страны ОАО «Росфинагентство». То есть – в частные таки вже руки.
Валерий Каплунат.
Оксана Дмитриева, депутат Государственной Думы РФ:
первоочередных потребностей и хранящиеся в Стабилизационном и Резервном фондах,
это деньги, которые будут нам нужны на чёрный день для финансирования дефицита
бюджета…
законопроект о передаче этих накоплений в акционерное общество. Это означает,
что деньги будут расходоваться и внутри страны, могут инвестироваться в риски.
Пойдут они фактически на игру на фондовом рынке, вести которую будут различные
финансовые посредники.
Валерий Зубов, доктор экономических наук, депутат Государственной Думы РФ
(«Справедливая Россия»):
агентстве продолжает традицию ухудшения качества нашего законотворчества. На
десяти страницах только констатация факта создания структуры, но ничего не
говорится о правах и обязанностях РФА, как и о порядке возмещения её расходов,
о предоставляемой ею отчётности. То есть вновь бюджетные деньги выводятся
из-под контроля Счётной палаты. При этом ничего не говорится об ответственности
за возможные нарушения. Нет даже «инвестиционной декларации» как ключевого
момента в концепции закона.
Под эгидой Минфина создаётся ОАО со 100-процентным государственным капиталом. И
ему передают в управление средства Резервного фонда, ФНБ, госдолг и средства
накопительной части государственной пенсионной системы. РФА имеет право не
только самостоятельно инвестировать средства, но и передоверять их вложение
специализированным финансовым организациям. Каким и на каких условиях? Это не
оговорено.
Если авторы закона считают, что «концентрация в рамках одного института
позволит минимизировать процентные и валютные риски», то с каких пор класть
яйца в одну частную корзину стало способом снижения рисков?
Если цель – повысить качество и эффективность управления финансовыми ресурсами,
то как и почему передача ответственности из одного министерского департамента в
другой скажется на эффективности?
Но куда пойдут деньги? Начиная с 2004 года целью Стабилизационного фонда было
выведение из оборота «лишних денег» для подавления инфляции. Сегодня говорится,
что деньги должны приносить доход. Но куда их будут вкладывать?
Вариантов два – «административно связанный» и ориентированный только на
доходность.
Первый символизируют «инфраструктурные облигации» – инструмент низкодоходный,
рискованный. В автомобильные дороги вкладывать нельзя – тут в принципе
отсутствует финансовый поток. Вложения в РЖД, авиастроение или ЖКХ выглядят
странно – эти отрасли и так безвозмездно дотируются из бюджета. Так зачем
бюджету ещё и инвестировать в них в надежде на доход? Вкладывать в нефтегазовый
сектор – абсурд. Ведь именно оттуда изъяты средства, которые и сформировали эти
фонды.
Второй вариант – ориентация исключительно на доходность. Но тогда надо выходить
за национальные границы. Решаема ли эта задача политически – большой вопрос…
директоров ОАО «Омсктехуглерод»:
– Любая сложная сфера экономики, особенно финансы, требует
профессионального управления. Вопрос управления Резервным фондом и Фондом
национального благосостояния – болезненная тема. Просчёты, ошибки, как и
правильные шаги, сильно сказываются на развитии производства, атмосфере в
обществе.
До принятия этого закона (а он, думаю, будет по-разному воспринят не только
депутатами Госдумы) основное предназначение этих двух фондов заключалось в
аккумулировании излишних средств, являвшихся, по сути, спекулятивной рентой с
поступлений, выручаемых от продажи нефти и газа. Это своего рода следствие так
называемой голландской болезни, когда идёт колоссальный переизбыток платежей и
доходов от сбыта природных ресурсов. Реально переварить эти деньги наша
экономика не в состоянии.
Фонды, по сути дела, исполняли роль государственной кубышки. И в лучшем случае
средства переводились для сохранности в евро или доллары в плавающих пропорциях
и размещались на определённых депозитах. Но их использование в разорённых в
ходе кризиса компаниях в Америке, в других подобного рода финансовых институтах
в итоге привело в состояние шока всё наше общество. После подобных катаклизмов
остаётся лишь выводить ресурсы в надежде на минимальные потери.
Считаю предпринятый законодателями шаг профессиональным, разумным и
оправданным. Уверен, при правильном подходе общество сможет более детально
контролировать и эффективно управлять процессами распределения свободных
средств. Не зря Россия в последнее время – крупнейший покупатель золота: его было
закуплено дополнительно более 500 тонн. Ищутся так называемые эффективные
резервуары. Но, подчёркиваю, современное управление финансами невозможно без
профессионализма и прозрачности, что и хотелось бы видеть в работе
«Росфинагентства».
бюджета наукограда «Сколково» ушли в карманы некоторых топ-менеджеров. Растраты
и хищения творились при подготовке саммита АТЭС во Владивостоке и на острове
Русский. Немало финансовых скандалов связано с подготовкой Олимпиады в Сочи. А
что творилось в структурах, связанных с Министерством обороны?!
Есть ли гарантии, что учреждаемое Российское финансовое агентство не станет
площадкой для подобных афер и операций? Судя по тому, какого качества законы
принимаются в ходе этого самого учреждения, их нет. И всё будет зависеть только
от того, что за люди окажутся во главе супербогатого агентства, какие цели
перед собой они ставят…
И как вам такие гарантии? Внушают?