отменив прежнее летосчисление от дня Сотворения міра. Этот календарь он
заимствовал в Западной Европе, однако в оправдание новшества Петр
заявил, что «не только во многих европейских христианских странах,
но и в народах славянских, которые с восточною нашею церковью во всем
согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его великого
государя подданные черкесы, и все греки, от которых наша вера
православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова
в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от создания міра, за
многую рознь счисления в тех летах».
запрещено было праздновать прежнее начало года 1 сентября, а 15 декабря
1699 г. барабанным боем народ был созван на Красную площадь. С высокого
помоста царский дьяк громко зачитал царский указ.
«Поелику в России считают Новый год по разному, с
сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно
с 1 генваря по примеру всех христианских народов. По большим проезжим
улицам и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от
древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а людям скудным (бедным)
хотя по ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к первому числу
генваря сего года, а стоять тому украшению по седьмое число. А в знак
того доброго починания поздравлять друг друга с Новым годом, и учинить
сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет.
В честь Нового года детей забавлять, на санях катать с гор, а взрослым
людям пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».
января по сохранявшемуся Юлианскому календарю и не совпадал с западным
новым годом по календарю григорианскому. Новостильный календарь был
введен в 1582 г. папой Григорием XIII в католических странах, и в начале
XVIII века стал вводиться в протестантских: в 1700 г. в Германии,
Швейцарии, Дании и Голландии.
Православный календарь – «икона времени»
спрашивают, то чем больше думаю, тем более недоумеваю и теряюсь» (Блж.
Августин). Нашему земному восприятию доступна лишь текущая сторона
времени, «настоящее», тогда как для Бога в Его Царствии Небесном время
имеет еще непостижимое для нас целостное измерение «вечности», охватывая
единым смыслом прошлое, настоящее и будущее.
источник времени. Его начало – это само міроздание… Церковь учит нас,
что время – это условие становления личности, условие самоопределения
человека как богоподобного существа… В Церкви освящается само время…
Богослужения – цикличны. Круг – символ вечности… Церковный календарь
должен передавать дух воцерковленного времени. Поэтому он должен
обладать строгой ритмикой, четкими периодами и цикличностью…»
(архимандрит Рафаил (Карелин). «Мистика земного времени»).
времени – солнце, луну и звезды: «И сказал Бог: да будут светила на
тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и
дней, и годов… И создал Бог два светила великие: светило большее, для
управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды»
(Быт. 1:14-16).
этим чисто физическим параметрам, оказалось невозможно даже на основе
современной науки. Например, если заглянуть в астрономический учебник
(К.У. Аллен. Астрофизические величины. М., 1977. С. 35), – может
возникнуть вопрос: относительно чего и как можно наиболее точно измерять
продолжительность года?
можно считать сидерический год (годовой цикл перемещения земли
относительно неподвижных звёзд) продолжительностью 365,25636556 суток.
Время изменения прямого восхождения среднего Солнца, измеренного
относительно неподвижной эклиптики, равно 365,2551897 суток.
Аномалистический год (время между последовательными прохождениями через
перигелий) 365,25964134 суток. Тропический год (от одного весеннего
равноденствия до другого) составляет 365,242199 средних солнечных суток –
он как наиболее наглядный, разумеется, наиболее удобен на практике.
(Подобные различные понятия и цифры существуют и для измерения
продолжительности месяца.)
заключается в том, что продолжительность суток (оборот Земли вокруг
оси), лунного месяца (оборот Луны вокруг Земли) и года (оборот Земли
вокруг Солнца) в любом случае не имеют точной соизмеримости друг с
другом в виде целых чисел. Попытки найти наиболее гармоничное
согласование между собою суток, месяца и года дали в истории несколько
типов календарей в зависимости от того, какой параметр положен в основу.
