Москва, 6 мая — Наша Держава. Великомученик Георгий († 303) – родом из
Каппадокии (Малая Азия), был сыном богатых и благочестивых родителей,
воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности –
Белит), у подножия Ливанских гор. Поступив на военную службу, будущий
великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью,
физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания
тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана.
Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских
богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он
вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Каппадокии (Малая Азия), был сыном богатых и благочестивых родителей,
воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности –
Белит), у подножия Ливанских гор. Поступив на военную службу, будущий
великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью,
физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания
тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана.
Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских
богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он
вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде безчеловечный приговор об
истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя,
что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил
на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил
его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и
убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя,
что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил
на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил
его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и
убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа
император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был
заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки,
а на грудь положили тяжелый камень. Но св. Георгий мужественно переносил
страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в
жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную
известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик
все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову
святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году. Мощи св.
Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его
имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был
заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки,
а на грудь положили тяжелый камень. Но св. Георгий мужественно переносил
страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в
жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную
известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик
все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову
святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году. Мощи св.
Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его
имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
Неверующий человек спросит: а в чем же тут его победа,
почему он Победоносец?
почему он Победоносец?
Великомученика Георгия называют Победоносцем за мужество и
за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться
от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, особенно
воинам. На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим
копьем змия – символ диавола. Это изображение основано на предании и относится
к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.
за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться
от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, особенно
воинам. На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим
копьем змия – символ диавола. Это изображение основано на предании и относится
к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.
По преданию, недалеко от места, где родился св. Георгий в
городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по
жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь
правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе
стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг
появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас
девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он
прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу
жителей той страны, которые до этого были язычниками.
городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по
жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь
правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе
стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг
появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас
девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он
прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу
жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне
для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление
единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия
покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. В дореволюционное
время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в
первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен
святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.
для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление
единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия
покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. В дореволюционное
время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в
первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен
святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.
Грузия,
просвещенная в IV в христианской верой святой равноапостольной Ниной (†
335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца, потому
особо чтит св. Георгия как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в
честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках міра).
просвещенная в IV в христианской верой святой равноапостольной Ниной (†
335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца, потому
особо чтит св. Георгия как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в
честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках міра).
Св. Георгий Победоносец почитался на Святой Руси с самого
начала христианства. Он стал небесным покровителем нескольких великих
строителей русского государства и русской военной мощи.
начала христианства. Он стал небесным покровителем нескольких великих
строителей русского государства и русской военной мощи.
Сын св. равноапостольного кн. Владиміра, Ярослав Мудрый, во святом
крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской
Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде,
воздвиг церковь св. Георгия Победоносца в Киеве. 26 ноября 1051 г. – день
освящения этой церкви святителем
Иларионом, митр. Киевским, – стал церковным праздником, любовно
названным народом «Юрьев день», или «осенний Егорий». В
этот день, до времен правления Бориса
Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской
Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде,
воздвиг церковь св. Георгия Победоносца в Киеве. 26 ноября 1051 г. – день
освящения этой церкви святителем
Иларионом, митр. Киевским, – стал церковным праздником, любовно
названным народом «Юрьев день», или «осенний Егорий». В
этот день, до времен правления Бориса
Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Имя св. Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (†
1157), создатель многих Георгиевских церквей, строитель города
Юрьева-Польского. В 1238 г. борьбу с монгольскими ордами возглавил Великий Князь Владимірский Юрий
(Георгий) Всеволодович († 1238, память 4 февр.), сложивший голову в битве на р.
Сити. Память о нем как о Егории Храбром, защитнике родной земли,
отразилась в народных былинах. Первым Великим Князем Московским в период
собирания земли Русской вокруг Москвы, был Юрий Данилович († 1325) – сын св. Даниила Московского,
внук св. Александра Невского.
1157), создатель многих Георгиевских церквей, строитель города
Юрьева-Польского. В 1238 г. борьбу с монгольскими ордами возглавил Великий Князь Владимірский Юрий
(Георгий) Всеволодович († 1238, память 4 февр.), сложивший голову в битве на р.
Сити. Память о нем как о Егории Храбром, защитнике родной земли,
отразилась в народных былинах. Первым Великим Князем Московским в период
собирания земли Русской вокруг Москвы, был Юрий Данилович († 1325) – сын св. Даниила Московского,
внук св. Александра Невского.
С того времени св. Георгий Победоносец – всадник,
поражающий змия, – стал гербом
Москвы и включен в герб Русского государства. Изображение Георгия
Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием» (Откр.
12:3; 20:2).
поражающий змия, – стал гербом
Москвы и включен в герб Русского государства. Изображение Георгия
Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием» (Откр.
12:3; 20:2).
Позже в России были учреждены Георгиевские награды –
боевые, то есть самые почетные – для офицеров и низших чинов, в связи с чем «Юрьев день осенний» (26
нояб./9 дек.) стал одним из самых почитаемых праздников и у
русских военных.
боевые, то есть самые почетные – для офицеров и низших чинов, в связи с чем «Юрьев день осенний» (26
нояб./9 дек.) стал одним из самых почитаемых праздников и у
русских военных.
МОЛИТВА БЛАГОДАТНОМУ ПОКРОВИТЕЛЮ СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА
СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ И ПОБЕДОНОСЦУ ГЕОРГИЮ
Великий Георгий, Предстатель небесный,
Целитель всех нужд и печалей, и ран!
Ты — Русской Державы Защитник чудесный,
Ты — слава героев и вождь христиан.
Твое, Божий Воин, прославлено имя
Величьем страданий во имя Христа;
Своею любовью, делами своими
Ты всех покоряешь святыне Креста.
Услышь нас, молящихся, грешных собратий,
Гонимых, позоримых русских людей,
Разрушь злой совет инородческих ратей,
Избавь нас от козней продажных вождей.
Видна Тебе лютая наша тревога,
Ты знаешь, что многих корысть увлекла
И многие наши забыли про Бога
И стали рабами кромешного зла.
Рассей, о Георгий, соблазны измены,
Взыщи обезумевших блудных сынов
И к нам возврати их из вражьего плена,
Спаси, вразуми их, о Воин Христов!
Мы молим Тебя на коленях, рыдая —
Явись, Благодатный Герой, с небеси
С чудесным советом к Царю Николаю
И с Ним усмири всяк язык на Руси!
О сжалься, Георгий, над Русской Державой
И прежнюю силу подай Ты ей вновь
И снова затепли с немеркнущей славой
В сердцах наших веру, надежду, любовь!
Лев Катанский
(Впервые опубликовано 23 апреля 1906 г. в газете «Русское знамя»)
Михаил Назаров
«Русская идея»
Комментарий НД: Именно сегодняшний День 23.04.303 (6.05) нужно восстановить в качестве главного Воинского Праздника, отменив в качестве такового день национального позора от 23 февраля 1918 года
Комментарий НД: Именно сегодняшний День 23.04.303 (6.05) нужно восстановить в качестве главного Воинского Праздника, отменив в качестве такового день национального позора от 23 февраля 1918 года
Приложение от НД: