскорбив память жителей полуострова замученных
коллаборационистами в годы Великой Отечественной войны.
скандал по поводу изъятия из всех
школьных и публичных библиотек Республики учебного пособия «История Крыма для
10-х классов». Инициатором вопиющего акта, возмутившего крымчан, стал
Совет крымских татар, который
обратился за помощью к местным властям, и, к сожалению, нашел её. Власти
дали команду на изъятие книг, не
разобравшись в сути вопроса, тем самым оскорбив память жителей полуострова замученных
коллаборационистами в годы Великой Отечественной войны.
Пять лет назад, 21 апреля 2014г., президент
РФ Владимир Путин подписал Указ № 268 “О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого,
крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их
возрождения и развития”. Но
реабилитировать — не значит забыть. Доподлинно известно, что Сталин выселил
крымских татар не вдруг, ни с того, ни с сего,
не под какую-то «еврейскую республику», а потому, что большинство крымско-татарских мужчин призывного возраста
в 1941 году открыто и добровольно
присягнули на верность Гитлеру.
РФ Владимир Путин подписал Указ № 268 “О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого,
крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их
возрождения и развития”. Но
реабилитировать — не значит забыть. Доподлинно известно, что Сталин выселил
крымских татар не вдруг, ни с того, ни с сего,
не под какую-то «еврейскую республику», а потому, что большинство крымско-татарских мужчин призывного возраста
в 1941 году открыто и добровольно
присягнули на верность Гитлеру.
Между тем ни один общественный или политический
деятель из числа крымских татар не раскаялся в преступлениях своих предков.
Более того, крымские татары требуют вычеркнуть ( теперь — в прямом смысле
слова) из их истории факты массового предательства, но при этом оставить депортацию.
деятель из числа крымских татар не раскаялся в преступлениях своих предков.
Более того, крымские татары требуют вычеркнуть ( теперь — в прямом смысле
слова) из их истории факты массового предательства, но при этом оставить депортацию.
В упомянутом
же выше учебном пособии авторы не стали
выбирать лакомые кусочки нашего прошлого в угоду той или иной группе людей, а
постарались максимально объективно показать
всю историю (к слову, впервые в Крыму) без прикрас.
же выше учебном пособии авторы не стали
выбирать лакомые кусочки нашего прошлого в угоду той или иной группе людей, а
постарались максимально объективно показать
всю историю (к слову, впервые в Крыму) без прикрас.
“Позиция
авторов учебного пособия, в том числе и моя, заключается в том, что издание
выполнено с соблюдением всех научных и методических канонов, поэтому оно может
и должно использоваться в учебном процессе,
— считает автор
раздела, посвященного коллаборационизму, в учебном пособии «История Крыма» для
10-х классов кандидат исторических наук, доктор политических наук профессор Сергей
Юрченко. — Мы стремились дать
взвешенную оценку сложному явлению. То, что этот материал может вызывать
различные реакции, наверное, справедливо, но для меня справедливо и то, что
воспитать молодое поколение на основе невнимания к некоторым важным
историческим сюжетам, невозможно. Мы должны говорить историческую правду,
конечно, с учетом специфики школьников. Для меня очевидно, что ни одна группа
не обладает монополией на истину. В моем понимании, мы подготовили очень
выдержанный и научно фундированный материал”.
авторов учебного пособия, в том числе и моя, заключается в том, что издание
выполнено с соблюдением всех научных и методических канонов, поэтому оно может
и должно использоваться в учебном процессе,
— считает автор
раздела, посвященного коллаборационизму, в учебном пособии «История Крыма» для
10-х классов кандидат исторических наук, доктор политических наук профессор Сергей
Юрченко. — Мы стремились дать
взвешенную оценку сложному явлению. То, что этот материал может вызывать
различные реакции, наверное, справедливо, но для меня справедливо и то, что
воспитать молодое поколение на основе невнимания к некоторым важным
историческим сюжетам, невозможно. Мы должны говорить историческую правду,
конечно, с учетом специфики школьников. Для меня очевидно, что ни одна группа
не обладает монополией на истину. В моем понимании, мы подготовили очень
выдержанный и научно фундированный материал”.
