Москва, 12 июля — Наша Держава (Елена Павлова). Правительство КЧР (Карачаево-Черкесская республика) не разрешает организацию детского лагеря
на территории православного храма в селении Маруха.
на территории православного храма в селении Маруха.
ШКОЛА РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО ВЫЖИВАНИЯ
Точнее, это не
лагерь в привычном понимании этого слова. Организатор – настоятель храма
Казанской иконы Божьей матери отец Александр (Емельянов) и ребята, которые хоть
раз побывали там, называют его школой. Так это значится и в официальных письмах, и документах: «Школа русского культурного выживания». За одну только
смену, которая длится не больше двух недель, мальчишки и девчонки, съезжавшиеся
в Маруху из разных городов и сел КЧР, Ставрополья, Ростовской области, успевали
узнать и понять очень многое. Большинство даже не вспоминали о «скучающих» в
рюкзаках планшетах и телефонах. День, начинавшийся с молитвы, для ребят был
наполнен множеством интересных дел. Они ходили в походы, поднимались на гору
Карабек, узнавали о боях, которые шли на Марухском перевале в 1942-1943
годах, и сами осваивали азы школы выживания, философию и навыки русского
рукопашного боя. Ребята с удовольствием слушали фольклорные коллективы,
которые приезжали к ним с концертами, разучивали вместе с ними народные песни и
пляски. Кстати, не только русские, но и горские. В этом году, как и в прошлом,
в «Школе русского культурного выживания» планировались выступления
ставропольских и черкесских фольклорных ансамблей. Девчата успевали научиться
печь пироги на углях, а мальчишки – разводить костры, устанавливать палатки,
обустраивать походный быт. Конечно, все любили посидеть вечерами у костра и
попеть хорошие песни. А еще ребята читали… Вслух… Русскую классику… Две
недели – это очень немалый срок, когда человек, пусть даже совсем юный,
попадает в тот уголок земли, где раскрываются сердца и души. Там он обретает
душевный покой хотя бы на время и настоящих друзей навсегда. Вот такой уголок
тринадцать лет подряд ребята находили в Марухе, в православном лагере у батюшки
Александра. Они прощались друг с другом со слезами и мечтали на следующий год
сюда вернуться. Такая вот недетская ностальгия. Она звучит даже в песне,
которую подростки поют как гимн лагеря: Серебрится ночная река, звезды ласково
смотрят во мгле Благодатная Маруха – есть такой уголок на земле… Не ушел бы я
никуда, среди гор бы нашел приют. Только есть еще города, где нас любят и очень
ждут… Многие ребята возвращались – и на следующий год, и через год. Многие
обретали здесь не только друзей, но и веру в Бога, веру в людей. В 2005-2006-м
в православном лагере принимали русских детей из воюющей тогда Чечни. В 2016-м
с благословения архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта здесь готовились
принять детей из Донбасса. Ехать сюда собирались детишки из прифронтового
Первомайска, которые опять еженощно слышат, как рвутся снаряды, а также воспитанники
Луганского интерната для глухих детей и детского дома № 1 – тоже из Луганска.
