Москва, 29 августа – Наша Держава. В первой части этого исследовния мы выяснили, что затраты на
содержание европейских монархий составляют незначительную часть
бюджетов, и последние два столетия эти расходы снижаются. Во второй части работы мы установили, что расходы на институт президентства в
России превышает расходы на европейские монархии в разы или десятки раз.
Это связано с большим объемом властных полномочий Президента нашей
страны.
содержание европейских монархий составляют незначительную часть
бюджетов, и последние два столетия эти расходы снижаются. Во второй части работы мы установили, что расходы на институт президентства в
России превышает расходы на европейские монархии в разы или десятки раз.
Это связано с большим объемом властных полномочий Президента нашей
страны.
Для определения возможных расходов на монархию в России необходимо решить три вопроса:
- Будет ли Государю предоставлена собственность, способная приносить доход.
- Каков будет объем полномочий Государя и, соответственно, затраты на их осуществление.
- Каким членам Императорской фамилии будет предоставляться содержание.
Решение первого вопроса поможет оценить предположительный доход с
собственности Короны, а двух остальных – определить размер цивильного
листа.
собственности Короны, а двух остальных – определить размер цивильного
листа.
Собственность Императорской фамилии
Собственность Государя, а затем и Августейшей фамилии, может быть
образована двумя путями. Первый – полная либо частичная реституция
удельных земель и имений, бывших в собственности Императорской фамилии
до 1917 года. Напомним: доходы с этого имущества использовались, в т.ч.
на финансовое обеспечение членов Императорской фамилии. На наш взгляд,
это нежелательный путь по двум соображениям. Во-первых, в течение более
чем столетия эти имущества переходили из рук в руки, и современных
хозяев следует признать добросовестными приобретателями. Выкупать у них
собственность окажется во многих случаях весьма затруднительно, изымать –
пагубно для гражданского права. И то, и другое вредно для авторитета
монархии. Во-вторых, по справедливости тут же встанет вопрос о
реституции и другим дореволюционным собственникам. А это уже
всероссийский конфликт. Во многих случаях даже невозможно окажется
возвратить собственность давним хозяевам. Например, знаменитый
Международный детский центр «Артек», располагается на территории сразу
нескольких дореволюционных поместий и дач; у добропорядочного человека
даже рука не поднимется на реституцию этих земель. Можно сказать, что
бывшие собственники могут согласиться на компенсацию за утраченные
имущества. Но ни желания, ни денег не хватит перепродать всю Россию!
Таким образом, вопрос о реституции следует решить отрицательно. Пусть
история собственности будущей монаршей семьи и пожелавших возвратиться
потомков эмигрантов начнется с чистого листа и нового служения. Второй
путь образования собственности Императорской фамилии заключается в
передаче ей отдельных исторических дворцов и резиденций нынешних
президентов. Такой способ обладает своими недостатками. Во-первых, по
соображениям морали, Государь поставляется Господом на служение,
следовательно, государство ему предоставляет жилища для служения. Это
право пользования, как со служебной квартирой. В противном случае
получится, что государство делает Государю роскошные дары без служения.
Это не по совести. Во-вторых, собственность порождает обязанность заботы
о ней. Тогда либо в цивильный лист придется закладывать затраты на
содержание и ремонт дворцов, либо следует предоставить Государю имения,
доход с которых будет тратиться на эти же цели. В первом случае мы
усложняем содержание имущества (средства можно прямо выделить из
бюджета, не затрудняя Государя излишними хозяйственными заботами), во
втором – мы опять фактически приходим к реституции уделов. Общий вывод:
дворцов, имений и земель Государю не возвращать, обязанность служения и
так даст право пользования необходимой для этого собственностью.
образована двумя путями. Первый – полная либо частичная реституция
удельных земель и имений, бывших в собственности Императорской фамилии
до 1917 года. Напомним: доходы с этого имущества использовались, в т.ч.