По мнению члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ,
члена Совета Крымского регионального отделения общества «Двуглавый орёл»
Сергея Цекова, “ в пособии все изложено
вполне в соответствии с действительностью”. Цеков отметил, что крымские татары
не желают обсуждать имевшие место во время Великой Отечественной войны факты
сотрудничества своих земляков с немецкими войсками. При этом, как добавил
сенатор, они не отрицают, что коллаборационисты были среди украинцев и русских.
Парламентарий уверен, что скандал вокруг учебника “нанесет крымским татарам
больше вреда, чем само пособие”.
члена Совета Крымского регионального отделения общества «Двуглавый орёл»
Сергея Цекова, “ в пособии все изложено
вполне в соответствии с действительностью”. Цеков отметил, что крымские татары
не желают обсуждать имевшие место во время Великой Отечественной войны факты
сотрудничества своих земляков с немецкими войсками. При этом, как добавил
сенатор, они не отрицают, что коллаборационисты были среди украинцев и русских.
Парламентарий уверен, что скандал вокруг учебника “нанесет крымским татарам
больше вреда, чем само пособие”.
Крымское региональное отделение
«Двуглавого орла» предлагает читателям
самим разобраться в этом вопросе, и решить, насколько уместен спорный текст для изучения его школьниками:
«Двуглавого орла» предлагает читателям
самим разобраться в этом вопросе, и решить, насколько уместен спорный текст для изучения его школьниками:
Национальная
политика оккупантов. Коллаборационизм
политика оккупантов. Коллаборационизм
В Крыму в
силу специфики национального состава населения германское командование
оперативно приняло меры для того, чтобы расположить к сотрудничеству крымских
татар, часть которых встречала оккупантов в некоторых городах и деревнях
букетами, угощала фруктами и вином, видя в них «освободителей от
большевистского ига». В одном из первых приказов командующего 11-й армией
генерала Э. фон Манштейна после вступления его частей в Крым говорилось: «Всем задействованным
войскам против партизан ещё раз довести до каждого, что в этом деле важна
помощь гражданского населения, особенно татар и мусульман, ненавидящих
русских… Для этого необходимо не допускать каких-либо неоправданных действий
против мирного населения. Особенно требуется корректное обращение по отношению
к женщине. Необходимо постоянно уважать семейные традиции татар и мусульман и
их религию. Также требую неукоснительного уважения к личному имуществу,
сохранности скота, продовольственных запасов сельских жителей».
силу специфики национального состава населения германское командование
оперативно приняло меры для того, чтобы расположить к сотрудничеству крымских
татар, часть которых встречала оккупантов в некоторых городах и деревнях
букетами, угощала фруктами и вином, видя в них «освободителей от
большевистского ига». В одном из первых приказов командующего 11-й армией
генерала Э. фон Манштейна после вступления его частей в Крым говорилось: «Всем задействованным
войскам против партизан ещё раз довести до каждого, что в этом деле важна
помощь гражданского населения, особенно татар и мусульман, ненавидящих
русских… Для этого необходимо не допускать каких-либо неоправданных действий
против мирного населения. Особенно требуется корректное обращение по отношению
к женщине. Необходимо постоянно уважать семейные традиции татар и мусульман и
их религию. Также требую неукоснительного уважения к личному имуществу,
сохранности скота, продовольственных запасов сельских жителей».
«В
Крыму, — отмечает, характеризуя дифференцированное отношение оккупантов к
различным группам населения, крымский исследователь А. В. Мальгин, — это
выразилось в создании целого ряда преимуществ, которыми могли пользоваться
представители некоторых национальных меньшинств, и в том числе крымские татары.
Это проявлялось как в освобождении от ряда налогов, преимуществах в получении
продуктов питания, административных должностей и т. д., так и в предоставлении
более широких возможностей для самостоятельной политической активности
(конечно, при условии её полной лояльности к Германии), а также в повседневной
пропагандистской риторике оккупационных властей. Всё это создавало условия для
более широкого вовлечения крымских татар в коллаборационистскую деятельность по
сравнению с другими этническими группами населения Крыма… С начала1942 г . начинает
формироваться система т. н. татарских или мусульманских комитетов, хотя немцы и
не разрешили создавать общекрымский орган для крымских татар, лишь этой общине
было разрешено иметь собственные органы «национального самоуправления»,
фактически параллельные обычной администрации. Ещё раньше началось создание
подразделений самообороны, вспомогательных подразделений для вермахта и
полицейских рот СД (в дальнейшем развёрнутых в батальоны), основным
контингентом которых также становились крымские татары». Общая численность
крымско-татарских формирований, служивших гитлеровцам с оружием в руках,
оценивается в 20 тысяч человек.