История создания лунно-солнечного календаря
1. Лунный календарь
рациональная, пока человечество не научилось производить сложных
астрономических наблюдений. Определить продолжительность промежутка
времени, протекающего между двумя полнолуниями, несравненно легче, чем
узнать — через сколько дней солнце возвращается вновь к точке того же
равноденствия или «стояния» (с. 22). Поэтому лунный календарь во всех
древних восточных странах — в Палестине, в Сирии, в Египте — еще задолго
до Рождества Христова был уже во всеобщем употреблении. К началу же IV
века до Р.X., после открытия 19-летнего лунного цикла, сделанного
греческим астрономом Метоном, он был уже в таком совершенном
виде, что сохранился без всяких изменений до настоящего времени [в
мусульманских странах]. Греки за всё время своего исторического
существования держались лунного года… Евреи держатся его и до сих пор.
Лунный календарь, как календарь библейский, по которому жил, пострадал
за нас и воскрес Сам Господь наш Иисус Христос, с самого начала
христианства вошёл в состав и христианского церковного календаря.
то есть 29 дней и 12,7 час. или 29,52 суток. Теперь длина лунного
месяца с астрономическою точностью принимается равной 29,530588 суток.
Такое астрономическое уточнение никакого значения для лунного календаря
не имеет, т.к. в случае учёта не только дней, но и часов с их тысячными
долями пришлось бы начинать каждый новый месяц в разные часы суток. «Поэтому
весьма естественно стали считать месяцы попеременно в 29 и в 30 дней.
Очевидно такие обоснованные лунные месяцы были гораздо лучше и
рациональнее наших солнечных, отличающихся большим разнообразием — в 31,
30, 29 и 28 дней, причем следующих друг за другом совершенно
произвольно» (с. 23).
соответствующего в солнечном году месяцу марту. Так как это новолуние
может быть в один из дней от 1 до 29 марта, то и начало лунного года
редко совпадает с началом солнечного мартовского года. Первый весенний
месяц лунного года у евреев называется нисаном.
равняется 354 дням. Будучи меньше солнечного на 11 дней (365 — 354), он
не может начинаться сразу вслед за окончанием предыдущего. Поэтому
всегда к началу солнечного года (1-го марта) от лунного года остаётся
хвостик неполной 13-й луны, которая в счёт данного лунного года не
входит.
2. Солнечный календарь
а) Сотический год [Сотис — Сириус]
употреблять и другой способ времясчисления. Уже в глубокой древности они
знали продолжительность времени между двумя последовательными разливами
Нила, между двумя возвращениями солнца к весеннему равноденствию,
которую исчисляли немного более 365 суток. «Узнав впоследствии, что
год равняется 365 суткам с 6 часами, они не заботились вводить наших
високосных годов для исправления счёта, а продолжали отсчитывать
(солнечные) годы по 365 дней… Таким образом через каждые 4 года
весеннее равноденствие у них случалось днём позже. Одним днём позже
перед появлением солнца восходил и ослепительно яркий Сириус,
возвещавший начало половодья Нила… Благодаря такому возраставшему
опаздыванию египетского сотического года, самый знаменательный день, в
который впервые в году появлялся на небе Сириус, день, в который с
математическою точностью начиналось правильное разлитие Нила, падал на
разные числа разных месяцев и возвращался к исходному дню лишь через 365
четырехлетий или через 1461 год. Но в этом промежутке времени истинных
солнечных годов заключалось только 1460. Поэтому отбросив один лишне
насчитанный год, египтяне начинали свой счет снова и тем исправляли
сделанную погрешность» (стр. 24).
б) Юлианский год
египетским времясчислением. Юлий Цезарь решил ввести его и у себя, но
только в более точном счете, чтобы связать солнечный год с европейским
положением солнца, с европейскими весной, летом и т. д. «Год,
принятый Юлием Цезарем, по совету александрийского астронома Созигена
равнялся 365 суткам и 6 часам. Применить его решили таким образом, что
три года считали по 365 дней, а на четвертый прибавляли скопившийся из
остатков один день (6 час. х 4 = 24 часа или 1 сутки) и считали год в
366 дней так же, как это делаем и мы до настоящего времени» (с. 25).