лагерь в привычном понимании этого слова. Организатор – настоятель храма
Казанской иконы Божьей матери отец Александр (Емельянов) и ребята, которые хоть
раз побывали там, называют его школой. Так это значится и в официальных письмах, и документах: «Школа русского культурного выживания». За одну только
смену, которая длится не больше двух недель, мальчишки и девчонки, съезжавшиеся
в Маруху из разных городов и сел КЧР, Ставрополья, Ростовской области, успевали
узнать и понять очень многое. Большинство даже не вспоминали о «скучающих» в
рюкзаках планшетах и телефонах. День, начинавшийся с молитвы, для ребят был
наполнен множеством интересных дел. Они ходили в походы, поднимались на гору
Карабек, узнавали о боях, которые шли на Марухском перевале в 1942-1943
годах, и сами осваивали азы школы выживания, философию и навыки русского
рукопашного боя. Ребята с удовольствием слушали фольклорные коллективы,
которые приезжали к ним с концертами, разучивали вместе с ними народные песни и
пляски. Кстати, не только русские, но и горские. В этом году, как и в прошлом,
в «Школе русского культурного выживания» планировались выступления
ставропольских и черкесских фольклорных ансамблей. Девчата успевали научиться
печь пироги на углях, а мальчишки – разводить костры, устанавливать палатки,
обустраивать походный быт. Конечно, все любили посидеть вечерами у костра и
попеть хорошие песни. А еще ребята читали… Вслух… Русскую классику… Две
недели – это очень немалый срок, когда человек, пусть даже совсем юный,
попадает в тот уголок земли, где раскрываются сердца и души. Там он обретает
душевный покой хотя бы на время и настоящих друзей навсегда. Вот такой уголок
тринадцать лет подряд ребята находили в Марухе, в православном лагере у батюшки
Александра. Они прощались друг с другом со слезами и мечтали на следующий год
сюда вернуться. Такая вот недетская ностальгия. Она звучит даже в песне,
которую подростки поют как гимн лагеря: Серебрится ночная река, звезды ласково
смотрят во мгле Благодатная Маруха – есть такой уголок на земле… Не ушел бы я
никуда, среди гор бы нашел приют. Только есть еще города, где нас любят и очень
ждут… Многие ребята возвращались – и на следующий год, и через год. Многие
обретали здесь не только друзей, но и веру в Бога, веру в людей. В 2005-2006-м
в православном лагере принимали русских детей из воюющей тогда Чечни. В 2016-м
с благословения архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта здесь готовились
принять детей из Донбасса. Ехать сюда собирались детишки из прифронтового
Первомайска, которые опять еженощно слышат, как рвутся снаряды, а также воспитанники
Луганского интерната для глухих детей и детского дома № 1 – тоже из Луганска.
ДРУГАЯ СТОРОНА ДОБРОГО МИРА
Я напомню слова
уполномоченной по правам ребенка ЛНР Юлии Назаренко, которые уже звучали в
одном из материалов «Вечерки»: – Православный лагерь – это замечательно. Это
очень нужно нашим ребятишкам, потому что без души в нашем мире невозможно
ничего. Дети не просто сменят обстановку, познакомятся и подружатся с ребятами
из разных регионов России. Они увидят, что, кроме враждебного им мира, объявившего
жителей ЛНР и ДНР (и взрослых, и детей) сепаратистами и недочеловеками,
существует и другой, добрый мир, который их поддерживает… Мы очень надеемся,
что русский мир и русская весна перерастут для них в рус- скую замечательную
жизнь…
уполномоченной по правам ребенка ЛНР Юлии Назаренко, которые уже звучали в
одном из материалов «Вечерки»: – Православный лагерь – это замечательно. Это
очень нужно нашим ребятишкам, потому что без души в нашем мире невозможно
ничего. Дети не просто сменят обстановку, познакомятся и подружатся с ребятами
из разных регионов России. Они увидят, что, кроме враждебного им мира, объявившего
жителей ЛНР и ДНР (и взрослых, и детей) сепаратистами и недочеловеками,
существует и другой, добрый мир, который их поддерживает… Мы очень надеемся,
что русский мир и русская весна перерастут для них в рус- скую замечательную
жизнь…
К сожалению, «другой мир» неожиданно показал и другую
сторону медали. Несколько дней назад отец Александр получил письмо за подписью
зампреда правительства КЧР Суюнова: «Комиссия приняла решение отказать вам в
организации отдыха детей, в том числе – детей-инвалидов на территории, примыкающей
к Марухскому православному храму. Межведомственная комис- сия при проведении
комплексной проверки…» Отец Александр недоуменно пожимает плечами: – Никакой
комплексной проверки не было. Приезжал представитель Роспотребнадзора, который
сразу сказал, что никаких актов составлять не будет, просто посмотрит. Я его
водил по территории, все показывал, рассказывал, отвечал на все вопросы.