на финансовое обеспечение членов Императорской фамилии. На наш взгляд,
это нежелательный путь по двум соображениям. Во-первых, в течение более
чем столетия эти имущества переходили из рук в руки, и современных
хозяев следует признать добросовестными приобретателями. Выкупать у них
собственность окажется во многих случаях весьма затруднительно, изымать –
пагубно для гражданского права. И то, и другое вредно для авторитета
монархии. Во-вторых, по справедливости тут же встанет вопрос о
реституции и другим дореволюционным собственникам. А это уже
всероссийский конфликт. Во многих случаях даже невозможно окажется
возвратить собственность давним хозяевам. Например, знаменитый
Международный детский центр «Артек», располагается на территории сразу
нескольких дореволюционных поместий и дач; у добропорядочного человека
даже рука не поднимется на реституцию этих земель. Можно сказать, что
бывшие собственники могут согласиться на компенсацию за утраченные
имущества. Но ни желания, ни денег не хватит перепродать всю Россию!
Таким образом, вопрос о реституции следует решить отрицательно. Пусть
история собственности будущей монаршей семьи и пожелавших возвратиться
потомков эмигрантов начнется с чистого листа и нового служения. Второй
путь образования собственности Императорской фамилии заключается в
передаче ей отдельных исторических дворцов и резиденций нынешних
президентов. Такой способ обладает своими недостатками. Во-первых, по
соображениям морали, Государь поставляется Господом на служение,
следовательно, государство ему предоставляет жилища для служения. Это
право пользования, как со служебной квартирой. В противном случае
получится, что государство делает Государю роскошные дары без служения.
Это не по совести. Во-вторых, собственность порождает обязанность заботы
о ней. Тогда либо в цивильный лист придется закладывать затраты на
содержание и ремонт дворцов, либо следует предоставить Государю имения,
доход с которых будет тратиться на эти же цели. В первом случае мы
усложняем содержание имущества (средства можно прямо выделить из
бюджета, не затрудняя Государя излишними хозяйственными заботами), во
втором – мы опять фактически приходим к реституции уделов. Общий вывод:
дворцов, имений и земель Государю не возвращать, обязанность служения и
так даст право пользования необходимой для этого собственностью.
Объем полномочий Государя
Объем полномочий Государя будет зависеть от модели монархии, которая
реализуется в России. Возможны четыре монархических проекта:
парламентский, дуалистический, самодержавный, абсолютистский.
реализуется в России. Возможны четыре монархических проекта:
парламентский, дуалистический, самодержавный, абсолютистский.
При парламентской монархии исполнительную власть возглавляет
премьер-министр (канцлер), власть Государя ограничена представительскими
и символическими функциями, благотворительностью. В этом случае расходы
на монархию будут соотносимы с таковыми в большинстве монархий Европы и
составят не менее 0,002-0,2% доходной части государственного бюджета,
т.е. станут, оценочно в 50 раз меньше современных затрат на институт
президентства. При этом, разумеется, вырастут расходы на
функционирование премьер-министра, объем полномочий которого увеличится.
премьер-министр (канцлер), власть Государя ограничена представительскими
и символическими функциями, благотворительностью. В этом случае расходы
на монархию будут соотносимы с таковыми в большинстве монархий Европы и
составят не менее 0,002-0,2% доходной части государственного бюджета,
т.е. станут, оценочно в 50 раз меньше современных затрат на институт
президентства. При этом, разумеется, вырастут расходы на
функционирование премьер-министра, объем полномочий которого увеличится.
При дуалистической монархии Государю принадлежит реальная
политическая власть: формирование правительства, роспуск парламента,
абсолютное вето, ведение переговоров и пр. Подобная модель похожа на
систему власти в России в период 1990-х гг., когда неявные
конституционные и скрытые полномочия Президента еще не были реализованы в
полной мере. В данном случае расход на монархию может составить, по
примеру Люксембурга, 0,034% бюджета, т.е. в пять раз меньше современных
трат.
политическая власть: формирование правительства, роспуск парламента,
абсолютное вето, ведение переговоров и пр. Подобная модель похожа на
систему власти в России в период 1990-х гг., когда неявные
конституционные и скрытые полномочия Президента еще не были реализованы в
полной мере. В данном случае расход на монархию может составить, по
примеру Люксембурга, 0,034% бюджета, т.е. в пять раз меньше современных
трат.