новый календарь с «Актийской эры», то есть с того времени, когда
произошла у них битва с римлянами при Актиуме, лишившая их политической
самостоятельности. «Это событие, битва при Актиуме, произошло в
последних числах августа (считая по нашему календарю — 29 августа). И не
это ли обстоятельство, в числе других причин, подало повод (нашему
церковному календарю) к исчислению времени римскими индиктами или
годами, начинающимися с сентября? Если бы это предположение оказалось
справедливым, то наш церковный календарь заключал бы в себе, следы всех
изменений в летосчислении… употреблявшихся со времени возникновения
цивилизации» (с. 25).
3. Согласование лунного календаря с солнечным
а) Лунный год в отношении к сотическому году
что от одной весны до другой, от одного разлития Нила до другого
заключается больше 12, но меньше 13 лун, т. е. лунных месяцев. Чтобы
уравнять счет лунных (меньших) годов со счетом солнечных (больших)
годов, [египтяне] решили первые два лунных года считать по 12 месяцев,
третий лунный год — в 13 месяцев, четвертый и пятый годы опять по 12
месяцев, шестой же год — в 13 месяцев. По 13 месяцев надо было считать:
8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы. И когда мы подсчитаем сумму дней в
таком 19-летнем лунном периоде и сумму дней, содержащихся в 19 годах
солнечного египетского календаря, тогда мы увидим, что эти суммы равны.
Такое равенство дней приводило начало лунного года и начало солнечного
года к исходному порядку, когда первый месяц лунного года и первый месяц
солнечного года начинались в эпоху весеннего равноденствия. Такой
способ согласования лунного календаря с солнечным путем вставки в
некоторые лунные годы 13-й луны и открытие 19-летнего лунного цикла были сделаны греческим астрономом Метоном за четыре столетия до христианской эры…
б) Лунный год в отношении к юлианскому году
благодаря Метону совершилось легко. В 19-летних периодах лунных и
солнечных содержалось одинаковое число дней — 6935. «Приспособление
же лунного календаря к Юлианскому оказалось труднее, ибо в 19-летнем
периоде юлианских годов было не 6935, а 6939 суток и 18 часов… Значит,
относительно истинного счёта времени лунный год через 19 лет уходил вперёд на 4 дня, а юлианский год в тот же период подавался назад
больше, чем на 4 дня, почти на 5 дней, так что если в какой-нибудь год 1
Нисана (первый месяц лунного года) совпадало с 1 марта (первый месяц
солнечного юлианского года), то через 19 лет 1 Нисана начиналось шестью
часами раньше наступления 1 марта. Однако, легко видеть, что такое
опаздывание начала лунного года относительно начала юлианского
совершалось не непрерывно, а имело
сравнительно очень небольшой период. В самом деле, в четыре 19-летия, то
есть в 76 лунных лет насчитается 27740 дней, а в 76 юлианских годах
будет на 19 дней больше (благодаря прибавке одного дня в каждый
четвертый високосный год), т. е. 27759 дней.
на 19 дней (то есть весеннее равноденствие случалось по этому счёту 19
днями позднее), но юлианский календарь прибавкою за это же время 19 дней
возвращал это равноденствие на столько же дней назад
. Поэтому через 76 лет начало лунного года в точности совпадет с
началом юлианского, так что вычисляемые по этому циклу лунные фазы будут
приходиться на те же числа и месяцы юлианские, как это было 76 лет тому
назад. В 76 сотических лет истекает в точности 76 лет лунных и 76
юлианских, так что последние года, начавшись вместе, через 76 лет и окончатся вместе, и как один, так и другой 77-й год начнутся не только в один и тот же день, но и в тот же самый час… Результат счисления лунных годов совместно с юлианскими
выходит точно такой же, как если бы к лунному циклу по истечении его мы
придавали 4 дня, или еще лучше придавали 19 дней по истечении 76 лет.
Поэтому при сравнении лунных годов с солнечными юлианскими в Метоновом
цикле високосных годов принимать в расчет не нужно, а считать все 19 лет
простыми по 365 дней» (с. 26-27).
