Так, если в 1965 г.
на ее долю приходилось около 15% доходов СССР, то к четвертому кварталу
2014 г. эта доля в экспортных доходах России превысила 30%. Однако
вернемся в недавнее прошлое.После известных событий в ГДР (1953 г.), в Венгрии и Польше (1956 г.) перед советским руководством встала задача более широкой и долгосрочной финансово-экономической «подпитки» этих и других стран-участниц Совета экономической взаимопомощи.
По мнению бывшего посла Венгрии в СССР (в 1970-х гг.) Дьюлы Рапаи, «Москва решила экономической политикой в регионе СЭВ всячески сглаживать социально-политические последствия событий в ГДР, Венгрии и Польше. Прежде всего, этим странам гарантировались поставки разнообразного сырья по очень низким ценам и закупки их готовой продукции в широком ассортименте по завышенным ценам». Вдобавок СССР согласился платить высокие проценты за предоставляемые ему «братские» кредиты, а сам зачастую кредитовал те же страны без процентов. Всё это, заметим, продолжалось вплоть до официального прекращения деятельности СЭВ в 1991 г.
В рамках именно сэвовской экономической политики создавался и работал нефтепровод «Дружба», поставлявший Восточной Европе нефть сперва из Татарстана (г. Альметьевск) с 1964 г., а затем — и из соседних Башкортостана, Оренбургской, Самарской областей. Инициатором таких отношений, в т.ч. проекта «Дружба», был Хрущев, которому послесталинские восточноевропейские лидеры на рубеже 1950-х — 1960-х всё чаще жаловались на нехватку сырья, финансовых ресурсов, на подспудные антисоветские настроения в обществе и т.д. Остроту этих проблем требовалось сглаживать всевозможными экономическими методами, в том числе нефтяными поставками.
Естественно, спрос практически на «дармовую» советскую нефть быстро увеличивался в упомянутых странах, поскольку им в условиях советской финансово-сырьевой подпитки не нужно было развивать собственную геологоразведку, экономить топливо, снижать энергозатраты в экономике и ЖКХ. Потому в 1968-1973 гг. была построена новая магистраль «Дружбы» и увеличена мощность «Дружбы-1».
И снова по политическим причинам в руководстве СССР не обращали внимания на то, что «братские социалистические страны» нередко перепродают советскую нефть и изготовленные из нее нефтепродукты на Запад.
По разным оценкам, на этот бизнес к середине 1980-х направлялось от 25 до 30% нефти, поступавшей из СССР. Кстати, многие эксперты, в том числе российские и западноевропейские, говорят, что аналогичные операции с российской нефтью небезуспешно проводит Белоруссия.
Правда, в проекте «Дружба» была и другая цель, о которой вслух не говорили: устранить «непослушную» Румынию из сферы экспорта нефти в соседние с ней страны. Отношения СССР с Румынией стали ухудшаться, во-первых, после антисталинских решений ХХ съезда КПСС. А во-вторых, как утверждали румынские, китайские и албанские источники, Хрущев, Микоян и Андропов (тогда посол СССР в Венгрии) договаривались с Имре Надем и Яношем Кадаром о возможной передаче Будапешту части румынской Трансильвании, целиком входившей в состав Венгрии в 1940-1946 гг. (и раньше, до 1919 г.), при условии дальнейшего участия Венгрии в СЭВ и Варшавском Договоре.
Румыния, располагающая крупными запасами нефти, особенно в Трансильванском регионе, экспортировала ее в Германию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Польшу, Австрию в 1930-х – 1980-х гг. (экспортирует и сегодня).
Но важнее другое: покупателями румынской нефти в 1970-х — 1980-х были и Израиль, и садатовский Египет, даже полпотовская Кампучия, испытывавшие к СССР отнюдь не дружеские чувства.
После ввода в действие системы трубопроводов «Дружба» румынский, а также албанский экспорт нефти в Венгрию, Чехословакию, Польшу, Австрию и Югославию сильно сократился, хотя советской стороне не удалось полностью исключить нефть Румынии и Албании из системы поставок в Восточной Европе.
Что касается позиции Запада по этому проекту, то у него были планы поставлять нефть в Восточную Европу с Ближнего Востока или Северной Африки по трубопроводу через Грецию-Югославию (порт Салоники-Скопье-Ниш-Белград-Будапешт с дальнейшим ответвлением в Чехословакию). Но к концу 1960-х построили лишь участок Греция-Югославия, так как СССР смог обойти западное эмбарго на поставки в СССР высококачественных труб. Как известно, с ноября 1962 г. в рамках НАТО было введено эмбарго на экспорт в СССР труб большого диаметра для нефте- и газопроводов. Однако на Челябинском трубопрокатном заводе был налажен выпуск таких труб на созданном очень быстро «Стане 1020», на первом изделии которого рабочие написали: «Труба тебе, Аденауэр!».
«Трубные» санкции Запада задержали строительство «Дружбы» всего на полтора года. Но челябинские трубы не смогли конкурировать с трубами из ФРГ, которые оказались более качественными.
В ходе создания «Дружбы-2» это эмбарго было отменено (весной 1969-го) и, прежде всего, с такой перспективой, чтобы СССР надолго стал зависимым от подобной западной продукции. Во всяком случае до 70% трубопроводов для экспорта нефти теперь уже экс-СССР — это трубы, ввезённые из Западной Европы.
Таким образом, значение экспорта нефти во внешнеторговой, да и в общеэкономической, политике СССР только усиливалась. Чему способствовала также перекачка углеводородного сырья по ответвлениям «Дружбы» в ФРГ, Австрию, Югославию, Западный Берлин со второй половины 1960-х. Впоследствии «Дружба-1» и «Дружба-2» были состыкованы с нефтепроводной сетью стран Центральной и Западной Европы.
Дело в том, что Запад после арабского нефтяного эмбарго (1973-1974 гг.) согласился наращивать импорт нефти и газа из СССР, но в обмен на котировку советского нефтегазового сырья в основном в долларах США и западноевропейские трубы для советских экспортных трубопроводов.
Экономическая ситуация вынудила руководство СССР согласиться на такой, с позволения сказать, бартер. И когда к середине 1980-х в повестке дня «мировой закулисы» встал вопрос о развале Советского Союза, Запад вместе с некоторыми нефтегазовыми монархиями Аравийского полуострова быстро обвалил мировые цены на нефть, и особенно на советскую. Как утверждают многие авторитетные эксперты, именно этот фактор за считанные годы привел СССР, а также Румынию и неосталинистскую Албанию к экономическому краху.
И что имеем сегодня? Нефтяная «игла» стала для экономики нашей страны жизненно важной. Несмотря на многочисленные декларации о необходимости реиндустриализации России (включая нефтепереработку и нефтегазохимию), по сей день от мировых цен на нефть зависит валютный курс российского рубля. А экспорт нефти теперь уже в постсоветской России является главным критерием устойчивости и выживаемости экономики. Достаточно сказать, что практически все бюджетные расходы и доходы рассчитываются на основе прогнозных оценок минфина и/или минэкономразвития РФ относительно мировых цен на нефть, в том числе и российскую.
НД: А вот Царь Николай II (он же «Кровавый»), цинично поносимый и ныне советоидами и либероидами, строго-настрого запрещал продавать сырую нефть и необработанный лес.
О результатах сего «унижения» и «разорения» народа читать ЗДЕСЬ