Москва, 14 мая — Наша Держава. В
1990 году, в период горбачевской гласности, вышла статья ученого Сергея
Хоружего. В ней он впервые описывал историю принудительной высылки
ученых из РСФСР в 1922 году. Именно он назвал судно, в которых вывозили
ученых “философским пароходом”.
За
что большевики выслали из страны умнейших людей России? В каких
условиях они покидали Родину? И кто был среди пассажиров “философских
пароходов”? Давайте разбираться
Предпосылки депортации
В
годы гражданской войны многие представители интеллигенции поддерживали
либо монархистов, либо партию конституционных-демократов (кадетов), но
никак не большевиков. Кроме того, лидеры РСДРП(б) расходились с
либеральной интеллигенцией в философских и общественно-политических
взглядах. Некоторые преподаватели и деятели культуры, например Бунин и
Рахманинов, выехали за границу еще в ходе гражданской войны, другие —
остались в стране, надеясь примириться с советской властью.
В
1921-1922 годах большевики окончательно победили, советские республики
стояли на пороге создания общей федерации. Народный комиссар просвещения
Луначарский мечтал о создании новой, пролетарской культуры. Дзержинский
писал о классовых врагах, оставшихся от старого режима, а ближайший
соратник Ленина Троцкий считал, что некоторые представители «старой»
интеллигенции являются шпионами Запада.
«Те
элементы, которые мы высылаем или будем высылать, сами по себе
политически ничтожны, но они потенциальное орудие в руках наших
возможных врагов», — Лев Троцкий
С
1921 года в прессе все больше стало появляться статей против «имперской
профессуры». Плюс ко всему многие ее представители осуждали голод,
начавшийся в результате «военного коммунизма» 1921 года и вдобавок ко
всему свои протесты выражали иностранным представителям. Не хорошо,
товарищи, не хорошо.
Итог
всем этим публикациям подвел сам глава большевиков. В мае 1922 года он
напечатал статью «О значении воинствующего материализма». В ней он
утверждал, что старая интеллектуальная элита выражает старые классовые
интересы. Значит, борьба с ложными философскими взглядами — это основа
классовой борьбы. Это был сигнал к действию. Чуть позже Лев Троцкий
высказался:
«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Вот такой вот гуманизм по-советски. Но Троцкий немного лукавил: в августе 1921 года расстреляли поэта Николая Гумилева…
К
концу лета 1922 было готово окончательное решение: принудительная
высылка из страны. Ученым, деятелям культуры и профессорам начали
выписывать билет в один конец.
История «философских пароходов»
В
августе 1922 года был издан специальный декрет об административной
(читай — без суда) высылке. В Москве, Петрограде (нынешний Петербург) и
Харькове (тогдашняя столица УССР) были опубликованы списки тех, кому
следовало покинуть страну. Всего в этот перечень попало 195 человек: 67
человек по московскому списку, 51 человек — по петроградскому и 77 — по
украинскому. В течение нескольких месяцев некоторые из них писали письма
с просьбой разрешить им остаться. В итоге 35 деятелям разрешили не
выезжать. Всем остальным, просьба, покиньте страну Советов!
Все
лица, вошедшие в окончательные списки, должны были в указанное время
прибыть в порт: Петроград или Одессу. Также можно было уехать поездами,
но тогда билеты нужно было покупать за свой счет, как и искать поезда
пересадки. Два таких поезда (на Ригу и Берлин) уехали из Москвы 22
сентября 1922 года. Среди пассажиров был известный философ Питирим
Сорокин.
Всех
остальных ждала отправка пароходом. Первый транспорт отплыл из Одессы в
Стамбул. На его борту было несколько ученых с УССР. Самый известный
пароход отправился с Петрограда 29 сентября. Его конечной целью был
прусский город Штеттин (ныне Щецин, Польша), на борту была интеллигенция
по московскому списку и их семьи. Кроме москвичей, там также были
преподаватели из Казани и других городов. Провожающих даже не пустили к
кораблю, а вынужденных мигрантов не выпустили на палубу.
Кроме
принудительного лишения родины, уезжающим нельзя было взять с собой
имущество. Был составлен короткий список того, с чем можно входить на
пароход:
- один костюм, шляпа, пальто;
- два комплекта рубашек, нижнего белья, кальсон и обуви.
Деньги, драгоценности — все конфисковывалось при посадке на пароход.
«Разрешалось
взять: одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм и по две штуки
всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две
пары чулок. Вот и все. Золотые вещи, драгоценные камни, за исключением
венчальных колец, были к вывозу запрещены; даже и нательные кресты надо
было снимать с шеи.
Кроме
вещей, разрешалось, впрочем, взять небольшое количество валюты, если
не ошибаюсь, по 20 долларов на человека; но откуда ее взять, когда за
хранение ее полагалась тюрьма, а в отдельных случаях даже и смертная
казнь», — рассказывал Федор Степун, русский философ, социолог, историк (его вывезли на поезде в Германию 23 сентября 1922 года).
Уже
в ноябре с Петрограда отправилось второе судно. Пароход “Пруссия”
должен был увезти 44 ученых из Петрограда и членов их семей. К тому
моменту был уже готов еще один список – грузинский. В декабре из Грузии в
Германию выслали 60 человек. Как и полагало большевистское руководство,
депортация вызовет страх и панику. Многие представители интеллигенции
начали покидать СССР самостоятельно.
Знаменитые пассажиры
Про
пассажиров “философских пароходов” можно составлять многотомные
биографии. Многие из них не затерялись на чужбине, а смогли стать
великими учеными с мировым именем. В этой статье я приведу несколько
примеров.
- Николай Бердяев. Философ,
писатель, несколько раз был номинирован на Нобелевскую премию по
литературе. До своей высылки из России он издал 7 книг, а после — 21.
Многие из них он посвятил анализу природы коммунизма и большевизма.
Можно даже сказать, что большевикам он ответил достойно. - Питирим Сорокин. После
принудительной поездки в Европу, в 1923 году он отправился покорять
США. Именно он в 1931 году основал кафедру социологии в Гарвардском
университете. Он мог стать одним из основателей русской социологии, а в
итоге — стал у истоков американской. - Иван Ильин.
До 1934 года преподавал философию в Берлине, а после прихода нацистов
выехал в Швейцарию. Издал множество философских и литературных
произведений. - Валентин Булгаков.
Один из главных представителей русской религиозной философии, ученик и
последователь идей Льва Толстого. В 1930-е годы был известен своими
антивоенными работами. В 1948 году вернулся в СССР, получив гражданство и
разрешение возглавить музей его учителя, Льва Толстого, в Ясной Поляне.
“Философский
пароход” — это история о том, как страна добровольно отказывается от
лучших своих “умов”. Сегодня во многих учебниках и научной литературе в
биографиях высланных философов с гордостью указано “российский”. Хотя в
1922 году страна лишила их гражданства. Как писал позже Бердяев:
“Есть только одна страна, в которой меня почти не знают, — это моя Родина…».
Иллюстрация перед статьёй: «Философский пароход» художник Дмитрий Пантюхин
Дополнительно по теме НД
рекомендует:
«Русский Исход 1920 г.» в воспоминания членов Союза ревнителей Памяти императора Николая II