Москва, 14 апреля — Наша Держава. Церковный раскол ХVII века, спровоцированный преобразованиями
патриарха Никона, стал точкой отсчёта самобытной истории
староверов-липован. Не признавая реформы, они вынуждены были удалиться
на окраины Российской империи, где в безопасности могли жить по заветам
предков. Местом наибольшей концентрации липован стали районы вдоль
дельты реки Дунай — территория современной Румынии, старожилы, которых
считали этих выходцев из сердца России самыми чистыми русскими,
стоически исповедовавших настоящую Православную веру.
Название
Этноним
липоване, по мнению филолога Феодора Кирилэ, возник из-за того, что
свои первые поселения эти старообрядцы основали в дремучем липовом лесу
близ городка Сучавы.
По версии, принадлежащей культурологу
Владимиру Соловьёву, липоване стали именоваться так из-за того писали
свои иконы исключительно на древесине липы.
Третье предположение,
выдвигаемое русским историком церкви Николаем Субботиным, связывает их
самоназвание с именем одного из лидеров староверов митрополита Филиппа,
которое с течением времени преобразовалось в «филиппоны», а затем и
«липоване».
Но
старообрядческий начётчик Фёдор Мельников, полагает, что наиболее
правдоподобной является теория, определяющая, что этноним они получили
от топонима села Липовень, в котором в 1669 году обосновались первые
липоване Буковины.
Мировоззрение липован
Липоване,
не зная на новой родине притеснения со стороны властей, сумели оградить
свою общину от постороннего влияния и сохранили в чистом виде свою
культуру, а также обрядовую и каноническую традицию древлеправославной
веры, являющейся оплотом их мировоззрения.
На протяжении свыше 300
лет они бережно передавали из поколения в поколение русский язык с
допетровскими оборотами речи, проводили службы на церковно-славянском
языке, который изучали по книгам «Азбычка» и «Часовник и Псалтирь». Из
этих источников, регулировавших жизнедеятельность общины, липоване
черпали знания не только по церковной литургике, но и находили ответы на
волновавшие их этические вопросы. Именно поэтому староверы так
ревностно относились к грамотности, которую считали оплотом их
независимости и самосохранения. Владение церковно-славянским языком, на
котором было написано Евангелие, и читались молитвы, делало доступным
для них книжную христианскую культуру, где определялись нравственные
основы русского человека.
Липоване сызмальства преподавали своим
детям нравственные уроки, записанные в «Домострое». Феодор Кирилэ
отмечает, что этот памятник русской литературы, являясь незыблемым
учителем, наиболее полно и чётко отражает образ жизни истинного
христианина, определяя его место в семье, обществе и перед Богом.
Следуя,
записанным в «Домострое» правилам «праведного жития» липоване
воспитывали своих детей, акцентируя внимание, на моральной чистоте
бытия, осуждая пьянство, курение, леность, бездействие, праздность и
прочие пороки.
Традиции и обряды
Позиционируя
себя истинными последователями православия, липоване, очень не любили,
когда их называли раскольниками, поскольку таковыми они считали тех, кто
последовал за патриархом Никоном и отрёкся от веры предков.
Оставшись
верными вероучению и чиноследованию, которые были актуальны до
церковной реформы, липоване, выступая блюстителями древнерусских
обычаев, строго соблюдали календарную обрядность, связанную со святками и
Пасхой.
В храмах липован утреню обычно служили ночью, а литургия
проходила ранним утром. Местные священнослужители даже по будним дням
могли совершать полную службу с литургией, по окончании которой всем
прихожанам раздавался антидор — кусочки просфор.
этом чадо в храме должно было появиться раньше, чем начиналось пение
Херувимской. Во время этого песнопения все посетители церкви по
обыкновению собирались в её центре, чтобы до момента, когда священник
заносил чащу в алтарь стоять в земном поклоне.
Кстати, у липован
женщины имели право занимать только заднюю часть храма, а мужчины
клирос, при этом для каждой гендерной группы предназначался отдельный
вход в церковь.
В Прощеное воскресенье липоване пускали стрелы и
кружились в славянском танце «Карагод», который, по закону предков,
водили по ходу солнца или «посолонь». К слову в аналогичном направлении,
иначе называемом «от запада направо», они совершали разнообразные
церковные ходы, играли во все круговые игры, бегали вокруг костра.
Липоване
при рождении у них ребёнка сохранили обычай приглашать в дом
священнослужителя, который до момента совершения таинства Крещения читал
над новорождённым молитвы. Крещение местные служители церкви проводили
накануне утренней литургии, а на заупокойные поминовения проходило всё
село.
Похоронные традиции
Этнограф
Марина Лященко отмечает, что похоронно-поминальный комплекс липован,
теснейшими нитями связанный с церковной традицией, удивительным образом
избежал языческих наслоений.
Консервативность, пронизывающая эту
сферу жизни, диктует правила проведения процедуры омовения и облачения
покойника, которого до кладбища должен был провожать священник в
парадном облачении.
Однако полного чина погребения удостаивались
только воцерковлённые липоване, соблюдавшие устои жизни общины, а
курившие, пившие, сбривавшие бороду, некрещеные, а также их матери, были
лишены посмертного поминовения.
Одежда
Самобытностью
и архаикой наполнены костюмы липован, которые, по мнению историка
Антона Зудина, отражают общепринятые нормы морали и эстетические идеалы
этой общины староверов. Сохранив значительные черты национальной одежды
допетровской эпохи, их облаченья изобиловали черно-красной
сберегательной вышивкой крестиком, присутствовавшей как на женских,
детских, так на мужских рубашках.
Многослойные
женские наряды, придававшие трапециевидный силуэт, призваны были скрыть
от посторонних глаз особенности дамской фигуры, а отличавшиеся
скромностью цвета мужские вещи практически не различались по назначению.
Обязательным
элементом традиционного мужского облачения липован был пояс,
повязываемый поверх носимой навыпуск рубахи, а непременным атрибутом
замужней староверки был головной платок, завязываемый под подбородком.
Для посещения церкви женщины надевали пёстрые цветные рубахи, украшенные лентами юбки, яркие платки.
К
слову стирать церковную одежду полагалось в специальной посуде, чтобы
она не соприкасалась с повседневными вещами. Кроме того, отдельную
емкость полагалось иметь для стирки «поганой» одежды, которой, как
отмечает М.Лященко, липоване называли вещи, носимые ниже пояса.
Иконы
Иконы
старообрядцев – липован будучи выполненными в сдержанном византийском
или древнерусском стиле не поражают взгляд богатством убранства оклада.
Лаконичные лики святых липоване никогда не вешали на стену, а
устанавливали на специальную полочку. Иконы считались самым ценным
достоянием семьи, чаще всего они дарились или переходили по наследству.