Москва, 27 ноября — Наша Держава. Мы переживаем сегодня довольно сложные обстоятельства. Настолько трудные, что они грозят напоминанием ситуации 1962 года, когда был Карибский кризис. Надеемся, что обострение международных отношений можно будет избежать, но для этого нужно понимание процессов, которые происходят в нашем обществе и в мире.
Сейчас модно стало проводить политические шоу. Но они порой еще больше запутывают ситуацию: вместо серьезного обсуждения, мы видим разговор на повышенных тонах, взаимные оскорбления.
Нет осмысления того, что наша страна переживает трудный переходный период. Мы объявили уход от коммунизма и переход к рыночной экономике. А куда пришли? Пришли к новой проблеме — создали «бандитский капитализм», который разлагающе влияет на современное поколение России.
Мы пережили в 20 веке страшные катастрофы: революцию и Гражданскую войну, когда десятки миллионов наших людей погибли просто впустую. Эти миллионы загубленных душ могли бы сделать очень многое для Родины. Известный русский ученый Дмитрий Менделеев в начале 20 в. дал прогноз, что в 2000 г. в России будет проживать почти 600 млн человек, и наша страна будет занимать первое место в мире по экономическому производству и развитию. Но мы с вами знаем, что сейчас в России население 146 млн., и мы по своему уровню развития экономики занимаем 95-е место, а по уровню жизни откатились на 91-е место в мире. До революции по объему промышленного производства Россия занимала пятое место в мире после США, Германии, Великобритании и Франции, а в настоящее время Россию по основным экономическим показателям нельзя отнести к развитым странам мира.
Другая страшная катастрофа, которую мы пережили – Великая Отечественная война. Мы до сих пор не можем подсчитать сколько погибло людей. По данным доктора исторических наук, профессора Орловского государственного университета Егора Щекотихина, мы потеряли более 40 млн человек. Он приводит страшные факты: в 1941 г. немцы за один месяц захватили Орловскую область с населением более 3,5 млн. человек, потеряв убитыми около 3 тыс. солдат и офицеров. А мы, отвоёвывая эту же территорию, только в Орловско-Курской битве потеряли убитыми полмиллиона наших воинов. Многие из них до сих пор не похоронены.
Другая страшная катастрофа, которую мы пережили – Великая Отечественная война. Мы до сих пор не можем подсчитать сколько погибло людей. По данным доктора исторических наук, профессора Орловского государственного университета Егора Щекотихина, мы потеряли более 40 млн человек. Он приводит страшные факты: в 1941 г. немцы за один месяц захватили Орловскую область с населением более 3,5 млн. человек, потеряв убитыми около 3 тыс. солдат и офицеров. А мы, отвоёвывая эту же территорию, только в Орловско-Курской битве потеряли убитыми полмиллиона наших воинов. Многие из них до сих пор не похоронены.
За несколько десятилетий – с 1917 г. по 1945 г. наше Отечество пережило величайшие потрясения, которые, конечно, сказались и на демографии, на моральной обстановке в стране. Поэтому, когда закончилось господство коммунистической идеологии, и мы перешли к новому образу жизни в стране, это происходило в тяжелейших условиях. Люди метались. В начале 90-х гг. они обратили свое внимание, прежде всего, на Церковь. В душе все надеялись – вот, Православие нас освободит, покажет путь, которым идти. Церковь начала возрождаться. Возрождаться не сверху, а снизу – усилиями народных масс. Стали строиться тысячи новых храмов, появляться новые священнослужители. При этом сегодня раздаются и противоположные голоса: хорошо бы вернуть Сталина и коммунистический строй. Но эти люди не осознают, что возникшее коммунистическое учение в 19 веке, порожденное Марксом и Энгельсом, а затем подхваченное Лениным, строилось на классовой борьбе. Зависть и злоба к более состоятельному и успешному человеку в итоге привела к тому, что мы потеряли миллионы людей. И стоит ли нам к этому возвращаться? Нам нужно идти искать пути, которые могли бы удовлетворить разные слои общества. Никогда мы не добьемся того, что писали в коммунистическом манифесте Маркс и Энгельс. Например, что мужчина и женщина будут равны. Да, юридически их можно уравнять. Но физически это невозможно. Нам говорили о стирании различий между трудом физическим и умственным. Но невозможно сделать физический и умственный труд одинаковым. В нем есть разница. Как есть разница между национальностями. А манифест утверждает, что у пролетариев нет национальности. И эти утопические вещи насаждались насилием, расстрелом многих тысяч людей. И мы потеряли в репрессиях – миллионы. Только в 1937—1938 гг. в СССР было арестовано и расстреляно более 700 тыс. человек. А по Орловской области в это время были репрессированы десятки тысяч. В день особая тройка приговаривала к расстрелу или к заключению в исправительно-трудовые лагеря до 700 и более человек. Спрашивается: как можно было в день осудить 700 человек? Списками! Просто брали список. И подписывали три человека. И сотни людей вели сразу на расстрел без суда и следствия. Об этом мы должны помнить, когда у нас появляется равнодушие, вернее, бездушие, по отношениям к жертвам: мол, ну и что, ошибки бывают. Но за каждой ошибкой – человеческая жизнь! Мы должны с Вами понять: человек создан по образу и подобию Божиему. И каждый человек – это Всемирная история! Каждый – неповторим. Больше такого не родится! Вот как должны мы ценить человека.
Поэтому сегодня так важны изучение истории, обращение к Православию, к заповедям Христа, которые мы должны знать. И учить этим заповедям детей с юных лет. В свое время мне в руки попал учебник дореволюционный — за первый класс. Там написаны семь смертных грехов. И добродетели. Дети уже учили это. И вот в наше время я спросил у студентов, какие они знают смертные грехи, и какие добродетели. От силы назвали один-два греха, и ни одной добродетели. Мы не знаем, что такое добро и что такое зло. Этому не учили в школе во времена государственного атеизма. В то время нас спасала традиция. Благодаря нашим дедушкам, бабушкам, родителям, мы переняли частично ту, утраченную культуру. И сегодня с возрождением Православия, нашей Церкви, мы возвращаемся к изучению заповедей, которые нам оставил Иисус Христос. Ведь Он пришел на землю ни с экономической теорией, ни с политической! Нет у Него ни экономики, ни политики. Его учение – духовно-нравственное: идите за Мной, и делайте как Я. Поступайте так, как Я вас учу! Не обижайте человека! Не унижайте его! Дайте ему возможность быть человеком! И вот это учение, которое дал человечеству Иисус Христос, а Его апостолы и другие последователи самоотверженно распространили по всему миру, остается единственной духовной опорой и целью становления христианина как человека. Преподобный Серафим Саровский настойчиво советовал начинать спасение с себя и всячески хранить «мир душевный». Он часто говорил: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Однако умеем ли мы быть мирными? Навряд ли. И поэтому сегодня надо каждому начинать с себя в этой непростой работе совершенства духа.
Анатолий Перелыгин, кандидат исторических наук, доцент института культуры, председатель церковного историко-археологического отдела Орловско-Болховской епархии.https://rusorel.info/obratimsya-k-bogu/