Никаких актов он при мне не писал и я ничего, естественно, не подписывал. Даже
речи не шло о том, что нам теперь вменяют, чего мы, как выяснилось, «не
сделали». «Не выделена открытая палатка для кухни и большая палатка для приема
пищи со столами и скамьями»… Абсолютная ложь! Каждый год мы все это ставим. И
навесы для кухни есть. Или вот: «Не решен вопрос об оснащении лагеря столовой и
кухонной посудой»… О посуде никто даже и не спрашивал! Мы на престольный
праздник четыреста человек кормили! Как бы мы это сделали без посуды!.. …И так
почти по каждому пункту. Не оборудованы спортплощадки? Да только в выходные тут
грейдер и экскаватор работали – футбольное поле делали. А волейбольная площадка
и раньше была… В горном палаточном лагере не продумана установка
биотуалетов?.. Действительно, об этом даже не думали. Дети от 10 до 14 лет,
которых планировали принимать в первом потоке, размещаются в палатках и домиках
на территории прихода, где все необходимое есть. А в дальнем лагере для
старших, которые должны были заехать во второй поток, все оборудуется на месте
из подручных материалов. – Если я в ущелье, за 30 кило- метров от населенного
пункта, по- тащу биотуалеты, надо мной даже коровы смеяться будут, – говорит
отец Александр.
сторону медали. Несколько дней назад отец Александр получил письмо за подписью
зампреда правительства КЧР Суюнова: «Комиссия приняла решение отказать вам в
организации отдыха детей, в том числе – детей-инвалидов на территории, примыкающей
к Марухскому православному храму. Межведомственная комис- сия при проведении
комплексной проверки…» Отец Александр недоуменно пожимает плечами: – Никакой
комплексной проверки не было. Приезжал представитель Роспотребнадзора, который
сразу сказал, что никаких актов составлять не будет, просто посмотрит. Я его
водил по территории, все показывал, рассказывал, отвечал на все вопросы.
Никаких актов он при мне не писал и я ничего, естественно, не подписывал. Даже
речи не шло о том, что нам теперь вменяют, чего мы, как выяснилось, «не
сделали». «Не выделена открытая палатка для кухни и большая палатка для приема
пищи со столами и скамьями»… Абсолютная ложь! Каждый год мы все это ставим. И
навесы для кухни есть. Или вот: «Не решен вопрос об оснащении лагеря столовой и
кухонной посудой»… О посуде никто даже и не спрашивал! Мы на престольный
праздник четыреста человек кормили! Как бы мы это сделали без посуды!.. …И так
почти по каждому пункту. Не оборудованы спортплощадки? Да только в выходные тут
грейдер и экскаватор работали – футбольное поле делали. А волейбольная площадка
и раньше была… В горном палаточном лагере не продумана установка
биотуалетов?.. Действительно, об этом даже не думали. Дети от 10 до 14 лет,
которых планировали принимать в первом потоке, размещаются в палатках и домиках
на территории прихода, где все необходимое есть. А в дальнем лагере для
старших, которые должны были заехать во второй поток, все оборудуется на месте
из подручных материалов. – Если я в ущелье, за 30 кило- метров от населенного
пункта, по- тащу биотуалеты, надо мной даже коровы смеяться будут, – говорит
отец Александр.
КАК ВСЕ ЭТО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ?
На самом деле и он, и все мы понимаем, что неожиданный за-
прет на прием детей в православном лагере – реакция местных властей на
повышенное после трагедии в Карелии внимание власти федеральной к системе
организации детского отдыха. Поэтому священнику некоторые чиновники отвечают
по-честному: «Как вы не вовремя со своим лагерем» и «Если что у вас случится,
нас уволят»… Короче, гораздо спокойнее пока все запрещать… Посему и вменен
самый убийственный для лагеря аргумент – отсутствие лицензии на организацию
оздоровительного отдыха детей. По инстанциям очень легко этим отчитываться.
Дальше вряд ли кто-то будет разбираться, что школа русского культурного выживания
не занимается оказанием воспитательных, оздоровительных и прочих услуг,
подлежащих лицензированию. Здесь ни один ребенок не отдыхает за деньги. Все
делается исключительно за счет благотворителей или за счет внебюджетных
средств. Кстати, ведь и власти КЧР поначалу стали помогать. Даже сейчас, когда
из правительства республики пришел запрет на организацию детского отдыха, из
некоторых ми- нистерств того же правительства отцу Александру поступают звонки
с уточнениями, какая помощь необходима. Справедливости ради стоит сказать, что
и при сборе гуманитарки республиканские структуры оказывали помощь и поддержку.
