Москва, 29 мая — Наша Держава (Константин Зайцев). Межведомственная комиссия по расследованию аварии ракеты-носителя «Протон-М» с космическим аппаратом «Экспресс-АМ4R» определила основную причину случившегося, не исключив при этом версию преднамеренного саботажа. «Наиболее вероятной причиной аварии на сегодняшний день представляется разрушение крепления подшипника турбонасоса в рулевом двигателе третьей ступени ракеты», — сообщил председатель комиссии, первый заместитель гендиректора ЦНИИмаша Александр Данилюк.
Помимо этой версии в дальнейшем комиссия будет рассматривать еще три. Все они связаны с работой рулевого двигателя третьей ступени: разгерметизация магистрали питания горючим, попадание посторонней частицы в регулятор расхода горючего или стабилизатор и засорение фильтра по линии горючего.
По словам Данилюка, комиссия пока не исключила версию преднамеренного саботажа. В то же время он отметил, что в КБ химавтоматики и на Воронежском механическом заводе, где производят рулевые двигатели третьей ступени ракеты-носителя, а также на ракетно-космическом заводе в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева «комиссия не выявила каких-либо нарушений, которые могли бы стать непосредственной причиной аварии».
Сейчас Роскосмос готовит доклад для российского правительства о ходе расследования.
Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником связи «Экспресс-АМ4R» стартовала с космодрома Байконур 16 мая. На этапе работы третьей ступени ракеты возникла нештатная ситуация, и космический аппарат не был выведен на орбиту.
По решению Роскосмоса и Минобороны для расследования аварии была создана Межведомственная комиссия, в которую вошли 24 эксперта из Роскосмоса, Минобороны, Объединенной ракетно-космической корпорации, Исследовательского центра имени Келдыша, НПО «Техномаш», ЦНИИ войск Воздушно-космической обороны и других организаций.
Рабочие группы в составе комиссии анализируют телеметрическую информацию и данные внешних измерений траектории ракеты, конструкторскую и технологическую документацию, процессы изготовления, испытаний, приемки, транспортировки, хранения и подготовки ракеты к пуску. Эксперты комиссии работают на Байконуре, в конструкторских бюро, на заводах-изготовителях, в центрах управления полетами.
Смотрите оригинал материала наhttp://www.interfax.ru/russia/378558