Крыму, — отмечает, характеризуя дифференцированное отношение оккупантов к
различным группам населения, крымский исследователь А. В. Мальгин, — это
выразилось в создании целого ряда преимуществ, которыми могли пользоваться
представители некоторых национальных меньшинств, и в том числе крымские татары.
Это проявлялось как в освобождении от ряда налогов, преимуществах в получении
продуктов питания, административных должностей и т. д., так и в предоставлении
более широких возможностей для самостоятельной политической активности
(конечно, при условии её полной лояльности к Германии), а также в повседневной
пропагандистской риторике оккупационных властей. Всё это создавало условия для
более широкого вовлечения крымских татар в коллаборационистскую деятельность по
сравнению с другими этническими группами населения Крыма… С начала
формироваться система т. н. татарских или мусульманских комитетов, хотя немцы и
не разрешили создавать общекрымский орган для крымских татар, лишь этой общине
было разрешено иметь собственные органы «национального самоуправления»,
фактически параллельные обычной администрации. Ещё раньше началось создание
подразделений самообороны, вспомогательных подразделений для вермахта и
полицейских рот СД (в дальнейшем развёрнутых в батальоны), основным
контингентом которых также становились крымские татары». Общая численность
крымско-татарских формирований, служивших гитлеровцам с оружием в руках,
оценивается в 20 тысяч человек.
В
документах органов НКВД СССР при характеристике политической тактики немцев в
отношении различных слоёв населения и религиозных конфессий значилось: «С
татарским населением заигрывали, даже партийно-советский актив не
преследовался. Большинство татарского населения лояльно относилось к немцам, а
многие активно помогали. Среди татар разжигали религиозно-националистические
чувства… Православные церкви и молитвенные дома открыты не были.
Способствовали открытию мечетей, назначали мулл. Муллы выступали с речами:
проклинали Советскую власть, отнявшую религию, только благодаря Гитлеру мы
вновь получили её, можем свободно выполнять свой долг перед богом и Магометом».
документах органов НКВД СССР при характеристике политической тактики немцев в
отношении различных слоёв населения и религиозных конфессий значилось: «С
татарским населением заигрывали, даже партийно-советский актив не
преследовался. Большинство татарского населения лояльно относилось к немцам, а
многие активно помогали. Среди татар разжигали религиозно-националистические
чувства… Православные церкви и молитвенные дома открыты не были.
Способствовали открытию мечетей, назначали мулл. Муллы выступали с речами:
проклинали Советскую власть, отнявшую религию, только благодаря Гитлеру мы
вновь получили её, можем свободно выполнять свой долг перед богом и Магометом».
Сначала
в Бахчисарае, а потом на его основе в Симферополе был создан «Мусульманский
комитет» во главе с Д. Абдурешидовым. Вскоре аналогичные комитеты были созданы
во всех городах и районах Крыма, кроме Севастополя и занятого советскими
войсками Керченского полуострова (в последнем такой комитет также был создан
летом 1942 года после поражения советских войск). В докладной записке наркома
внутренних дел СССР JI. П. Берии, поданной И. В. Сталину, В. М. Молотову и Г.
М. Маленкову после освобождения Крыма, в частности, отмечалось: «Мусульманские
комитеты проводили по заданию германских разведорганов вербовку татарской
молодёжи в добровольческие отряды для борьбы с партизанами и Красной Армией,
подбирали соответствующие кадры для заброски их в тыл Красной Армии и вели
активную профашистскую пропаганду среди татарского населения в Крыму.
в Бахчисарае, а потом на его основе в Симферополе был создан «Мусульманский
комитет» во главе с Д. Абдурешидовым. Вскоре аналогичные комитеты были созданы
во всех городах и районах Крыма, кроме Севастополя и занятого советскими
войсками Керченского полуострова (в последнем такой комитет также был создан
летом 1942 года после поражения советских войск). В докладной записке наркома
внутренних дел СССР JI. П. Берии, поданной И. В. Сталину, В. М. Молотову и Г.
М. Маленкову после освобождения Крыма, в частности, отмечалось: «Мусульманские
комитеты проводили по заданию германских разведорганов вербовку татарской
молодёжи в добровольческие отряды для борьбы с партизанами и Красной Армией,
подбирали соответствующие кадры для заброски их в тыл Красной Армии и вели
активную профашистскую пропаганду среди татарского населения в Крыму.
Члены
мусульманских комитетов субсидировались немцами и, кроме того, располагали
обширной сетью «торговых» и «культурно-просветительных» учреждений,
используемых одновременно и для шпионской работы… Члены мусульманских
комитетов в своей работе руководствовались лозунгом «Крым только для татар» и
распространяли слухи о присоединении Крыма к Турции…»
мусульманских комитетов субсидировались немцами и, кроме того, располагали
обширной сетью «торговых» и «культурно-просветительных» учреждений,
используемых одновременно и для шпионской работы… Члены мусульманских
комитетов в своей работе руководствовались лозунгом «Крым только для татар» и
распространяли слухи о присоединении Крыма к Турции…»
Однако,
отмечает О.В.Романько, «несмотря на полное подчинение всей деятельности
комитетов немецкой оккупационной администрации, лидеры крымскотатарских
националистов не оставляли надежды получить более широкие полномочия. В связи с
этим ими было предпринято несколько попыток. Так, в апреле1942 г . группой
руководителей Симферопольского комитета были разработаны новый устав и
программа деятельности мусульманских комитетов. При этом были выдвинуты следующие
главные требования: создание татарского парламента, создание татарской
национальной армии и создание самостоятельного татарского государства под
протекторатом Германии. Эта программа была подана на рассмотрение Гитлеру,
однако он её не одобрил.
отмечает О.В.Романько, «несмотря на полное подчинение всей деятельности
комитетов немецкой оккупационной администрации, лидеры крымскотатарских
националистов не оставляли надежды получить более широкие полномочия. В связи с
этим ими было предпринято несколько попыток. Так, в апреле
руководителей Симферопольского комитета были разработаны новый устав и
программа деятельности мусульманских комитетов. При этом были выдвинуты следующие
главные требования: создание татарского парламента, создание татарской
национальной армии и создание самостоятельного татарского государства под
протекторатом Германии. Эта программа была подана на рассмотрение Гитлеру,
однако он её не одобрил.
В мае 1943 года один из старейших
крымскотатарских националистов, А. Озенбашлы, подал на имя Гитлера меморандум,
в котором изложил программу сотрудничества между Германией и крымскими
татарами, основные положения которой были сходны с пунктами предыдущей. Однако
выполнение подобных требований не входило в планы нацистского руководства…
крымскотатарских националистов, А. Озенбашлы, подал на имя Гитлера меморандум,
в котором изложил программу сотрудничества между Германией и крымскими
татарами, основные положения которой были сходны с пунктами предыдущей. Однако
выполнение подобных требований не входило в планы нацистского руководства…
В
результате такой политики уже к концу 1943 года почти все мусульманские
районные комитеты практически не функционировали. Так, даже Симферопольский
комитет состоял фактически только из одного человека — своего председателя
Абдурешидова. Хотя, помимо него, в комитете на тот момент числилось ещё 11
членов, ни один из них участия в его работе не принимал».
результате такой политики уже к концу 1943 года почти все мусульманские
районные комитеты практически не функционировали. Так, даже Симферопольский
комитет состоял фактически только из одного человека — своего председателя
Абдурешидова. Хотя, помимо него, в комитете на тот момент числилось ещё 11
членов, ни один из них участия в его работе не принимал».
Прогерманские
организации были созданы и представителями других национальных общин. По этому
поводу JI. П. Берия докладывал И. В. Сталину 29 мая 1944 года: «В период
немецкой оккупации значительная часть болгарского населения активно участвовала
в проводимых немцами мероприятиях по заготовке хлеба и продуктов питания для
германской армии, содействовала германским военным властям в выявлении и
задержании военнослужащих Красной Армии и советских партизан, получала
«охранные свидетельства» от германского командования.