Особенно – республиканское МЧС. А в этом году спасатели планиро- вали проводить
для детей, отдыхающих в лагере, показательные учения… То есть, не случись
трагедии в Карелии, вопроса: быть или быть православному лагерю в Марухе, ни у
кого бы не возникло. Да и с чего бы, если за тринадцать лет о нем не было
сказано ни одного плохого слова. Только хорошее!.. Все-таки любят у нас всех
чесать под одну гребенку. И этот лагерь не единственный пострадавший от такого
«расчесывания». Не еди- ничны совместные рейды властей и силовиков в разных
регионах России, когда доходит чуть не до эвакуации детей. Причем далеко не
всегда обоснованной. Интернет сейчас пестрит примерами. Разби- раться некогда.
Лес рубят – щепки летят. И немало хорошего рубится просто на корню. Самое
обидное, что, теряя это хорошее, мы не решаем той проблемы, которая привела к
гибели четырнадцати детей на Сямозере. Там как раз все было нормально – с
лицензией, с высокими покровителями, с бюджетной денежкой и прочим. Проблема
была только с совестью… А пока отец Александр продол- жает бороться за свой
лагерь – он направил письма и полпреду, и президенту. Надеется спасти хотя бы
второй поток. Его переполняют сплошные риторические вопросы. Например, почему к
палаточному лагерю предъявляются требования, как к стационарному? Это при том,
что именно в этом году в плане обустройства здесь так много сделано благодаря
бескорыстной помощи людей. Я поговорила с одним из благотворителей. Это Павел
Заводнов из Новочеркасска. Он познакомился с отцом Александром два года назад.
В прошлом году привез к нему в ла- герь двоих своих детей. Они были счастливы,
весь год вспоминали об отдыхе и ждали лета, чтобы снова поехать в лагерь.
Правда, в этот раз собирались уж вчетвером. Семья у Заводновых большая. Многодетная.
Павел решил помочь лагерю. Он считает, что нужно таким добрым делам помогать.
Они не только для человека спасительны, но и для Родины нашей. Они к истокам
своим детей возвращают. Уже стоят в Марухе заказанные Павлом в Нижнем Новгороде
деревянные домики, в которых должны были размещаться девочки. Монтируются
кровля, двухъярусные кровати. Его дети принимали посильное участие в монтажных
работах. Они тоже очень ждали начала потока: встречи со старыми друзьями, знакомства
с новыми… Главный риторический вопрос, который волнует не одного только
батюшку, но и любого нормального человека: как теперь объяснить детям, что
лагеря не будет, вос- питанникам Луганского детского дома, интерната для
слабослышащих детей, которые готовили для встречи с российскими сверстниками
свои концерты, ребятам из Первомайска, которые вновь не спят ночами из-за
обстрелов. – Невозможно заснуть. Дома трясутся,– рассказала отцу Александру
матушка Наталья из Первомайска. Этот разговор по скайпу случайно услышал ее
восьмилетний сын Кирюшка, который мечтает стать офицером. Он так хотел побывать
в России. Узнав о том, что лагеря не будет, мальчишка горь- ко расплакался. Два
часа не могли успокоить… – Зато будут рады бандеровцы, – сурово замечает отец
Александр. – О том, что в Карачаево-Черкесии ждут на отдых детей из ЛНР, писали
много – и у нас, и в Луганске. Все это и на той стороне отслеживается. То-то
там посмакуют, что Россия отказалась принять детей из Луганской области. У меня
все-таки теплится надеж- да, что отец Александр будет услышан. Не столь даже
важно, что там скажут наши оппоненты по инфор- мационной войне. Детей жалко.
прет на прием детей в православном лагере – реакция местных властей на
повышенное после трагедии в Карелии внимание власти федеральной к системе
организации детского отдыха. Поэтому священнику некоторые чиновники отвечают
по-честному: «Как вы не вовремя со своим лагерем» и «Если что у вас случится,
нас уволят»… Короче, гораздо спокойнее пока все запрещать… Посему и вменен
самый убийственный для лагеря аргумент – отсутствие лицензии на организацию
оздоровительного отдыха детей. По инстанциям очень легко этим отчитываться.
