Москва, 24 сентября — Наша Держава (Михаил Назаров). Итак, Отдельной дивизии Внутренних войск МВД России вернули имя Дзержинского. Указ о присвоении почетного (!) наименования подписал президент Путин. «Дивизии вернули почетное наименование, которое она носила с 1926 по 1994 годы. Затем в результате преобразований она стала официально называться отдельной дивизией оперативного назначения Внутренних войск МВД России. Теперь, по просьбе ветеранов дивизии, историческая справедливость восстановлена и почетное наименование возвращено», — сообщили представители Внутренних войск МВД. В связи с этим напоминаем одно давнее радиовыступление
Заявление московского мэра [Лужкова] о
возможности восстановления памятника Дзержинскому вызвало ожесточенную
дискуссию в российских СМИ. Мы попросили прокомментировать это предложение
историка и публициста Михаила Назарова.
возможности восстановления памятника Дзержинскому вызвало ожесточенную
дискуссию в российских СМИ. Мы попросили прокомментировать это предложение
историка и публициста Михаила Назарова.
– В обще-то, тут нет ничего нового и
ничего удивительного, если посмотреть, сколько у нас в стране сохранилось
памятников и улиц Дзержинскому. В Ставрополе, например (на моей малой родине),
духовная семинария находится… на улице Дзержинского. И если мэрия Москвы до
сих пор не считала позорным иметь в городе около 20 станций метро с
коммунистическими названиями, включая метро имени цареубийцы Войкова, и массу
переулков Войковских, то ну что же удивляться, что один памятник решили
восстановить…
ничего удивительного, если посмотреть, сколько у нас в стране сохранилось
памятников и улиц Дзержинскому. В Ставрополе, например (на моей малой родине),
духовная семинария находится… на улице Дзержинского. И если мэрия Москвы до
сих пор не считала позорным иметь в городе около 20 станций метро с
коммунистическими названиями, включая метро имени цареубийцы Войкова, и массу
переулков Войковских, то ну что же удивляться, что один памятник решили
восстановить…
Удивительно другое – это действительно
выглядит немотивированно. И я могу это объяснить только тем, что
посткоммунистическая власть – и при Ельцине, и сейчас – всем своим поведением
показывает, что рыночные реформы были нужны ей не для преодоления
«красного», марксистского наследия и не для оздоровления экономики, а
для того, чтобы расширить власть правящей номенклатуры КПСС и как бы
«конвертировать» ее из политической в экономическую, – то есть для
эгоистичного самообогащения за счет разграбления общенародного достояния. И вот
когда это разграбление удалось, то остается лишь сохранять
«статус-кво», примирить – и в государственной символике, и в таких
вот жестах по отношению к Дзержинскому – помирить белых с красными и
ограбленных с грабителями. Я не вижу никакого другого смысла, для чего им этот
памятник нужен.
выглядит немотивированно. И я могу это объяснить только тем, что
посткоммунистическая власть – и при Ельцине, и сейчас – всем своим поведением
показывает, что рыночные реформы были нужны ей не для преодоления
«красного», марксистского наследия и не для оздоровления экономики, а
для того, чтобы расширить власть правящей номенклатуры КПСС и как бы
«конвертировать» ее из политической в экономическую, – то есть для
эгоистичного самообогащения за счет разграбления общенародного достояния. И вот
когда это разграбление удалось, то остается лишь сохранять
«статус-кво», примирить – и в государственной символике, и в таких
вот жестах по отношению к Дзержинскому – помирить белых с красными и
ограбленных с грабителями. Я не вижу никакого другого смысла, для чего им этот
памятник нужен.
Но я бы хотел еще вот что отметить:
против этого памятника можно выступать с совершенно разных позиций. Скажем, для
демократов – Явлинского, «Союза правых сил» – Дзержинский неприемлем
не только как носитель тоталитарной власти, не только как глава чекистской
мясорубки, которая перемолола миллионы лучших русских людей. Для них – просто
из либеральных соображений. Они против всякого насилия, против того, что это,
может быть, портит их имидж в глазах нынешнего Запада (не понравится Западу
памятник Дзержинскому), но не больше! Их аргументация – не по сути! Я уверен,
что они никогда не будут обращать внимания в своей полемике, например, на то,
кем был Дзержинский, какова была ЧК по национальному составу, каковы были их
богоборческие цели. А ведь в этом-то и самое главное! Потому что, если
вспомнить, в какой обстановке воспитывался Дзержинский (в католической польской
семье), то можно вспомнить его собственное признание, что еще мальчиком он
мечтал иметь шапку-невидимку для уничтожения «всех москалей», и т.д. И когда он
встал во главе террористического богоборческого механизма, он полностью
исполнил все это на деле.