(Протоиерей Борис Молчанов. К познанию нашего церковного календаря)
Юлианский календарь
лунного и солнечного календарей. Он был объявлен государственным
календарем Римской империи Юлием Цезарем в 46 г. до Р.Х. Римляне
начинали год первым месяцем после самой долгой ночи (зимнего
солнцестояния), то есть январем. Правда, в Юлианском календаре год
оказался на 0,0078 суток длиннее тропического года. Эта разность за
128,5 лет достигает целых суток.
более точные астрономические цифры. Уже греческий астроном Гиппарх,
живший столетием раньше, составил астрономические таблицы, где звездный и
солнечный год были вычислены с точностью вплоть до секунд. И в
Вавилонских таблицах точность обезпечивалась в пределах 2 секунд.
Математически удивительно точен был и календарь индейцев Майя в
центральной Америке… Созиген не мог не знать таблицы Гиппарха, –
отмечает архм. Рафаил, – но его целью было создать не «линейку»
для измерения времени, а способ его гармонизации, положив в основу
календаря цикличность и ритм, – это для Созигена было важнее
всего. Мы видим здесь более высокую культуру мышления, восприятие
времени не только как протяженности, но как гармонии и ритма. То есть
созданный Созигеном календарь творчески упорядочивает время, а не
скрупулезно и сложно подлаживается под природные арифметические
показатели движения объектов Вселенной.
который заключает три простых и один високосный год; 28-летний цикл,
когда совпадают число месяца и дни недели; великий Индиктион –
532-летний период, в котором повторяются все особенности предыдущих
циклов (он получается в результате перемножения круга Солнца в 28 лет и
круга Луны в 19 лет).
Православный церковный календарь
Юлианский календарь был введен в Римской империи (по сути вселенской,
охватывавшей центральные народы человечества) накануне воплощения Христа
– в чем уже можно видеть его промыслительное значение. В христианскую
эпоху этот календарь приобрел новое важное значение: I Вселенский Собор
(Никейский в 325 г. по Р.Х.) принял его в основание христианского
времясчисления от Сотворения міра, а за начало года – создание Адама в
пятницу 1 марта. Главной целью Собора по установлению христианского
календаря было – составить раз навсегда общие для всех правила
определения дня Пасхи (с учетом 19-летнего круга Луны, когда совпадают
числа месяца и ее фазы). Было решено праздновать Пасху в первый
воскресный день после первого (мартовского) полнолуния – даже в том
случае, если последнее случится в воскресение, – но не ранее дня
весеннего равноденствия 21 марта и чтобы праздник всегда был после
иудейской пасхи. В последнем случае, для соблюдения этого условия, Пасху
переносили на месяц позже. Пасхальный цикл, міротворный круг, индиктион
составляет 532 года, то есть каждые 532 года повторяется одинаковый
вариант празднования Пасхи в году.
древних епископов. Они исходили из того, что Господу было угодно
исправить человека после его грехопадения в тот же самый день, когда
человек был первоначально создан Богом, – а это, по древнему преданию,
произошло во время равноденствия и полнолуния, которые продолжались все
шесть дней творения міра, показывая его совершенство созданному на
шестой день человеку, перед седьмым днем отдыха. Поэтому Христос также
пострадал во время иудейской пасхи, которая «свела воедино ко
времени страдания Христа все сроки: она предварена была равноденствием,
падала на 14-й день Луны, и дни тогда были, соответствующие нашим
пятнице, субботе и воскресенью… Так Единородный Сын Божий все те
времена, в которые пал сотворенный человек, старался свести воедино для
исправления его и устроить обновление природы, для чего необходимо было
соединение времен… Потому-то мы и соблюдаем все определенные времена,
чтобы показать подражание тому таинственному смыслу», – писал св. Иоанн Златоуст («Слово седьмое о Пасхе»).
иудейской пасхи, то они и должны хронологически следовать за ней; кроме
того, от иудейской пасхи было принято «отвращаться по возможности на дальнейшее расстояние» как от праздника, приобретшего богоборный смысл.
представляет собой Божественное одухотворение дохристианского
юлианского календаря в его природно-космической гармонии небесных
светил. («Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света». – Пс. 148:3.)
