Москва, 5 июня — Наша Держава. 22 мая (4 июня по «новому стилю»)1826 года. Умер писатель, историк Николай Михайлович Карамзин, автор 12-томной «Истории государства Российского»
Николай Михайлович Карамзин (1.12.1766–22.5.1826) родился в Симбирской губернии в семье небогатого помещика (из старинного крымско-татарского рода Кара-Мурзы). Получив образование в частных пансионах, Карамзин учился в Московском университете, некоторое время служил в Преображенском полку. После смерти отца он в 1784 г. вышел в отставку и сблизился с новиковским «религиозно-просветительским» масонством, под влиянием которого сформировались его взгляды и литературные вкусы. Изучал литературу французского «просвещения», немецких философов и поэтов-романтиков, занимался переводами религиозно-нравоучительных сочинений (владел многими древними и новыми языками).
К 1788 г. Карамзин почувствовал в масонстве опасность, замаскированную туманным религиозным благочестием, и разорвал отношения с ложей. Весной 1789 г. он отправился в длительное заграничное путешествие, в котором находился до осени 1790 г., посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Англию, встречался с И. Кантом, И. Гете, в Париже был свидетелем событий Французской революции. В результате личного знакомства с Западом стал критичнее относится к его «передовым» идеям. «Век просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя – среди убийств и разрушения не узнаю тебя!», – писал в это время Карамзин. Впечатления от поездки по западноевропейским странам Карамзин изложил в “Письмах русского путешественника” (опубликованы в основанном им «Московском журнале”, 1791–1792), принесшие ему всероссийскую известность.
Когда Французская революция переросла в кровавую якобинскую диктатуру, это возбудило в Карамзине сомнения в возможности для человечества вообще достичь земного благоденствия. Но вывод из этого был еще не православным. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести «Остров Борнгольм» (1793); «Сиерра-Морена» (1795); стихотворения «Меланхолия», «Послание к А.А. Плещееву» и др.
В это время Карамзин издает первые русские альманахи – «Аглая» (ч. 1-2, 1794–1795) и «Аониды» (ч. 1-3, 1796–1799), «Пантеон иностранной словесности» (1798), журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1799). Как литератор, Карамзин создает новое направление в русской литературе – сентиментализм («Бедная Лиза»), которое высоко оценили В.А. Жуковский, К.Батюшков, юный Пушкин.Одновременно Карамзин вводит в литературный оборот новую форму русского языка, освобождая его от западного вычурного подражательства петровской эпохи, приближая его к живой, разговорной речи