организации были созданы и представителями других национальных общин. По этому
поводу JI. П. Берия докладывал И. В. Сталину 29 мая 1944 года: «В период
немецкой оккупации значительная часть болгарского населения активно участвовала
в проводимых немцами мероприятиях по заготовке хлеба и продуктов питания для
германской армии, содействовала германским военным властям в выявлении и
задержании военнослужащих Красной Армии и советских партизан, получала
«охранные свидетельства» от германского командования.
Немцами
организовывались полицейские отряды из болгар, а также проводилась среди
болгарского населения вербовка для посылки на работу в Германию». Главным
полицмейстером Симферополя стал приехавший в Крым из Болгарии Средов, который
создал болгарский национальный комитет, в задачу которого входили набор добровольцев
в германскую армию, оказание материальной помощи оккупантам, проведение
агитационной работы. «В некоторых случаях, — отмечал крымский исследователь
М.Р.Акулов, — националистическая агитация достигала цели. Так, в 1942 году
некий Коржаев от имени болгар Сейтлерского (Нижнегорского) района обратился к
немецким властям с просьбой выселить из болгарских деревень русских и
украинцев».
организовывались полицейские отряды из болгар, а также проводилась среди
болгарского населения вербовка для посылки на работу в Германию». Главным
полицмейстером Симферополя стал приехавший в Крым из Болгарии Средов, который
создал болгарский национальный комитет, в задачу которого входили набор добровольцев
в германскую армию, оказание материальной помощи оккупантам, проведение
агитационной работы. «В некоторых случаях, — отмечал крымский исследователь
М.Р.Акулов, — националистическая агитация достигала цели. Так, в 1942 году
некий Коржаев от имени болгар Сейтлерского (Нижнегорского) района обратился к
немецким властям с просьбой выселить из болгарских деревень русских и
украинцев».
Среди
армян Крыма оккупационные власти создавали религиозные общины и комитеты. В
докладной записке «О результатах агентурно-оперативных мероприятий органов
«СМЕРШ» 4-го Украинского фронта с момента вступления в Крым» за время с 12 по
30 апреля 1944 года отмечалось, что «Армянский комитет» гор. Симферополя
поддерживал связь с белоэмигрантскими дашнакскими кругами за границей. Летом
1943 года «Армянский комитет» в гор. Симферополе посетил белоэмигрант —
руководитель дашнакского движения генерал ДРО. Вместе с последним приезжал
ТИГРИС — армянин, в звании полковника немецкой армии.
армян Крыма оккупационные власти создавали религиозные общины и комитеты. В
докладной записке «О результатах агентурно-оперативных мероприятий органов
«СМЕРШ» 4-го Украинского фронта с момента вступления в Крым» за время с 12 по
30 апреля 1944 года отмечалось, что «Армянский комитет» гор. Симферополя
поддерживал связь с белоэмигрантскими дашнакскими кругами за границей. Летом
1943 года «Армянский комитет» в гор. Симферополе посетил белоэмигрант —
руководитель дашнакского движения генерал ДРО. Вместе с последним приезжал
ТИГРИС — армянин, в звании полковника немецкой армии.
В
Симферополе на собрании армян генерал ДРО выступил с докладом на тему «Почему
мы воюем на стороне немцев».
Симферополе на собрании армян генерал ДРО выступил с докладом на тему «Почему
мы воюем на стороне немцев».
В
документах НКВД также отмечалось: «В городе Симферополе существовала немецкая
разведорганизация «Дромедор», возглавляемая бывшим дашнакским генералом Дро,
который руководил разведывательной
работой против Красной Армии и в этих целях создал несколько армянских
комитетов для шпионской и подрывной работы в тылу Красной Армии и для
содействия организации добровольческих армянских легионов.
документах НКВД также отмечалось: «В городе Симферополе существовала немецкая
разведорганизация «Дромедор», возглавляемая бывшим дашнакским генералом Дро,
который руководил разведывательной
работой против Красной Армии и в этих целях создал несколько армянских
комитетов для шпионской и подрывной работы в тылу Красной Армии и для
содействия организации добровольческих армянских легионов.
Армянские
национальные комитеты при активном участии прибывших из Берлина и Стамбула
эмигрантов проводили работу по пропаганде «независимой Армении».
национальные комитеты при активном участии прибывших из Берлина и Стамбула
эмигрантов проводили работу по пропаганде «независимой Армении».
