Группа жителей Аляски потребовала снести в городе Ситка памятник
правителю русских поселений в Северной Америке Александру Баранову. Об
этом 26 июня передает ТАСС со ссылкой на городского управляющего Ситки
Джона Лича.
«По его словам, на острове, где расположен памятник,
появились недовольные, которые проводят мирные протесты против статуи.
Он отметил, что это продолжение тенденции, которая последний месяц
характерна для всех штатов Америки.
По мнению протестующих, памятник оскорбляет чувства представителей
коренных народов. Лич также добавил, что в Ситке есть и защитники
статуи, которые напоминают о ее исторической ценности… Окончательное
решение примет местный совет…Лич пояснил, что статуя работы скульптора Джоан Багби-Джексон была
подарена муниципалитету в 1989 году одной из местных семей и с тех пор
установлена в парке перед зданием общественного центра Harrigan
Centennial Hall на берегу океана.В свою очередь мэр города Гэри Пэкстон заявил ТАСС, что одним из
вариантов действий местных властей может стать сохранение статуи
Баранова и одновременно с этим установка в городе еще одного памятника
кому-либо из представителей коренного населения этого региона Аляски —
тлинкитов… «У нас в городе, конечно же, есть люди, которые чтят
русское наследие, и есть тлинкитское сообщество, которое составляет
около трети населения города, так что мы попытаемся двигаться вперед в
уважительном и конструктивном ключе», ‒ подчеркнул Пэкстон». (Источник)
острове (сейчас остров Баранова) Александровского архипелага. Русское
освоение Алеутских островов и тихоокеанского побережья Северной Америки
началось с 1740-х гг. В 1784 г. по инициативе Григория Ивановича
Шелихова появилось первое русское поселение в Америке на острове Кадьяк.
Однако в отличие от европейских колонизаторов русские начинали освоение
новых земель не с резни местного населения, а с устройства школ для
туземцев и их крещения. Первая Миссия Русской Православной Церкви была
основана на Кадьяке в 1793 г. из пяти монахов Валаамского монастыря.
колонию – «Славороссию». Для этого он создал Российско-Американскую
Компанию (РАК), которая получила от Императора Павла I монополию на
торгово-промысловую деятельность в Северо-Западной Америке и на
управление новыми территориями. Компания была объявлена находящейся под
«высочайшим покровительством» и исполняла представительскую роль от
имени Российской Империи на Дальнем Востоке.
Первоначально Баранов, с разрешения старейшин тлинкитов, в 1799 году
основал на острове (названном впоследствие его именем) форт Архангела
Михаила в устье ручья, который сейчас носит название Старригавань
(Старая Гавань). Это стало началом города Ново-Архангельск.
поселения для промысла морского зверя и торговли с аборигенами, в том
числе Форт-Росс в Калифорнии, снабжавший русское население пшеницей.
Также Барановым были приобретены земли на Гавайских островах, вождь которых изъявил желание перейти в российское подданство.
В 1860 г. компания имела шесть отделов: Ситкинский, Кадьякский,
Северный (или Михайловский), Уналашкинский, Атхинский и Курильский.
Общая площадь территорий, освоенных русскими в Северной Америке за 70
лет, достигла 20 % территории современных США (помимо Аляски, это были
земли тихоокеанского побережья в нынешних штатах Калифорния, Орегон и
Вашингтон).
особенно англичан, которые стали подстрекать туземцев против русских. К
тому же тлинкиты славились своей воинственностью, наводя страх на
другие племена, в том числе на алеутов, которые доброжелательно
относились к русским и приняли Православие. Тлинкиты, чувствуя угрозу
своей культуре, стали нападать на русские поселения и убивать жителей,
причем среди жертв преобладали алеуты.
г. русские вновь заняли эту территорию при помощи алеутов и орудий
корабля «Нева» (совершавшего кругосветное путешествие). Поселение было
перенесено на холм рядом с бухтой. Новое поселение получило название
Ново-Архангельск. С 1808 г. Ново-Архангельск стал столицей Русской
Америки. В 1848 г. там был построен православный собор Святого Архангела
Михаила (полностью разрушенный во время пожара в 1966 г. и
восстановленный в 1976 г. по проекту эмигрантского архитектора С.Н.
Падюкова, члена НТС).
