Москва, 18 января — Наша Держава (Матвей Славко). В последний рабочий день уходившего тревожного года Владимир Путин
утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ. Страна, да
и весь Русский мир, получили своеобразный напутственный подарок, тихо
положенный под новогоднюю елку, в канун Рождества Христова, что должно
обратить наше внимание и на духовные целеполагания этого документа.
утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ. Страна, да
и весь Русский мир, получили своеобразный напутственный подарок, тихо
положенный под новогоднюю елку, в канун Рождества Христова, что должно
обратить наше внимание и на духовные целеполагания этого документа.
Как известно, обновление Стратегии осуществляется раз в шесть лет, и
таким образом отменен аналогичный документ № 537 от 12 мая 2009 г.,
регламентировавший Стратегию до 2020 г. и подписанный еще президентом Д.
Медведевым. В соответствии с п. 109 положения Стратегии являются
обязательными для выполнения органами государственной власти и органами
местного самоуправления. Отчет о выполнении программ и состоянии
государственной безопасности должен докладываться лично президенту.
Реализация всех 116 пунктов Стратегии призвана, как сказано,
способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни
граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению
обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению
конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
«Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации
является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и
культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры
многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть
российской культуры», — говорится в документе.
Целью Стратегии является «консолидация усилий всех ветвей власти,
органов местного самоуправления, гражданского сообщества для создания
благоприятных внутренних и внешних условий с целью реализации
национальных интересов и приоритетов Российской Федерации».
Аналитики кратко суммируют, что в документе рассмотрено состояние
страны на текущий момент, в нем отмечаются положительные сдвиги, в
частности, успешная защита национальных интересов, создание прочной
основы для дальнейшего роста экономики, политического, военного и
духовного потенциалов, повышение роли в новом многополярном мире.
Констатируется, что Россия проявила себя надежным регулятором военных
конфликтов, защитником прав соотечественников за рубежом, фактором
обеспечения международного права, а в экономическом секторе проявила
способность к сохранению и укреплению своего потенциала даже в условиях
нестабильности мировой экономики и санкций, введенных рядом
недружественных стран.
Авторы Стратегии обращают внимание, что поступательное движение России
вперед, укрепление ее на мировой арене вызывают сильнейшее
противодействие со стороны США и их союзников, не желающих осознавать,
что период единоличного правления на планете закончен.
Происходящие события еще раз очевидно доказывают, что «западная»
модель не в состоянии обеспечивать международную безопасность — ни
морально, ни физически. Разгорающееся на Ближнем Востоке пламя мирового
пожара мало беспокоит заокеанских политиков.
Отмечено и то обстоятельство, что при поддержке Запада был
организован государственный переворот на Украине, в результате чего
произошел глубокий раскол в обществе, быстро приведший к гражданской
войне.
П. 17 Стратегии гласит: «Позиция Запада, направленная на
противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности
в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию
российских национальных интересов. Поддержка США и Европейским союзом
антиконституционного государственного переворота на Украине привела к
глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного
конфликта. Укрепление крайне правой националистической идеологии,
целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в
лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных
противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают
Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у
границ России».
Документ говорит и о партнерстве с США, но в п. 25 обращает внимание и
на сопротивление регионов планеты глобальному жандарму: «Государства в
качестве реакции на рост международной нестабильности все чаще берут на
себя ответственность за дела в своих регионах. Региональные и
субрегиональные торговые и иные экономические соглашения становятся
одним из важнейших средств защиты от кризисных явлений. Повышается
интерес к использованию региональных валют».
В Стратегии отмечается, что наряду с существовавшими очагами
напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Южной Азии, на
Корейском полуострове, также появляются и новые «горячие точки»,
расширяются зоны, неподконтрольные каким-либо странам, что эти
территории сознательно превращались инициаторами поджогов в плацдармы
распространения национальной и религиозной вражды, экстремизма и
терроризма.
Но кроме старого метода «разделяй и властвуй» применяются и более
современные подходы: информационные войны, где слово правды не имеет
никакого веса, где черное объявляется белым и наоборот, где
осуществляется сознательное оболванивание населения, пропаганда
бездуховности, фальсификация истории.
И даже — внимание! — используются возможности межгосударственных
«сговоров» для подавления инакомыслящих чисто экономическими средствами,
целевых ударов по финансовым системам.
В нынешних международных условиях Стратегия констатирует закрепление
за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав,
деятельность которой направлена на поддержание стабильности и
партнерских отношений в условиях полицентричного мира.
Отдельными пунктами Стратегии описывается значительность для
Российской Федерации партнерства с Китаем, Индией, странами Латинской
Америки.
* * *
В связи с нарастающей угрозой национальной безопасности в Стратегии
определены долгосрочные национальные интересы и приоритеты: укрепление
обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя,
суверенитета, независимости, государственной и территориальной
целостности; укрепление национального согласия, политической и
социальной стабильности, развитие демократических институтов,
совершенствование сотрудничества государства и гражданского общества;
повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение
демографического роста; сохранение и развитие культуры, традиционных
духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности
национальной экономики; к приоритетам Стратегии отнесены также экология
живых систем и рациональное природопользование, а также стратегическая
стабильность и равноправное стратегическое партнерство.
Все перечисленные направления государственных интересов и приоритетов
обеспечиваются силами национальной безопасности, реализуемыми средствами
оборонного комплекса, всех государственных служб, дипломатии и
миротворчества. Особое внимание будет направлено на борьбу с
террористическими, экстремистскими и радикальными организациями, лицами,
наносящими ущерб национальным интересам, с разведдеятельностью
иностранных государств, преступными сообществами, с деятельностью,
связанной с использованием информационных технологий для пропаганды
человеконенавистнических идей.
