Москва, 13 апреля — Наша Держава. При
описании старинных Русских домов — от изб до дворцов — мы часто
встречаем слова, которые кажутся странными и не всегда понятными.
Давайте немного разберемся в терминологии старых построек. Поскольку
терминов очень много, начнем с крыши.
Если
пояснять значения приведенных на иллюстрации терминов, то в первую
очередь хочется выделить названия из «животного мира» — курица, бык, а
также конек (на рисунке не указан). Под курицей в данном случае
понимается отнюдь не птица, а нижняя часть длинной жерди с естественным
загибом на конце. Этот загиб подтесывали, добиваясь примерно одинаковой
формы для всех элементов. «Курицы» поддерживали водосточный желоб —
долбленое бревно, уложенное с небольшим уклоном в одну сторону, оно
называлось поток или водоточник. Фактически, курицы с водоточником — это
аналог современной водосточной системы.
«Быками»
называли — и называют до сих пор массивные опоры мостов, других
поднятых над уровнем земли сооружений. Фактически само слово «бык»
ассоциируется с мощью, незыблемостью, силой. Вполне понятно, что опоры
крыши (стропильные ноги), на которых и держался весь достаточно тяжелый
настил — тесовый, а часто и дерновой — также именовались быками.
Конек
в современной строительной терминологии — это линия пересечения скатов
крыши, верхняя ее линия. Также коньком называют специальную фигурную
планку, закрывающую стык между двумя покрытыми кровельным материалом
плоскостями. В этом понимании современному термину «конек» соответствует
старинное «охлупень», то есть выдолбленное бревно, развернутое выпуклой
стороной вверх, а желобом ложащееся на стык скатов крыши.
Если
получалось найти ровное бревно с массивным комлем (прикорневой частью
дерева), украшающая конек фигурка коня, петуха или другого животного
вытесывалась из одного с охлупнем массива. Если нет — ее делали отдельно
и крепили на охлупень, как показано на фото выше. Охлупень еще
именовали черепом, шеломом, иногда утицей — если фигурка на конце
изображала утку.
Термин
«стамик» относится к стяжке верхней, «коневой» слеги крыши и охлупня.
Стамик (сорока, лебедь) представлял собой деревянный стержень, часто с
фигуркой на верхнем конце. Стамиков могло быть два для небольшой длины
охлупня или больше.
Термины
«слега», «самец» (или «посом») относятся к так называемой
«безгвоздевой» или «самцовой» конструкции крыши. Поскольку угловое
соединение бревен прямоугольного сруба заканчивалось на уровне верхнего
венца, а скатам крыши нужно было придать достаточный угол наклона,
устраивали то, что сейчас мы называем фронтоном (старорусское «чело») —
треугольная часть стены, наращенная поверх узких сторон сруба из
отдельных бревен. Сюда же относится еще одно название — переводы. Это
балки, расположенные параллельно фронтону и дополнительно стягивающие
стены сруба. Они также служат опорами для стропильных ног (быков) и
элементами, к которым крепятся плахи потолка изнутри (разумеется, если
потолок есть).
Каждый
следующий самец был короче предыдущего, образуя сходящийся кверху
треугольник. Если планировалась другая форма крыши, конфигурация
фронтона могла быть иной.
Слеги
врубаются между самцами и опираются на быки (стропильные ноги). Нижние
слеги («повальные») ложились на верхний венец сруба, верхняя — князевая
(«князьковая», «коньковая») скрепляла вверху стропильные ноги и
связывала в единое целое оба ската крыши. Все слеги могли также
называться решетиной — вполне логично, вместе с быками они образовывали
решетку, на которую укладывался тес.
Тесовый
настил (дощатый) мог выполняться в несколько слоев, для гидроизоляции
между слоями или под единственный слой теса укладывались большие листы
бересты. Доски не обязательными были обрезными (в сегодняшнем понимании
слова), могли укладываться вплотную или вразбежку (как на фото). Нижний
слой теса называли «подтесок», верхний — «красный тес». Разумеется,
красный — в данном случае указание не на цвет, красный в понимании
«красивый» (красна девица, красное окно).
Тес
мог дополнительно придавливаться гнетом — горизонтально уложенными
балками, которые не давали тесу подниматься при сильном порыве ветра
снизу. Гнеты на обоих скатах крыши связывались на фронтоне
досками-огнивами.
Края тесовой крыши оформлялись богато украшенными причелинами с полотенцами.
Причелина
— это то, что мы сегодня называем ветровой доской, то есть элемент,
скрывающий за собой торцы слег и край подшивки свеса крыши. Полотенца —
это дополнительные резные доски, украшающие причелины, но расположенные
при этом вертикально. Обычно резьба на концах причелин и полотенцах была
похожей или одинаковой.
Часто
резьба по нижнему краю причелин была волнообразной или зигзагообразной,
а полотенца и концы причелин украшались солярными (солнечными) знаками.
Позднее их сменила (далеко не полностью) христианская символика.
Завершая
разговор о деталях устройства крыши рубленой избы, стоит вспомнить еще
такие термины, как пропуск и повал. Фактически это выступающие концы
бревен сруба, длина которых увеличивалась кверху, образуя своего рода
карниз. Пропуск — это вообще выступающая за угол дома часть бревна,
повал — постепенно увеличивающие пропуски, формирующие карниз. Стрелкой
на рисунка указан повал.
Интересно,
что повал может быть наружным — когда удлиняются наружные концы бревна,
или полным — если угол смещается наружу, тогда сруб расширяется
изнутри.
Завершая
статью, хочу предложить Вашему вниманию несколько эффектных вариантов
тесовой кровли, старинной и современной, со всеми традиционными
элементами ее конструкции.
Дополнительно по теме НД
рекомендует:
Зачем крестьяне засыпали сеном пол в жилых помещениях избы?