Существовали
так называемые «армянские религиозные общины», которые, кроме религиозных и
политических вопросов, занимались организацией среди армян торговли и мелкой
промышленности. Эти организации оказывали немцам помощь, особенно «путём сбора
средств» на военные нужды Германии.
так называемые «армянские религиозные общины», которые, кроме религиозных и
политических вопросов, занимались организацией среди армян торговли и мелкой
промышленности. Эти организации оказывали немцам помощь, особенно «путём сбора
средств» на военные нужды Германии.
Армянскими
организациями был сформирован так называемый «армянский легион», который
содержался за счёт средств армянских общин».
организациями был сформирован так называемый «армянский легион», который
содержался за счёт средств армянских общин».
Существовал
в Крыму и «Украинский национальный комитет», который был создан комендатурой с
помощью городского управления Симферополя. Однако этот комитет просуществовал
недолго, так как большой пользы от него оккупантам не было — украинцев в Крыму
было мало, а поддерживавших этот комитет ещё меньше. Поэтому комитет был
реорганизован в «Бюро помощи украинскому населению».
в Крыму и «Украинский национальный комитет», который был создан комендатурой с
помощью городского управления Симферополя. Однако этот комитет просуществовал
недолго, так как большой пользы от него оккупантам не было — украинцев в Крыму
было мало, а поддерживавших этот комитет ещё меньше. Поэтому комитет был
реорганизован в «Бюро помощи украинскому населению».
Немецким
командованием, по данным разведки НКВД, в Крыму была создана и
русско-фашистская организация «Партия истинно русских людей», которая
возглавлялась начальником румынской контрразведки графом Келлером.
командованием, по данным разведки НКВД, в Крыму была создана и
русско-фашистская организация «Партия истинно русских людей», которая
возглавлялась начальником румынской контрразведки графом Келлером.
Сотрудничество
части советских граждан с германскими властями обусловливалось различными
причинами. Взаимодействовать с оккупационным режимом были вынуждены многие
советские люди, которые не решились вступить в ряды партизан и подпольщиков,
поскольку необходимые для жизни продукты и ресурсы можно было получить, только
работая в создававшихся на оккупированной территории организациях и
учреждениях. Население широко привлекалось и для обязательных работ на нужды
немецко-румынских оккупантов: очистки территории, ремонта дорог, строительства
различных сооружений, ведения сельскохозяйственной деятельности, уборки в
административных учреждениях и т. д. За отказ от их выполнения следовали
жестокие репрессии, зачастую смерть.
части советских граждан с германскими властями обусловливалось различными
причинами. Взаимодействовать с оккупационным режимом были вынуждены многие
советские люди, которые не решились вступить в ряды партизан и подпольщиков,
поскольку необходимые для жизни продукты и ресурсы можно было получить, только
работая в создававшихся на оккупированной территории организациях и
учреждениях. Население широко привлекалось и для обязательных работ на нужды
немецко-румынских оккупантов: очистки территории, ремонта дорог, строительства
различных сооружений, ведения сельскохозяйственной деятельности, уборки в
административных учреждениях и т. д. За отказ от их выполнения следовали
жестокие репрессии, зачастую смерть.
Этот
вынужденный коллаборационизм следует отличать от добровольного активного
сотрудничества с оккупантами: службы в немецкой армии, органах безопасности,
зондеркомандах и вспомогательных полицейских подразделениях. Мотивами активного
коллаборационизма являлись стремление части людей сделать карьеру при «новом
порядке», реализация собственных преступных наклонностей, страх перед
наказанием за дезертирство из рядов Красной Армии, идеологические расхождения с
советской властью, месть за её действия или действия отдельных должностных лиц
в отношении себя или своих родных. В стране были не только те, кто поддерживал
строительство социализма, но и те, кто пострадал от Гражданской войны,
свёртывания нэпа, коллективизации и политических репрессий. В этой связи А. В.