против этого памятника можно выступать с совершенно разных позиций. Скажем, для
демократов – Явлинского, «Союза правых сил» – Дзержинский неприемлем
не только как носитель тоталитарной власти, не только как глава чекистской
мясорубки, которая перемолола миллионы лучших русских людей. Для них – просто
из либеральных соображений. Они против всякого насилия, против того, что это,
может быть, портит их имидж в глазах нынешнего Запада (не понравится Западу
памятник Дзержинскому), но не больше! Их аргументация – не по сути! Я уверен,
что они никогда не будут обращать внимания в своей полемике, например, на то,
кем был Дзержинский, какова была ЧК по национальному составу, каковы были их
богоборческие цели. А ведь в этом-то и самое главное! Потому что, если
вспомнить, в какой обстановке воспитывался Дзержинский (в католической польской
семье), то можно вспомнить его собственное признание, что еще мальчиком он
мечтал иметь шапку-невидимку для уничтожения «всех москалей», и т.д. И когда он
встал во главе террористического богоборческого механизма, он полностью
исполнил все это на деле.
Достаточно просто привести несколько
цитат, чтобы понять, как Дзержинского оценивали его коллеги и современники.
Один писал, например, что «счастьем нашей революции было назначение
председателем ВЧК Дзержинского». «Организация ВЧК и ее работа настолько тесно
связана с его именем, что нельзя говорить о них отдельно. …Дзержинский стоял
долгие годы на этом посту, обрызганном кровью».
цитат, чтобы понять, как Дзержинского оценивали его коллеги и современники.
Один писал, например, что «счастьем нашей революции было назначение
председателем ВЧК Дзержинского». «Организация ВЧК и ее работа настолько тесно
связана с его именем, что нельзя говорить о них отдельно. …Дзержинский стоял
долгие годы на этом посту, обрызганном кровью».
Да и сам Дзержинский говорил, что «ЧК –
это не суд, эта организация не может работать в белых перчатках. Она должна
заботиться только об одном – о победе, и должна побеждать врага, даже если ее
меч при этом попадает случайно на головы невинных».
это не суд, эта организация не может работать в белых перчатках. Она должна
заботиться только об одном – о победе, и должна побеждать врага, даже если ее
меч при этом попадает случайно на головы невинных».
И вот эти «головы невинных» насчитывают,
я думаю, десятки миллионов уже в 20-е и 30-е годы, когда большевицкая власть
русофобов переломила хребет русскому народу. Известны подсчеты эмигрантского
профессора Ивана Курганова, каково число жертв работы чекистов. Он, используя
исключительно демографическую статистику, показал, что за время основных этих
репрессий в 20-е – 30-е годы (исключая жертвы войны) было потеряно нашей
страной 66 миллионов человек! Куда они девались?!
я думаю, десятки миллионов уже в 20-е и 30-е годы, когда большевицкая власть
русофобов переломила хребет русскому народу. Известны подсчеты эмигрантского
профессора Ивана Курганова, каково число жертв работы чекистов. Он, используя
исключительно демографическую статистику, показал, что за время основных этих
репрессий в 20-е – 30-е годы (исключая жертвы войны) было потеряно нашей
страной 66 миллионов человек! Куда они девались?!
Когда я читаю иногда в коммунистической
прессе, что не так много было жертв, что все это были люди, которые «по
заслугам получили», – простите, а откуда эта цифра – 66 миллионов? Как ее
объяснить? Куда девались эти люди?!
прессе, что не так много было жертв, что все это были люди, которые «по
заслугам получили», – простите, а откуда эта цифра – 66 миллионов? Как ее
объяснить? Куда девались эти люди?!
И те миллионы безпризорников, о которых
говорил нам Лужков (как заслугу он это ставит Дзержинскому – мол, он
позаботился о них, и т.д.) так ведь эти миллионы детей и стали безпризорными,
так как были убиты миллионы их родителей. И странно, что на это не обращает
внимания и г-н Лужков, и те красные патриоты, которые тут с ним, получилось,
заодно.