«На некоторых древних иконах Распятия Сына Божия можно
видеть изображение солнца и луны, говорящие о том, что в церковном
прославлении событий нашего спасения должны участвовать и солнечный, и
лунный календарь при непременном их взаимном согласовании. В нашем
церковном календаре, всецело отвечающем нашему богослужебному уставу,
одновременно и участвуют и солнечный, и лунный счет. В одних церковных
книгах содержатся богослужения, совершаемые по солнечному календарю,
например, в месячной и праздничной минеях, в других – совершаемые по
лунному календарю (в постной и цветной триоди и в октоихе). Главнейший
наш праздник – Воскресение Христово – а также все праздники и
дни, тесно связанные с ним своим содержанием и зависящие от него по
времени (великий пост с подготовительными неделями, Вознесение Господне,
Пятидесятница, начало Петрова поста и его продолжительность, весь счет
недель по Пятидесятнице) совершаются по лунному календарю. Так как
начало лунного года (1 Нисана) редко совпадало с началом солнечного
юлианского года (1 марта), то праздник христианской Пасхи приходился на
разные числа юлианских месяцев марта и апреля. Вычисление времени Пасхи
по лунному и по солнечному счету стало сложной наукой, называемой Пасхалией.
В этой области точного и неразрывного согласования лунного с юлианским
мы имеем непревзойденный труд александрийских астрономов (конца III
века), который наша Церковь бережно хранит и который печатается в
некоторых богослужебных книгах для постоянного руководства нашего в виде
«зрячей пасхалии»…Изучив нашу пасхалию, мы невольно проникаемся удивлением перед
гениальной работой александрийских учёных, достигших в своей пасхалии
нерушимой связи лунного календаря с солнечным юлианским. Александрийские
астрономы в III веке прекрасно знали отставание юлианского календаря от
солнца. Но, несмотря на это, они юлианский календарь не отвергли
и мудро воспользовались его ошибкой для прочного согласования его с
годом лунным, лежащим в основе нашей пасхалии. И если Юлианский
календарь отстаёт от истинного солнечного времени, то вместе с ним отстаёт и лунный. «Лунный
год навсегда оказывается связанным с юлианским, и никакого векового
отступления его от юлианского быть не может. Неточность юлианского года
принадлежит равным образом и лунному, и если с течением веков равноденствие отступает в юлианском годе назад, то оно отступает равным же образом и в лунном году»
(с. 27). Разница между лунным и нашим Юлианским календарём, по
вычислению А. Предтеченского, не превышает полтора часа по истечении
тысячелетия. Мы сами видим, как все пасхальные полнолуния, вычисленные
на тысячелетия вперёд в нашей пасхалии, точно приходятся на все
указанные даты Юлианского календаря, и совсем не совпадают с
григорианским календарём.Нерушимая связь лунного календаря с Юлианским особенно наглядно
выступает в следующих постоянных периодических явлениях. Мы знаем, что
лунный цикл равен 19 годам, а солнечный 28 годам. Разложим эти числа на
первоначальных множителей. 19 = 1 х 19; 28 = 4 х 7. Что у нас получится,
когда мы их перемножим?
19 х 4 = 76, т.е. тот период в 76 лет, по истечении которого начало
лунного года в точности совпадает с началом юлианского (1-го нисана
приходится 1-го марта). Таким образом, все, вычисленные но циклу лунные
фазы, снова приходятся на те же числа и месяцы Юлианского календаря, как
это было 76 лет тому назад.Теперь, если мы помножим 76 х 7, то получим 532, т.е. тот период
(называемый «альфой», т.к. по-гречески а = 1, л = 30, ф = 500, и а = 1, в
сумме дают 532, или «великим индиктионом» в 532 года), но
истечении которого Пасха снова приходится на те же самые дни и месяцы, в
которые она праздновалась с самого начала и во всё продолжение великого
индиктиона. Ввиду такой прочной связи лунного года с юлианским, о
каком-либо изменении Юлианского календаря не может быть и речи, ибо в
противном случае неизбежны нарушение всей стройной системы
нашей пасхалии и внесение великой путаницы во все пасхальные вычисления»
(протоиерей Борис Молчанов).