Мальгин подчёркивает: «Не подлежит сомнению, что на крымских татар весьма
негативное впечатление произвела коллективизация сельского хозяйства,
сопровождавшаяся массовыми репрессиями (например, жёсткое подавление попытки
выступления в Искуте в 1930 году), а также уничтожение советским репрессивным
аппаратом многочисленных представителей крымскотатарской интеллигенции в
1937—1938 годах. Кроме этого, не следует сбрасывать со счетов, что среди
крымских татар продолжало жить (и даже культивироваться советской пропагандой)
представление о том, что их родина — Крым — была некогда завоёвана Россией,
что, несомненно, подпитывало чувство национальной обиды и приводило к
отчуждённости от жизни нетатарского большинства полуострова. Представители
коллаборационистской верхушки сполна использовали действительные и мнимые беды
крымских татар в период царской России и во время господства советской системы
для создания моральной атмосферы поддержки оккупационных властей. Всё это
привело к тому, что как у последних, так и у представителей советской власти
сформировалось устойчивое представление о массовом характере пронемецких
настроений среди второй по численности национальной общины Крыма». В
последующем факты активного сотрудничества с немецкими оккупантами части
крымских татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению
полуострова. В результате побед Красной Армии в 1943—1944 годах и активизации
действий партизан в Крыму массовая база коллаборационизма была разрушена, что
стало важным фактором в ходе боёв за освобождение Крыма.
вынужденный коллаборационизм следует отличать от добровольного активного
сотрудничества с оккупантами: службы в немецкой армии, органах безопасности,
зондеркомандах и вспомогательных полицейских подразделениях. Мотивами активного
коллаборационизма являлись стремление части людей сделать карьеру при «новом
порядке», реализация собственных преступных наклонностей, страх перед
наказанием за дезертирство из рядов Красной Армии, идеологические расхождения с
советской властью, месть за её действия или действия отдельных должностных лиц
в отношении себя или своих родных. В стране были не только те, кто поддерживал
строительство социализма, но и те, кто пострадал от Гражданской войны,
свёртывания нэпа, коллективизации и политических репрессий. В этой связи А. В.
Мальгин подчёркивает: «Не подлежит сомнению, что на крымских татар весьма
негативное впечатление произвела коллективизация сельского хозяйства,
сопровождавшаяся массовыми репрессиями (например, жёсткое подавление попытки
выступления в Искуте в 1930 году), а также уничтожение советским репрессивным
аппаратом многочисленных представителей крымскотатарской интеллигенции в
1937—1938 годах. Кроме этого, не следует сбрасывать со счетов, что среди
крымских татар продолжало жить (и даже культивироваться советской пропагандой)
представление о том, что их родина — Крым — была некогда завоёвана Россией,
что, несомненно, подпитывало чувство национальной обиды и приводило к
отчуждённости от жизни нетатарского большинства полуострова. Представители
коллаборационистской верхушки сполна использовали действительные и мнимые беды
крымских татар в период царской России и во время господства советской системы
для создания моральной атмосферы поддержки оккупационных властей. Всё это
привело к тому, что как у последних, так и у представителей советской власти
сформировалось устойчивое представление о массовом характере пронемецких
настроений среди второй по численности национальной общины Крыма». В
последующем факты активного сотрудничества с немецкими оккупантами части
крымских татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению
полуострова. В результате побед Красной Армии в 1943—1944 годах и активизации
действий партизан в Крыму массовая база коллаборационизма была разрушена, что
стало важным фактором в ходе боёв за освобождение Крыма.
Система
управления полуостровом, организованная оккупационными властями, стала меняться
в январе 1944 года, когда командующий 17-й немецкой армией генерал-полковник Э.
Йенеке приказал начать подготовку к созданию в Крыму местного полуавтономного
правительства. Основой для этого правительства должны были стать органы
местного самоуправления и разные национальные комитеты. В его ведение
планировалось передать управление органами гражданской власти и вспомогательной
полицией. К марту вся местная администрация была в основном переформирована
согласно этому плану. Однако этим замыслам не суждено было исполниться, так как
уже в апреле—мае 1944 года территория Крыма была освобождена советскими войсками.
управления полуостровом, организованная оккупационными властями, стала меняться
в январе 1944 года, когда командующий 17-й немецкой армией генерал-полковник Э.
Йенеке приказал начать подготовку к созданию в Крыму местного полуавтономного
правительства. Основой для этого правительства должны были стать органы
местного самоуправления и разные национальные комитеты. В его ведение
планировалось передать управление органами гражданской власти и вспомогательной
полицией. К марту вся местная администрация была в основном переформирована
согласно этому плану. Однако этим замыслам не суждено было исполниться, так как
уже в апреле—мае 1944 года территория Крыма была освобождена советскими войсками.