При самодержавной монархии Государь также будет обладать реальной
политической властью. При этом существующие ныне паллиативные элементы
самодержавия, такие полумеры, станут настоящими, рабочими: Прямая линия с
Президентом и различные Советы при Президенте превратятся в Земский
Собор или Народную Думу, Администрация Президента и институт полномочных
представителей – в Сенат и Царский Суд. При подобной модели требуются
не нововведения, а усовершенствования сложившейся системы власти,
поэтому финансирование монархии будет сопоставимо с нынешними расходами
на институт президентства, т.е. 0,18% государственного бюджета.
политической властью. При этом существующие ныне паллиативные элементы
самодержавия, такие полумеры, станут настоящими, рабочими: Прямая линия с
Президентом и различные Советы при Президенте превратятся в Земский
Собор или Народную Думу, Администрация Президента и институт полномочных
представителей – в Сенат и Царский Суд. При подобной модели требуются
не нововведения, а усовершенствования сложившейся системы власти,
поэтому финансирование монархии будет сопоставимо с нынешними расходами
на институт президентства, т.е. 0,18% государственного бюджета.
При абсолютной монархии Государь обладает всей полнотой
исполнительной, законодательной и судебной власти. Это похоже на
монархию в России XVIII-XIX вв. В таком случае расходы на монархию могут
достигнуть нескольких процентов бюджета. Вероятно, это будет 2%, как в
Австро-Венгрии и Пруссии в середине позапрошлого столетия (табл. 3).
Содержание современной абсолютной монархии в Саудовской Аравии стоит
Саудовская Аравия 2 млрд. долл. (121,7 млрд. руб.). Таким образом,
затраты на монархию в России вырастут в 4-10 раз по сравнению с
расходами на институт президентства. Сложно представить не только то, на
что могли бы Государю действительно понадобиться такие суммы, но и чем
такая монархия могла бы быть полезна России. Исторически именно
абсолютные монархии впадали в разорительную роскошь и теряли в ней свое
предназначение. Абсолютизм, как искажение монархии, является
нежелательным будущим России.
исполнительной, законодательной и судебной власти. Это похоже на
монархию в России XVIII-XIX вв. В таком случае расходы на монархию могут
достигнуть нескольких процентов бюджета. Вероятно, это будет 2%, как в
Австро-Венгрии и Пруссии в середине позапрошлого столетия (табл. 3).
Содержание современной абсолютной монархии в Саудовской Аравии стоит
Саудовская Аравия 2 млрд. долл. (121,7 млрд. руб.). Таким образом,
затраты на монархию в России вырастут в 4-10 раз по сравнению с
расходами на институт президентства. Сложно представить не только то, на
что могли бы Государю действительно понадобиться такие суммы, но и чем
такая монархия могла бы быть полезна России. Исторически именно
абсолютные монархии впадали в разорительную роскошь и теряли в ней свое
предназначение. Абсолютизм, как искажение монархии, является
нежелательным будущим России.
Мы не будем сейчас вдаваться в анализ преимуществ и недостатков этих
монархических проектов, но заметим, что, на наш взгляд, наиболее
реализуемыми являются дуалистическая монархия с парламентом и
самодержавная с профессионально-корпоративным народным
представительством. Важно, что в случае самодержавной монархии народное
представительство будет формироваться по профессионально-корпоративной
принадлежности, что удешевит и сам его созыв, и исключит партийную
борьбу. В результате государство продолжит тратить средства на
обеспечение работы представительства (по статье расходов на обеспечение
работы органов государственной власти), но сэкономит на федеральных
выборах в парламент, т.к. созыв представителей логично будет
финансировать за счет средств профессиональных корпораций и союзов. При
этом расходы федерального бюджета на проведение выборов в Госдуму в 2016
году, по данным ЦИК РФ, составили более 14,7 млрд. руб., а расходы
партий на выборы (учитывая расходы и федеральных, и местных фондов
партий) – 5 млрд. руб. При общих расходах около 20 млрд. руб. и
пятилетнем сроке работы Государственной Думы мы получаем удельные
расходы в размере 4 млрд. руб. в год (в 7 раз больше расходов на
испанскую монархию).