календарем и основой православного устава. То есть, утвержденный
Вселенскими Соборами, он стал неотделимой частью Священного предания,
которое Соборы запретили изменять под угрозой 7-го правила Апостолов:
«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, Святой День Пасхи прежде
весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен
от священного чина».
Григорианский календарь в сравнении с православным
составляет 365,242199 средних солнечных суток. В Юлианском календаре год
принят за 365,25 суток, то есть на 0,0078 суток длиннее тропического
года. Эта разность за 128,5 лет достигает целых суток. По этой причине
весеннее равноденствие, бывшее во время Никейского Собора в 325 г. 21
марта, сдвинулось к 1582 г. на 11 марта.
г. из календаря 10 дней (после четверга 4 октября приказал считать
пятницу 15-м октября). А на будущее повелел исключать в каждые 400 лет
по 3 дня, то есть исключить из числа високосных те вековые годы (с двумя
нулями на конце), число сотен которых не делится без остатка на 4.
Таким образом, в 400 годах будут високосными не 100, а только 97.
(Заметим, что, будучи точнее юлианского, средняя продолжительность
григорианского года в 365,2425 суток тоже не совпадает с тропическим
годом, что приводит к ошибке в одни сутки за 3280 лет.) Однако этот
календарь, претендующий на бóльшую точность и названный по имени папы
григорианским, стал прежде всего продуктом европейской гордыни
рационального ума и папского стремления к первенству:
знаниями, принципиально отличающимися от тех, которыми обладала античная
древность и средневековый мусульманский мір… Причиной, побудившей
произвести реформу календаря, было не поступательное развитие науки, как
хотят объяснить это сторонники григорианского календаря, а изменение
самого мышления человека (так называемого Нового времени). Теургическое
восприятие міра сменилось плоским рационализмом. Наука отделила себя от
философии, поэтому потеряла такие представления и идеи, как первопричина
и конечная цель, и рационалистическая наука упорно стремится объяснить
само міроздание и жизнь на земле серией случайностей. Ватикан был не
центром науки, а центром религиозного рационализма, который подготовила
схоластика и практицизм, стремящийся земными средствами создать Царство
Божие на земле…» (архм. Рафаил).
отличались правила Никейского Собора, григорианский календарь внес
множество затруднений.
«Благодаря такой примитивности календарной реформы,
первыми нарушителями её стали сами гг. реформаторы итальянские
астрономы, которых сразу же встретили разные практические затруднения.
Как они могли продолжать вести журнал своих астрономических наблюдений, в
котором они должны были отмечать не только дни, но часы и минуты,
сделав в нём пропуск 10 суток? Как они могли делать свои вычисления,
после того как они своей реформой прервали всякую связь с прежним
календарем? Единственным выходом из этого положения могло быть
возвращение к отвергнутому Юлианскому календарю и постоянное пользование
им при всех вычислениях с простой заменой результатов своих вычислений,
получаемых в числах юлианского календаря новыми цифрами григорианского
календаря. Но стоило ли из за этого производить реформу самого
календаря?Самым же решительным противником римской реформы оказался лунный
календарь, который ни в какую связь с новым солнечным календарем
вступить не мог. Поэтому итальянские реформаторы были вынуждены изменить
и его, и всю нашу пасхалию. Прекраснейший труд александрийских ученых
был искажен. Их гениально простая и точная система была заменена новой
системой, и громоздкой, и не достигающей поставленной цели.
Согласованность лунного года с солнечным была нарушена. «Был изменён
порядок счисления лунных кругов, были изменены основания, стали
поправлять движение луны введением ускорения на одни сутки в 310 лет, и
кончили тем, что привели свою Пасху в некоторые годы к совпадению с пасхой еврейской,
то есть к тому, что именно и было осуждено Никейским (I Вселенским)
Собором… Если бы самонадеянные составители нового календаря, Алоизни
Лилио с товарищами, потрудились изучить современный им еврейский
календарь, то они не ввели бы несчастного лунного уравнения» (с. 16)» (протоиерей Борис Молчанов с цитированием А. Предтеченского).