Дальше вряд ли кто-то будет разбираться, что школа русского культурного выживания
не занимается оказанием воспитательных, оздоровительных и прочих услуг,
подлежащих лицензированию. Здесь ни один ребенок не отдыхает за деньги. Все
делается исключительно за счет благотворителей или за счет внебюджетных
средств. Кстати, ведь и власти КЧР поначалу стали помогать. Даже сейчас, когда
из правительства республики пришел запрет на организацию детского отдыха, из
некоторых ми- нистерств того же правительства отцу Александру поступают звонки
с уточнениями, какая помощь необходима. Справедливости ради стоит сказать, что
и при сборе гуманитарки республиканские структуры оказывали помощь и поддержку.
Особенно – республиканское МЧС. А в этом году спасатели планиро- вали проводить
для детей, отдыхающих в лагере, показательные учения… То есть, не случись
трагедии в Карелии, вопроса: быть или быть православному лагерю в Марухе, ни у
кого бы не возникло. Да и с чего бы, если за тринадцать лет о нем не было
сказано ни одного плохого слова. Только хорошее!.. Все-таки любят у нас всех
чесать под одну гребенку. И этот лагерь не единственный пострадавший от такого
«расчесывания». Не еди- ничны совместные рейды властей и силовиков в разных
регионах России, когда доходит чуть не до эвакуации детей. Причем далеко не
всегда обоснованной. Интернет сейчас пестрит примерами. Разби- раться некогда.
Лес рубят – щепки летят. И немало хорошего рубится просто на корню. Самое
обидное, что, теряя это хорошее, мы не решаем той проблемы, которая привела к
гибели четырнадцати детей на Сямозере. Там как раз все было нормально – с
лицензией, с высокими покровителями, с бюджетной денежкой и прочим. Проблема
была только с совестью… А пока отец Александр продол- жает бороться за свой
лагерь – он направил письма и полпреду, и президенту. Надеется спасти хотя бы
второй поток. Его переполняют сплошные риторические вопросы. Например, почему к
палаточному лагерю предъявляются требования, как к стационарному? Это при том,
что именно в этом году в плане обустройства здесь так много сделано благодаря
бескорыстной помощи людей. Я поговорила с одним из благотворителей. Это Павел
Заводнов из Новочеркасска. Он познакомился с отцом Александром два года назад.
В прошлом году привез к нему в ла- герь двоих своих детей. Они были счастливы,
весь год вспоминали об отдыхе и ждали лета, чтобы снова поехать в лагерь.
Правда, в этот раз собирались уж вчетвером. Семья у Заводновых большая. Многодетная.
Павел решил помочь лагерю. Он считает, что нужно таким добрым делам помогать.
Они не только для человека спасительны, но и для Родины нашей. Они к истокам
своим детей возвращают. Уже стоят в Марухе заказанные Павлом в Нижнем Новгороде
деревянные домики, в которых должны были размещаться девочки. Монтируются
кровля, двухъярусные кровати. Его дети принимали посильное участие в монтажных
работах. Они тоже очень ждали начала потока: встречи со старыми друзьями, знакомства
с новыми… Главный риторический вопрос, который волнует не одного только
батюшку, но и любого нормального человека: как теперь объяснить детям, что
лагеря не будет, вос- питанникам Луганского детского дома, интерната для
слабослышащих детей, которые готовили для встречи с российскими сверстниками
свои концерты, ребятам из Первомайска, которые вновь не спят ночами из-за
обстрелов. – Невозможно заснуть. Дома трясутся,– рассказала отцу Александру
матушка Наталья из Первомайска. Этот разговор по скайпу случайно услышал ее
восьмилетний сын Кирюшка, который мечтает стать офицером. Он так хотел побывать
в России. Узнав о том, что лагеря не будет, мальчишка горь- ко расплакался. Два
часа не могли успокоить… – Зато будут рады бандеровцы, – сурово замечает отец
Александр. – О том, что в Карачаево-Черкесии ждут на отдых детей из ЛНР, писали
много – и у нас, и в Луганске. Все это и на той стороне отслеживается. То-то
там посмакуют, что Россия отказалась принять детей из Луганской области. У меня
все-таки теплится надеж- да, что отец Александр будет услышан. Не столь даже
важно, что там скажут наши оппоненты по инфор- мационной войне. Детей жалко.