Москва, 5 июня — Наша Держава. Мои
личные наблюдения из практики: чем меньше в детстве родители читали
книжек своим детям, тем проблемнее у них вырастают подростки. И тут дело
не только в нравственном содержании книг (хотя это тоже влияет на
подрастающее поколение не в последнюю очередь). Немаловажно здесь то
количество времени и внимания, которое родители уделяют своему отпрыску.
Хотя бы в процессе чтения. Но для того, чтобы тебе пришло в голову
взять книжку в руки и присесть около отходящего ко сну малыша,
необходимо и самому получать удовольствие от книг. А сегодняшние
родители такого интереса к литературе чаще всего не имеют. А жаль. Ведь
результат налицо: растут в школе «нищие духом» детишки, фразы которых
начинаются с «А ЧЁ…?»
Общаешься
с трудным подростком, и слышишь в ответ: «А чё они от меня требуют,
чтобы я читал, если сами в руках книгу с моего рождения не держали?».
Или «Чё они запрещают мне сидеть в соцсетях, если папа сам только и
делает, что стреляет в компьютере по танкам или читает новости в
смартфоне?»
Такие
дети просто катастрофически нуждаются в помощи психологов и педагогов. И
первое, что необходимо внушить их родителям – начать читать никогда не
поздно.
Почему же так важно, чтобы ребенок читал?
У
нас, взрослых, уже сформирована определенная база ценностей, на которые
мы опираемся в жизни. Если говорить примитивно, некнижный ребенок не
усвоил главную мысль произведения Маяковского «Что такое хорошо и что
такое плохо?». Для того, чтобы помочь трудному ребенку, взрослый
(психолог или педагог), должны понять его систему ценностей. Найти «где у
него кнопка». Отыскать его личную «кнопку ценностей»: что для него
успех, а что полный провал, кто для него лидер, а кто лузер, кого можно
считать добрым человеком, а кто, по его мнению, черств душой. Вы не
поверите, но очень часто у таких проблемных детей все понятия и ценности
искажены до неузнаваемости, но главное, чтобы они вообще были. Тогда
взрослый сможет:
· Апеллировать к этим ценностям в работе с подростком;
· Попытаться оспорить их в процессе общения, переубедить ребенка в их неверности;
· Постараться привить ему новые ценности, если системных и упорядоченных убеждений и ценностей в его голове нет.
Специалисту,
который понимает, что у ребенка нет понимания «что такое хорошо и что
такое плохо», придется сначала «установить» эти понятия, потратив на это
дополнительное время, а уж потом начинать воздействовать на его душу.
Представьте, что вы решили посмотреть на компьютере киношку. Но
казалось, что необходимой программы, которая позволит вам это сделать,
на жестком диске не установлено. Поэтому вам придется сначала
перешерстить сеть, чтобы скачать необходимые программы и установить их.
Хорошо, если все легко и просто получится, но ведь может быть так, что
«программа окажется платной» или «не хватит памяти компьютера». Тогда
беда! Так вот, именно чтение и последующее обсуждение прочитанного в
состоянии привить ребенку эти самые ценности.
Почему не компьютер или кино?
Сегодня
с компьютерами наши детишки общаются куда чаще, чем с живыми взрослыми
людьми своего окружения. И тут есть «подводные камни»: компьютер и
современный кинематограф показывают ребенку лишь поверхностную сторону
жизни. Они не раскрывают мировоззрений главных героев, этапов
становления личности. Они выпячивают на передний план главного героя и
показывают мир, который крутится вокруг него по эгоистичному сценарию:
«Вот это Я, а вот это Они. Те, от которых мне просто необходимо добиться
желаемого». В книгах философия иная. Она закладывает в голову юного
читателя следующий сценарий: «Я и Они объединяемся для того, чтобы
получить то, к чему стремимся. Для этого нужно уметь взаимодействовать,
ставить цели и нести ответственность».
Правильный сценарий мышления и поведения может привить только чтение художественной классической литературы.
Ведь в процессе чтения ребенок:
·
Имеет возможность познакомиться с опытом тысяч других людей, при этом
он четко понимает те механизмы мышления, которые происходят в их головах
и принимает те последствия, которые были продиктованы их поступками и
стремлениями;
·
Лично увидеть множество разных сценариев поведения, различных наборов
жизненных ценностей и к чему они в итоге могут привести.;
·
сможет «прожить», а значит заранее подготовиться к тем взрослым
ситуациям, которые поджидают его в будущем. В современных фильмах или в
компьютерных играх главные герои чаще всего богаты, успешны и легко
добиваются своих целей. Это имеет мало общего с той жизнью, которая
ожидает наших детей, а значит их опыт подростку вряд ли будет полезен.
Подражая этим «героям», ребенок только лишь погрязнет в конфликтах со
взрослыми, а вот реального опыта жизни врача, сварщика или инженера, он
вряд ли получит.
·
Разовьет чувство ответственности за свое личное поведение и собственную
жизнь. В играх на компьютере всегда можно начать все с начала, в
реальной жизни, к сожалению, такой функции нет. В классической
литературе этого нет: сюжет идет логично и последовательно и позволяет
понять причины и следствие.
Информация
из книжек формирует правильные эмоции в детской душе и модели
приемлемого поведения, а игры оставляют после себя лишь набор ярких и
несистематизированных образов и картинок.
У
читающих детей в голове заложены «нужные файлы», то, что ведет к
пониманию добра и зла, хорошего и плохого. Именно они будут
«разархивироваться» и применяться во взрослой жизни, когда возникнет
необходимость принимать решения во время серьезных жизненных ситуаций.
А вы читаете вместе со своими детьми?