говорил нам Лужков (как заслугу он это ставит Дзержинскому – мол, он
позаботился о них, и т.д.) так ведь эти миллионы детей и стали безпризорными,
так как были убиты миллионы их родителей. И странно, что на это не обращает
внимания и г-н Лужков, и те красные патриоты, которые тут с ним, получилось,
заодно.
Чтобы закрыть тему Дзержинского, приведу
известные стихи Маяковского. Он, помнится, писал в одном стихотворении юноше,
обдумывающему житье, решающему, «сделать бы жизнь с кого – скажу, не
задумываясь: делай ее с товарища Дзержинского».
известные стихи Маяковского. Он, помнится, писал в одном стихотворении юноше,
обдумывающему житье, решающему, «сделать бы жизнь с кого – скажу, не
задумываясь: делай ее с товарища Дзержинского».
А вот в другом стишке, о Ленине, он дал
точную оценку сути коммунизма и работы товарища Дзержинского: «Товарищ Ленин, я
вам докладываю, не по совести, а – по душе: будет сделана работа адова, и
делается уже!»
точную оценку сути коммунизма и работы товарища Дзержинского: «Товарищ Ленин, я
вам докладываю, не по совести, а – по душе: будет сделана работа адова, и
делается уже!»
Это адская бездна – вся эта работа,
которую они делали, и нельзя забывать, что суть этой работы, суть
коммунистической идеологии была богоборческая. Они противопоставили всем
заповедям Христа о любви и милосердии – заповеди ненависти и безжалостности. И,
конечно же, это и была причина того размаха жестокости, этих жертв, которые, к
сожалению, из нашей истории вырвали целые поколения.
которую они делали, и нельзя забывать, что суть этой работы, суть
коммунистической идеологии была богоборческая. Они противопоставили всем
заповедям Христа о любви и милосердии – заповеди ненависти и безжалостности. И,
конечно же, это и была причина того размаха жестокости, этих жертв, которые, к
сожалению, из нашей истории вырвали целые поколения.
Но придется опять все-таки вернуться к
личности Дзержинского и напомнить, что это был за человек, считавшийся идеалом
«кристальной чистоты», которому всегда пелись дифирамбы в советской школе.
Посмотрим на подбор кадров, которые работали под его началом. Достаточно
упомянуть, что русских там было всего лишь несколько процентов – все остальные
люди были нерусские. Я не хочу сказать, что нерусский человек – какой-то
ущербный, плохой, – но это были те люди, которые видели в Православии, в
русском народе и в русской культуре тот образ своего врага – Самодержавной
России, – против которой они всю жизнь боролись. Я перечислю только имена:
Петерс, Лацис, Эйдук (все эти три – латыши, это заместители Дзержинского),
дальше: Ягода, Яков Агранов, Атарбеков, Бела Кун (который с Розой Землячкой в
Крыму настоящий геноцид устроили русскому народу), Саенко, Фельдман, Вихман,
Бокий и т.д.
личности Дзержинского и напомнить, что это был за человек, считавшийся идеалом
«кристальной чистоты», которому всегда пелись дифирамбы в советской школе.
Посмотрим на подбор кадров, которые работали под его началом. Достаточно
упомянуть, что русских там было всего лишь несколько процентов – все остальные
люди были нерусские. Я не хочу сказать, что нерусский человек – какой-то
ущербный, плохой, – но это были те люди, которые видели в Православии, в
русском народе и в русской культуре тот образ своего врага – Самодержавной
России, – против которой они всю жизнь боролись. Я перечислю только имена:
Петерс, Лацис, Эйдук (все эти три – латыши, это заместители Дзержинского),
дальше: Ягода, Яков Агранов, Атарбеков, Бела Кун (который с Розой Землячкой в
Крыму настоящий геноцид устроили русскому народу), Саенко, Фельдман, Вихман,
Бокий и т.д.