Одним из главных приоритетов обозначена борьба с коррупцией и
условиями, ее порождающими. С п. 50 начинается раздел, посвященный
проблеме повышения качества жизни российских граждан: «Стратегическими
целями обеспечения национальной безопасности в области повышения
качества жизни российских граждан являются развитие человеческого
потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных
потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного
неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов».
Многих заинтересует в современных обстоятельствах п. 62, в котором
сказано про «обеспечение баланса интересов коренного населения и
трудовых мигрантов, в том числе иностранных граждан, с учетом их
этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий,
совершенствование миграционного учета, обоснованное территориальное
распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в
трудовых ресурсах».
* * *
Секретарь Совета безопасности России Н. Патрушев в интервью газете
«Красная звезда» пояснил, что принятием новой Стратегии Российская
Федерация корректирует и актуализует стратегию национальной безопасности
до 2020 г. и доктрину информационной безопасности с учетом новых
военных угроз в мире, и это напрямую связано с «арабской весной»,
событиями в Сирии, Ираке и на Украине. Кроме того, подчеркнул секретарь
Совбеза, возрастает агрессивность США и НАТО по отношению к России,
наращивается их наступательный потенциал непосредственно у границ РФ.
«В борьбе ведущих государств мира за свои интересы типичными стали
«непрямые действия», использование протестного потенциала населения,
радикальных и экстремистских организаций, частных военных компаний», —
подчеркивает Н. Патрушев.
«Определяющим фактором в отношениях с НАТО остается неприемлемость
для Российской Федерации наращивания военной активности альянса и
приближения его военной инфраструктуры к российским границам, создания
системы противоракетной обороны, попыток наделения блока глобальными
функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права.
Российская Федерация готова к развитию отношений с НАТО на основе
равноправия в целях укрепления всеобщей безопасности в
Евро-Атлантическом регионе. Глубина и содержание таких отношений будут
определяться готовностью альянса учитывать законные интересы Российской
Федерации при осуществлении военно-политического планирования и уважать
нормы международного права» (пп. 106 –107 Стратегии).
Россия, разумеется, не может оставлять эти тенденции и действия без
внимания и ответа. В частности, комментируя украинский аспект, секретарь
Совбеза РФ отметил, что идея вступления Украины в НАТО все больше
приобретает черты символического реванша сил, воевавших на стороне
нацистской Германии, и «в настоящее время наиболее откровенно и цинично
возрождается фашизм в прибалтийских государствах и на Украине.
Наметилась тенденция смещения военных опасностей и угроз в
информационное пространство. Провозглашаются народными героями
преступники, в годы минувшей войны запятнавшие свои руки кровью
соотечественников».
Н. Патрушев отметил и непрекращающиеся попытки исказить события Второй
мировой войны, очернить целое поколение людей, многое отдавших победе
над германским нацизмом.
«Цель этой лжи понятна: подточить силы и моральный авторитет
современной России, лишить ее статуса страны-победительницы со всеми
вытекающими международно-правовыми последствиями», —подчеркнул секретарь
Совбеза.
Напомним, что еще в сентябре он заявил, что корректировка документа
не связана с новой военной доктриной Украины, которая определяет Россию в
качестве актуальной военной угрозы. «Нет, мы не считаем Украину
противником», — подчеркивал Н. Патрушев осенью.
Он также убежден: «Мы обязаны помнить: войны не начинаются в
одночасье. Зло набирает силу, если перед ним отступают, стараются его не
замечать. Только вместе мы можем противостоять современным угрозам.
Только на основе добрососедства решать проблемы глобальной безопасности,
чтобы идеалы справедливости и добра торжествовали во всем мире, а жизнь
будущих поколений была свободной и счастливой».
* * *
В разделе Стратегии, посвященном развитию науки и образования,
обращает на себя внимание не только указание на развитие высоких
технологий, таких как генная инженерия, робототехника, биологические,
информационные и коммуникационные, когнитивные технологии,
нанотехнологии, природоподобные конвергентные технологии, но и указано
на долгожданное развитие системы среднего профессионального образования в
целях подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лучшими
мировыми стандартами и передовыми технологиями (п.70).
В разделе «Здравоохранение», наряду со многими мероприятиями,
говорится, подчеркнем, о «возрождении традиций милосердия», и возможно,
именно этот аспект является самым важным в современную эпоху.
В новом документе, вступившим в силу 1 января 2016 г., подчеркивается:
одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности
является «сохранение и приумножение традиционных российских
духовно-нравственных ценностей как основы российского общества,
воспитание детей и молодежи в духе гражданственности».
Все обращают внимание на п. 76 –79 Стратегии: «К традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного
над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность
истории нашей Родины.
Угрозами национальной безопасности в области культуры являются
размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем
внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение
низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды
вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной
нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его
преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и
мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры».
В документе уделено внимание роли русского языка и как одной из
внутренних скреп, и как механизму консолидации стран и народов вокруг
России.
«Промежуточность» и «неокончательность» новой Стратегии можно
усмотреть в том, что пока еще слишком часто «русское» подменяется
по-прежнему размытым «российским», а полиэтничность народа России —
советским концептом «многонациональный».
Тем не менее, можно согласиться с мнением некоторых аналитиков, что
опубликованная Стратегия демонстрирует «консервативную эволюцию» России,
внятно описывает текущий геополитический момент и нам следует
внимательно вчитаться и вдуматься в текст этого документа.