монархических проектов, но заметим, что, на наш взгляд, наиболее
реализуемыми являются дуалистическая монархия с парламентом и
самодержавная с профессионально-корпоративным народным
представительством. Важно, что в случае самодержавной монархии народное
представительство будет формироваться по профессионально-корпоративной
принадлежности, что удешевит и сам его созыв, и исключит партийную
борьбу. В результате государство продолжит тратить средства на
обеспечение работы представительства (по статье расходов на обеспечение
работы органов государственной власти), но сэкономит на федеральных
выборах в парламент, т.к. созыв представителей логично будет
финансировать за счет средств профессиональных корпораций и союзов. При
этом расходы федерального бюджета на проведение выборов в Госдуму в 2016
году, по данным ЦИК РФ, составили более 14,7 млрд. руб., а расходы
партий на выборы (учитывая расходы и федеральных, и местных фондов
партий) – 5 млрд. руб. При общих расходах около 20 млрд. руб. и
пятилетнем сроке работы Государственной Думы мы получаем удельные
расходы в размере 4 млрд. руб. в год (в 7 раз больше расходов на
испанскую монархию).
В итоге во всех моделях, кроме абсолютистской, размер цивильного
листа российской монархии будет меньшим по сравнению нынешними затратами
на институт президентства.
листа российской монархии будет меньшим по сравнению нынешними затратами
на институт президентства.
Содержание членов Императорской фамилии
В дореволюционной России содержание убывало по степеням родства с
Императором, но по прямым мужским линиям не было ограничено поколениями.
В начале XX столетия на свет появлялись правнуки Императора-прародителя
Николая I. Далее род должен был разрастись, что потребовало бы реформы
денежного обеспечения его членов. Однако революция предотвратила и
первое, и второе. Тем не менее следует предусмотреть решение этого
противоречия в дальнейшем. Мы предлагаем следующие принципы для
назначения государственного содержания членам Императорской фамилии:
Императором, но по прямым мужским линиям не было ограничено поколениями.
В начале XX столетия на свет появлялись правнуки Императора-прародителя
Николая I. Далее род должен был разрастись, что потребовало бы реформы
денежного обеспечения его членов. Однако революция предотвратила и
первое, и второе. Тем не менее следует предусмотреть решение этого
противоречия в дальнейшем. Мы предлагаем следующие принципы для
назначения государственного содержания членам Императорской фамилии:
- Содержание обязательно предоставляется правящей семье: Государю,
Государыне, их родителям (если таковые не царствовали), вдовствующим
Государыням, отрекшимся от престола Государям, Наследнику, прочим детям
мужеского пола до совершеннолетия, женского пола – до замужества. - Содержание предоставляется совершеннолетним членам Фамилии, служащим
правящей семье, т.е. выполняющим представительские функции. Это
ограничит круг лиц детьми Императора. - Содержание предоставляется сыновьям членов Фамилии, служащим
правящей семье, до совершеннолетия и поступления на службу
государственную, а дочерям – до замужества. Это ограничит круг лиц
внуками Императора. - Прочие члены Императорской фамилии получают содержание от родителей, а в дальнейшем – от государственной службы.
В результате количество лиц, получающих содержание, будет ограничено
даже при богатых детьми семьях двумя-тремя десятками, и само содержание
станет назначаться только тем, в ком действительно может помочь Государю
в царском служении.
даже при богатых детьми семьях двумя-тремя десятками, и само содержание
станет назначаться только тем, в ком действительно может помочь Государю
в царском служении.