Все это – страшные люди, многие с
патологическими психическими отклонениями. Достаточно вспомнить отчеты одной
комиссии: когда белые занимали города и приходили в здания, где ЧК работало, –
они там видели ужасные вещи: мясорубки, которые перемалывали человеческие тела
и спускали их жертвы в канализацию. Они видели там орудия пыток, отрезанные
человеческие органы, пробочные камеры… И по воспоминаниям многих людей, для
чекистов эти допросы, расстрелы – были какой-то «черной мессой». Они
совершались обычно по ночам: на них «причащались» человеческой кровью
, стаканами ее пили…. То есть происходило нечто сатанинское, что оправдать
нельзя. И особенно сатанизм был проявлен в облике женщин, работавших в ЧК:
«товарищ Роза» в Киеве, Евгения Бош в Пензе, фельдшерица Ревека
Мейзель-Пластинина в Архангельске. Женщина по своей природе должна быть чуткой
и сострадательной, как носитель жизни… Это же было совершенно что-то
обратное, искажение человеческого образа!..
патологическими психическими отклонениями. Достаточно вспомнить отчеты одной
комиссии: когда белые занимали города и приходили в здания, где ЧК работало, –
они там видели ужасные вещи: мясорубки, которые перемалывали человеческие тела
и спускали их жертвы в канализацию. Они видели там орудия пыток, отрезанные
человеческие органы, пробочные камеры… И по воспоминаниям многих людей, для
чекистов эти допросы, расстрелы – были какой-то «черной мессой». Они
совершались обычно по ночам: на них «причащались» человеческой кровью
, стаканами ее пили…. То есть происходило нечто сатанинское, что оправдать
нельзя. И особенно сатанизм был проявлен в облике женщин, работавших в ЧК:
«товарищ Роза» в Киеве, Евгения Бош в Пензе, фельдшерица Ревека
Мейзель-Пластинина в Архангельске. Женщина по своей природе должна быть чуткой
и сострадательной, как носитель жизни… Это же было совершенно что-то
обратное, искажение человеческого образа!..
И все эти чекисты – и в России, и в Малороссии
– скажем, в Харькове зверствовали Фельдман и Португейс. Все это столь ужасно,
что, я думаю, просто нельзя правым, православным патриотам «заметать это
под ковер» перед левыми в попытках найти какой-то. политический
компромисс. Невозможен компромисс на такой основе! Неужели мы можем подумать,
что все эти зверства, которые дали целый сонм Новомучеников, можно забыть?!
– скажем, в Харькове зверствовали Фельдман и Португейс. Все это столь ужасно,
что, я думаю, просто нельзя правым, православным патриотам «заметать это
под ковер» перед левыми в попытках найти какой-то. политический
компромисс. Невозможен компромисс на такой основе! Неужели мы можем подумать,
что все эти зверства, которые дали целый сонм Новомучеников, можно забыть?!
Разве можно забыть подвиг Новомучеников
или сделать вид, что этого ничего не было, что революция и XX век ничему наш
народ не научили?! Если так, то страшно за будущее нашего народа! И
действительно, в правящем слое, как я уже сказал, совершенно не видно никакого
раскаяния за этот период, не видно, чтобы наши правители вынесли уроки. И это,
с моей точки зрения, наносит огромный ущерб нашей стране даже с политической
точки зрения. Потому что такая политика бездумно и эгоистично вписывается в ту
«красную» патриотическую роль, которую упорно навязывала и навязывает
нам мiровая закулиса: мол, русское национальное самосознание и марксистский
коммунизм – это неслиянно и нераздельно связанные вещи, и поэтому все
преступления, которые коммунисты и чекисты сделали, не только по отношению к
русскому народу, но и к другим народам – это русские преступления. И вот
известно выражение Бжезинского по поводу расчленения Советского Союза (а вместе
с ним – и исторической России) что это была «Россия, названная Советским
Союзом. Она бросила вызов США…» Не коммунистическая идеология, а Россия —
«она была побеждена! Россия – побежденная держава».
или сделать вид, что этого ничего не было, что революция и XX век ничему наш
народ не научили?! Если так, то страшно за будущее нашего народа! И
действительно, в правящем слое, как я уже сказал, совершенно не видно никакого
раскаяния за этот период, не видно, чтобы наши правители вынесли уроки. И это,
с моей точки зрения, наносит огромный ущерб нашей стране даже с политической
точки зрения. Потому что такая политика бездумно и эгоистично вписывается в ту
«красную» патриотическую роль, которую упорно навязывала и навязывает
нам мiровая закулиса: мол, русское национальное самосознание и марксистский
коммунизм – это неслиянно и нераздельно связанные вещи, и поэтому все
преступления, которые коммунисты и чекисты сделали, не только по отношению к
русскому народу, но и к другим народам – это русские преступления. И вот
известно выражение Бжезинского по поводу расчленения Советского Союза (а вместе
с ним – и исторической России) что это была «Россия, названная Советским
Союзом. Она бросила вызов США…» Не коммунистическая идеология, а Россия —
«она была побеждена! Россия – побежденная держава».