гармоничную цикличность Юлианского календаря: поскольку в григорианском
календаре уже не совпадает число простых и високосных годов в каждом
столетии, то оказались разрушены 28-летний и 532-летний циклы. Исказился
и духовный смысл праздника Пасхи, чем нарушилось 7-е Апостольское
правило.
безоговорочно принят в католических странах в силу церковной дисциплины
(под угрозой отлучения). В протестантских странах никаких препятствий
духовного рода для принятия нового «научного» стиля тоже не было. В 1700
г. новый календарь был введен в Германии, Швейцарии, Дании и Голландии,
в 1752 г. в Англии, в 1753 г. в Швеции.
«христианского» міра на иной календарь был и промыслительным, ибо
обезпечивал некоторую изоляцию русской православной жизни от западной,
затруднял внедрение в Россию общего апостасийного ритма. Тем самым
отпадавшие от истинной Церкви переходили на духовно неистинное,
антиканоничное времясчисление.
календаре лишь «мракобесие» и неудобство в сношениях с иностранным мiром
(разница в 13 дней; хотя и некоторые мусульманские страны, и Япония, и
государство «Израиль» живут по своим календарям и неудобств от этого не
испытывают). Православный же народ и сегодня тем более был бы рад, если
бы между Россией и Новым міровым порядком восстановилась эта важная
преграда в летосчислении, которая подчеркивает нашу принадлежность к
разным мiрам: апостасийный мiр живет по своему рациональному
арифмометру; удерживающий же мiр живет по богодухновенным канонам – и не
случайно ежегодное чудо схождения Благодатного Огня совершается в
Иерусалиме на Пасху по православному календарю!
календаря и того, что юлианский календарь из-за отставания от
тропического года через тысячу лет станет вообще «непригоден»,
архиепископ Иннокентий Пекинский отвечал в 1920 г. таким увещеванием:
«Что нам до того, что будет через тысячу лет, если Спаситель заповедал
нам не заботиться о завтрашнем дне? Сомнительно даже, что и Земля-то
наша просуществует столько времени. Куда же нужны будут их
реформированные календари, когда, по обетованию Спасителя, и времени
больше не будет».
Восточной Римской империи, велось согласно Юлианскому календарю.
Менялось с течением времени лишь начало года и начальная точка отсчета
календаря. До 7000 г. от Сотворения мiра (по введенному Петром календарю
– до 1492 г.) церковное летосчисление велось от Сотворения міра с 1
марта, – со дня создания Адама. С 7000 г. начало года перенесли на 1
сентября, как было во Втором Риме (в память Императора Константина Великого
и победы христианства). Этим подчеркивалось, что Русь считает себя
преемницей Второго Рима, что тогда имело огромное значение для
самосознания русского государства как Третьего Рима. В 1700 г. Петр I,
сохраняя Юлианский календарь, ввел принятое на Западе официальное
начало года с 1 января (после зимнего солнцестояния) и летосчисление от Рождества Христова (отличающееся от прежнего, от Сотворения міра, на 5508 лет – оставляем сейчас в стороне фактическую правильность этой цифры),
однако Церковь сохранила свой годичный цикл богослужений с сентября.
Церковный год и сейчас начинается 1 сентября (церковное новолетие) и
оканчивается 31 августа. (Возможно, поэтому и учебный год у нас до сих
пор начинается 1 сентября.) Недельный круг начинается воскресеньем и
заканчивается субботой. Дневной круг начинается с вечера и заканчивается
в конце дня.
православным, не только потому, что представляет собой национальную
традицию. Традиции бывают разные, от иных не грех и отказаться ради
Истины. Юлианский календарь дорог тем, что слит воедино с уставом
богослужения, он вошел в неизменяемое литургическое предание Церкви как сверхвременного явления. «Совершая богослужение по чину, которое ведет начало от лет древних и соблюдается во всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви…
При таком отношении… пребудет неизменным великое и спасительное
единение основ и преданий церковных», – так в 1921 г. обосновывал св.
Патриарх Тихон свой отказ перейти на григорианский стиль.