конвенция, установившая границу продвижения русских поселений и
промыслов на юг не далее параллели 54° 40′ с.ш., после чего и конфликты с
тлинкитами прекратились. В 1845-1858 гг. в городе действовала
Ново-Архангельская духовная семинария для детей местного коренного
населения (такая же семинария до сих пор существует на о. Кадьяк).
Официальная церемония передачи Аляски состоялась в Ново-Архангельске
6(18) октября 1867 г. На площади перед резиденцией Главного правителя
Русской Америки князя Д.П. Максутова были построены американский отряд
во главе с генералом Л. Руссо и русский отряд под командой капитана А.И.
Пещурова. Был оглашен текст договора, во время салюта в 42 выстрела был
спущен русский флаг и поднят американский. Алеутское название Русской
Америки – «Аляска» (Большая земля) появилось только при одобрении
договора о покупке сенатом США. Ново-Архангельск также был переименован в
Ситку, которая долгое время оставалась столицей колониальных владений
США на Аляске. С 1917 г. в Ситке ежегодно 18 октября проводится
торжественный парад в честь годовщины покупки Аляски ‒ День Аляски.
Сейчас население города составляет около 9 тысяч человек.
алеуты стали испытывать жесткое миссионерское давление со стороны
англосаксонских протестантов. На Аляске был даже установлен памятник
первому протестантскому миссионеру как принесшему свет Христианства в
эти края (на 100 лет позже русских!). Однако назойливое миссионерство
протестантов имело неожиданный эффект – Православие было осознано
северными индейцами как их национальная вера, наиболее полно отвечающая
их идентичности, и с тех пор оно устойчиво присутствует на Аляске как
вера аборигенов. Стараниями алеутов Аляска – наиболее православный штат
США, где 10 % населения – православные.
годы Холодной войны. С тех пор заслуги русских в освоении Америки уже не
только принижаются, но и всячески чернятся: якобы мы тоже истребляли и
эксплуатировали индейцев, как это делали европейцы и еврейские
работорговцы на востоке Нового света. Однако северные индейцы сохранили о
русских иную, добрую память. Об этом свидетельствует и немалое число
православных эскимосов и алеутов с русскими фамилиями, которые хранят
верность Православию. В 1986 г., например, учившиеся в семинарии на о.
Кадьяк алеуты с о. Атка и др. имели такие русские имена: Невзоров,
Снегирев, Голодов, Заочный, Шаньгин, Голый, Ходиков, у некоторых была
частично и русская кровь. «Мы росли и знали, что наша религия, наша
Церковь из России, и нам трудно и горько было верить, что сегодня там не
та Россия, что дала нам Православие. Но мы ощущаем по-прежнему духовную
связь и верим, что когда-нибудь все снова возобновится…», – говорили
они автору этой статьи, посетившему семинарию на Кадьяке в 1986 г.
добралась и до русских. Казалось бы, в условиях нынешней гибридной
Мiровой войны власти РФ должны активно противодействовать этому новому
витку клеветнической русофобии, напомнив исторические факты совершенно
иной русской колонизации Америки, без рабовладения и без геноцида
коренного населения.
«Москва, 29 июня. Пресс-секретарь президента России
Дмитрий Песков отреагировал на предложение снести памятник правителю
русских поселений в Северной Америке Александру Баранову. Представитель
Кремля отметил, что в России также был период, когда сносили памятники, и
он не был самым блистательным в истории страны». (Видеозапись)
никогда такого «периода» не было. Словом «Россия» он лукаво прикрыл
богоборческий СССР, не уточнив, какой в нем имеет в виду «не самый
блистательный» период сноса памятников. Неужели он так мягко пожурил
уничтожение коммунистическими оккупантами дореволюционных
«черносотенных» памятников, церквей и русской топонимики? ‒ вряд ли,
поскольку восстановлению того русского наследия нынешние власти усердно
препятствуют до сих пор. Скорее Песков имеет в виду уничтожение Хрущевым
памятников Сталину и снос памятников Дзержинскому в 1991 году, ‒
которые теперь вновь устанавливаются по всей РФ (сталинских всего уже
более 100 штук). (См.: «Как пес возвращается на блевотину свою…» (Притч. 26:11). О ресоветизации.)
Америке, если и на исконно русской земле преемники КПСС продолжают
лелеять русофобское советское наследие: и в памятниках, и в топонимике, и
в неестественных «государственных» границах, расчленивших русский
народ…
29.6.2020