И если мы будем ставить памятник
Дзержинскому, то такие люди, как Бжезинский, с еще большим основанием могут
повторить свои обвинения и могут требовать даже компенсаций. Скажем, Всемiрный
еврейский конгресс требует компенсацию уже от прибалтийских стран за то имущество,
которое еврейские общины потеряли в советский период. Не вижу причин, почему
они не могут на таком же основании требовать и от России? И наш президент уже
создал прецедент, когда в Польше пообещал выплату компенсаций полякам,
пострадавшим от большевистских репрессий. Но почему русский народ, который
более всех пострадал от интернационалистов-большевиков, в руководстве которых и
русских-то почти не было, — почему он должен еще и платить за них? А кто тогда
должен платить компенсацию нашему народу за зверства тех же поляков –
Дзержинского, Менжинского (его преемника)?.. Вот и латыши уже требуют
компенсации за советскую оккупацию – насчитали 300 млрд. долларов! Ну, а кто
должен платить компенсацию за полки латышских стрелков, за вот этих
заместителей Дзержинского?..
Дзержинскому, то такие люди, как Бжезинский, с еще большим основанием могут
повторить свои обвинения и могут требовать даже компенсаций. Скажем, Всемiрный
еврейский конгресс требует компенсацию уже от прибалтийских стран за то имущество,
которое еврейские общины потеряли в советский период. Не вижу причин, почему
они не могут на таком же основании требовать и от России? И наш президент уже
создал прецедент, когда в Польше пообещал выплату компенсаций полякам,
пострадавшим от большевистских репрессий. Но почему русский народ, который
более всех пострадал от интернационалистов-большевиков, в руководстве которых и
русских-то почти не было, — почему он должен еще и платить за них? А кто тогда
должен платить компенсацию нашему народу за зверства тех же поляков –
Дзержинского, Менжинского (его преемника)?.. Вот и латыши уже требуют
компенсации за советскую оккупацию – насчитали 300 млрд. долларов! Ну, а кто
должен платить компенсацию за полки латышских стрелков, за вот этих
заместителей Дзержинского?..
В общем, этот вопрос с политической точки
зрения, если не преодолеть это «красное наследие», может принести еще
большие сюрпризы и большие неприятности в нашей стране.
зрения, если не преодолеть это «красное наследие», может принести еще
большие сюрпризы и большие неприятности в нашей стране.
Главное же в том, что духовные
последствия восстановления такого памятника для нашей страны, для нашей текущей
истории, будут, естественно, отрицательны. Потому что символы, как я уже
повторял и еще раз скажу, это не безобидная вещь: это точки приложения духовных
сил, добрых и злых, которые через эти символы – как через окна, двери,
форточку, – входят в нашу жизнь и, соответственно, влияют на нее. И, конечно
же, это продолжение нашей национальной катастрофы во многом, если не в первую
очередь, объясняется тем, что работа тех злых сил не была большей частью нашего
народа осознана и преодолена. И поэтому эти силы действуют в нашей жизни и
сегодня.
последствия восстановления такого памятника для нашей страны, для нашей текущей
истории, будут, естественно, отрицательны. Потому что символы, как я уже
повторял и еще раз скажу, это не безобидная вещь: это точки приложения духовных
сил, добрых и злых, которые через эти символы – как через окна, двери,
форточку, – входят в нашу жизнь и, соответственно, влияют на нее. И, конечно
же, это продолжение нашей национальной катастрофы во многом, если не в первую
очередь, объясняется тем, что работа тех злых сил не была большей частью нашего
народа осознана и преодолена. И поэтому эти силы действуют в нашей жизни и
сегодня.
М.В. Назаров
“Радонеж” №8, 2002
(записано по радиопередаче в прямом эфире)
“Радонеж” №8, 2002
(записано по радиопередаче в прямом эфире)