в которой пришел к выводу: «Если вспомнить древнее пифагорейское
воззрение, что «все есть число», то средневековый [православный] календарь предстанет перед нами как особым образом организованное число,
раскрывающее «божественную геометрию» Вселенной, которое не только упорядочивает время міра, но и освящает его.
В контексте этой мысли календарь становитcя особой космотворческой
силой, высветляющей их Хаоса Космос или, если говорить языком
естественных наук, уменьшающий энтропию в поле человеческого сознания».
Православный календарь – «одно из высочайших достижений человеческого
гения» («Конструктивные принципы древнерусского календаря». М., «Наука»,
1978).
стремились исказить и отменить юлианский календарь. Так, во время
Французской революции (1793 г.) были изменены названия и
продолжительность месяцев (каждый по 30 дней) и семидневные недели были
заменены декадами с довеском в 5 дней в конце года. Октябрьский переворот 1917 г. в России привел сначала к введению григорианского календаря, затем большевики попытались отменить и семидневную неделю.
Часть православного міра, в связи с экуменическими тенденциями
Константинопольского патриархата (под влиянием масонства), в 1920-е гг.
перешла на новый стиль, «чтобы отмечать все праздники вместе с
католиками и протестантами». В демократических странах уже давно (еще с
образования масонами Лиги Наций) предлагается ввести «Всемірный
календарь», еще более унифицирующий нынешний григорианский; этим
занимается специальная комиссия ООН.
физике называется энтропией. В животном міре – вырождением. В
человеческом духовном міре – апостасией, которая должна закончиться
гибелью земного міра. Надеемся, что наш календарь «Святая Русь» содержит
достаточно полезного материала для русского человека, чтобы задуматься
над этим процессом и сделать верные выводы для своей личной и
общественной жизни в столь ответственное время.
событий, побед, поражений, смен правителей, – но и более, чем у
какого-либо народа, выявляет духовный смысл истории как борьбы сил добра
и зла за следование человечества Божию замыслу о міре. Таким осознали
смысл истории уже первые русские духовные вожди и летописцы. Их традицию
мы постарались продолжить в нашем календаре-альманахе.
Нестор – первый русский историк. Он положил начало воистину
христианскому летописанию, в основе которого не восхваление своего
народа (как то мы почти всегда видим у других), а правдивая оценка его
поведения по отношению к Божию замыслу, с обличением всех уклонений от
него и грехов, которые и становятся причиной наших катастроф.
Перевод исторических дат
поэтому даты старого стиля прошлых веков имеют перевод в новый с тою
разницею в днях, какая имелась на время самого события. Например, А.С. Пушкин
родился 26 мая 1799 г. по старому стилю, что в ХVIII веке
соответствовало 6-му июня по новому стилю. Эта дата 6 июня праздновалась
как «день рождения Пушкина» и в ХХ веке, хотя теперь она, из-за
прибавления одного дня в столетие, уже в церковном смысле соответствует
24-му мая по старому стилю, а не 26-му (8 июня н.ст.). Тем самым при
датировке новым стилем получается отрыв каждого исторического события от
его церковно-духовного значения по юлианскому календарю. А ведь раньше
русские люди и имя получали по имени того святого, в день памяти
которого они увидели свет либо были крещены.
(а это было важно для духа русских воинов) – 8 сентября по старому
стилю, что соответствует 21 сентября по новому. В советское же время с
1923 г. для определения этой даты по новому стилю стали прибавлять
столько дней, на сколько новый стиль — которого тогда еще не было! —
отличался от юлианского в момент исторического события, – получилось 16
сентября, что ныне соответствует 3 сентября в юлианском календаре и
другому церковному значению. Новый пример подобной малограмотности дан
постановлением Государственной Думы от 23.5.2003, почему-то решившим
отмечать Куликовскую битву 8 сентября по новому стилю, что соответствует
26 августа по юлианскому календарю и опять-таки совсем другому
церковному празднику.
празднования всех исторических памятных дат, чтобы не отрывать их от
церковно-духовного значения соответствующего дня, определяемого только
по юлианскому календарю. В нашем календаре-альманахе в основу перевода исторических дат на новый стиль положено это правило.