Москва, 18 декабря – Наша Держава. Каждое
слово не является ни плохим, ни хорошим. Оно несет ровно тот смысл,
который в него вкладывают люди. К примеру, у чукчей буква «р» в давние
времена считалась неприличной, на него начинались только плохие слова.
Это было одной из причин, почему этот народ так яростно сопротивлялся
Российской империи, ведь слово «русские», с точки зрения северян, было
явно нехорошим.
Слово
на букву «х», которым традиционно принято называть украинцев, было
общеупотребимым до самого последнего времени. В начале 20-о столетия им
называл себя Антон Чехов, да и в российских южных станицах местные
жители так именовали сами себя, причем, с гордостью. В этом могу
заверить всех – сам автор наполовину украинец.
Слово
на букву «ж», которым в прежние времена именовали евреев, было вполне
легальным еще при Пушкине. Лишь позднее оно стало немного просторечным, а
затем приобрело негативный оттенок.
Так
что и инородцами в царскую эпоху называли крупные группы российских
подданных точно не с целью обидеть. Это был вполне официальный и широко
употребляемый дореволюционным законодательством термин, который,
впрочем, имел два смысла.
В
обиходе так именовали все не славянские народы Российской империи, а в
государственном смысле под инородцами понимали подданных страны, для
которых был предусмотрен особенный порядок управления, выходящий за
рамки губернской системы. Религия в данном случае не имела никакого
значения, за редким исключением (евреи).
Иными
словами, если русский крестьянин мог назвать так любого, кто отличался
от него по вере и по разрезу глаз, то правительство считало, что в эту
группу входят исключительно этносы, имеющие собственную систему
самоуправления. Т.е., для обывателей немцы, татары или жители Прибалтики
являлись инородцами, а для государства нет.
В юридическом смысле, закрепленном в Своде законов Российской империи, инородцами считались:
– калмыки Астраханской губернии и Ставрополья;
–
казахи, разделенные на несколько категорий по времени входа в состав
России: Букеевская орда, адаевцы, казахи Акмолинской, Семипалатинской,
Семиреченской, Уральской, Тургайской областей;
– туркмены Закаспийской области;
– жители Туркестана любых этнических корней;
– северо-кавказские горцы;
– евреи;
– кочевники Ставрополья, ногайцы и туркмены;
– малые народы севера;
– и отдельно ненцы.
Несовпадение
юридического и обывательского значения термина объясняется тем, что
присоединение соответствующих областей к России и формирование системы
управления ими происходило в разное время, а народы, в них проживавшие
имели свой особенный образ жизни. Например, казанские татары, хоть и
являлись мусульманами, имели один и тот же образ жизни с русскими (и
жили чересполосно с ними), да и вошли в состав российского государства
до губернской реформы Петра I. Поэтому для государства инородцами они не
считались.
Зато
уроженцы оседлой части Средней Азии, которые тоже были земледельцами,
являлись инородцами и имели самоуправление – ведь их земля была
присоединена после формирования губернской системы, а русских здесь было
мало. С другой стороны, евреи, хоть и жили среди русских, являлись
инородцами в связи со своей экзотической религией. Поэтому их общины
имели внутреннее самоуправление.
Иными
словами, для включения в состав инородцев этнос должен иметь следующие
признаки: собственную территорию, слабо заселенную славянами (не
всегда), отличный образ жизни, кочевой или полукочевой, войти в состав
страны после губернской реформы, исповедовать отдельную веру в случае
евреев.
Поэтому
интересен процесс выхода из этой юридической категории. Еврей, инородец
в государственном смысле, «становился» русским после крещения. Он уже
имел оседлый образ жизни, его инородчество определялось только верой. Но
ненцы или якуты, которые с 17-о столетия считались
христианизированными, формально оставались инородцами, будучи
православными. Этот статус был присвоен им из-за их образа жизни и
способа ведения хозяйства. Да и жили они там, куда государственным
губернским органам было не дотянуться.