Монархия в России сэкономит средства бюджета
Разумный и честный человек должен прийти к заключению, что монархия
не будет обременительной для России. Расходы на имущество останутся
прежними, т.к. необходимые резиденции Императорской фамилии будут
предоставлены из состава ныне имеющихся президентских резиденций и
исторических дворцов. Можно с уверенностью сказать, что публика станет с
еще большим интересом посещать тот дворец, в котором живет или
останавливается Государь. Это приведет к росту доходов от туризма.
Расходы на функционирование Императора в качестве главы государства
также будут покрываться из нынешних аналогичных расходов. И, в
зависимости от модели монархии, мы получим либо сопоставимые суммы (при
самодержавной монархии), либо меньшие в разы (при дуалистической) и
десятки раз (при парламентской). Расходы на содержание семьи Государя
также вполне возможно провести по имеющимся статьям бюджета, если
назначать содержание только тем лицам, которые действительно могут
оказывать помощь в монаршем служении. Это ближайшие родственники
Государя (дети, братья, дядья, племянники), которые будут выполнять
представительские либо надзорно-контролирующие функции. На наш взгляд,
сын Императора, с детства всем обеспеченный и образцово образованный и
опытный лучше сможет разобраться в непорядках какой-либо губернии,
нежели нынешний президентский полномочный представитель. Общий размер
цивильного листа российской монархии можно уложить в интервал от 500
млн. до 30 млрд. руб., в зависимости от объема полномочий, которые будут
определены Государю.
не будет обременительной для России. Расходы на имущество останутся
прежними, т.к. необходимые резиденции Императорской фамилии будут
предоставлены из состава ныне имеющихся президентских резиденций и
исторических дворцов. Можно с уверенностью сказать, что публика станет с
еще большим интересом посещать тот дворец, в котором живет или
останавливается Государь. Это приведет к росту доходов от туризма.
Расходы на функционирование Императора в качестве главы государства
также будут покрываться из нынешних аналогичных расходов. И, в
зависимости от модели монархии, мы получим либо сопоставимые суммы (при
самодержавной монархии), либо меньшие в разы (при дуалистической) и
десятки раз (при парламентской). Расходы на содержание семьи Государя
также вполне возможно провести по имеющимся статьям бюджета, если
назначать содержание только тем лицам, которые действительно могут
оказывать помощь в монаршем служении. Это ближайшие родственники
Государя (дети, братья, дядья, племянники), которые будут выполнять
представительские либо надзорно-контролирующие функции. На наш взгляд,
сын Императора, с детства всем обеспеченный и образцово образованный и
опытный лучше сможет разобраться в непорядках какой-либо губернии,
нежели нынешний президентский полномочный представитель. Общий размер
цивильного листа российской монархии можно уложить в интервал от 500
млн. до 30 млрд. руб., в зависимости от объема полномочий, которые будут
определены Государю.
Экономия, которую даст монархия России, будет и экономией на выборах,
но не на демократии. Да, президентские выборы устранятся, ибо
устранится борьба за высшую власть. Думские выборы останутся при
парламентской и дуалистической монархиях, но существенно удешевятся при
монархии самодержавной. Затраты на местные выборы, несомненно сохранятся
во всех трех вариантах, поскольку это тот уровень управления, на
котором демократия может быть эффективной.
но не на демократии. Да, президентские выборы устранятся, ибо
устранится борьба за высшую власть. Думские выборы останутся при
парламентской и дуалистической монархиях, но существенно удешевятся при
монархии самодержавной. Затраты на местные выборы, несомненно сохранятся
во всех трех вариантах, поскольку это тот уровень управления, на
котором демократия может быть эффективной.
В настоящее время мы видим то, как монархии самостоятельно
ограничивают свои расходы и как российская республика продолжает
расточительствовать. Будем надеяться, что не слишком суровые
экономические бури, а воля Божья побудит нас выбрать более бережливую
форму правления – монархию.
ограничивают свои расходы и как российская республика продолжает
расточительствовать. Будем надеяться, что не слишком суровые
экономические бури, а воля Божья побудит нас выбрать более бережливую
форму правления – монархию.
Александр Семиреченский. https://rusorel.info/chast-3-skolko-mozhet-stoit-soderzhanie-monarxii-rossii/