Москва, 30 мая — Наша Держава. Отношение писателя М. Горького к русскому масонству остается
до настоящего времени неисследованным, несмотря на то, что в окружение
пролетарского писателя в различные периоды входили «вольные каменщики»
разных течений.
до настоящего времени неисследованным, несмотря на то, что в окружение
пролетарского писателя в различные периоды входили «вольные каменщики»
разных течений.
Например, исследователь российских мистических сообществ начала ХХ
века А.М. Асеев в статье «Посвятительные ордена: масонство, мартинизм и
розенкрейцерство» указывает, что писатель Максим Горький (Алексей
Пешков) принадлежал к масонству [1]. Существуют сведения о служебной
записке полицейского агента Ратаева 1913 года, в которой он в масонский
список включил М. Горького [2]. В сочинении В.Ф. Иванова «Православный
мир и масонство» пролетарский писатель также назван масоном [3]. Есть
упоминание о том, что историк Н.Ф. Степанов в книге «Масонство в русской
эмиграции», вышедшей в 1966 году в Сан-Пауло, указывал на масонство М.
Горького.
века А.М. Асеев в статье «Посвятительные ордена: масонство, мартинизм и
розенкрейцерство» указывает, что писатель Максим Горький (Алексей
Пешков) принадлежал к масонству [1]. Существуют сведения о служебной
записке полицейского агента Ратаева 1913 года, в которой он в масонский
список включил М. Горького [2]. В сочинении В.Ф. Иванова «Православный
мир и масонство» пролетарский писатель также назван масоном [3]. Есть
упоминание о том, что историк Н.Ф. Степанов в книге «Масонство в русской
эмиграции», вышедшей в 1966 году в Сан-Пауло, указывал на масонство М.
Горького.
Примечательно, что историк масонства Л.П. Замойский в книге
«Масонство и глобализм: невидимая империя» пишет о портрете писателя,
написанном художником Б.Д. Григорьевым в 1926 году в Сорренто и
воспроизводит сам портрет, на котором М. Горький представлен в
ритуальном «жесте свободного каменщика». Автор пишет, что, скорее всего,
писатель был принят в масонское сообщество по совершенно тайному обряду
«на острие меча», когда имя масона в списки ложи официально не вносится
с намеренной конспиративной целью, но данный портрет может служить
косвенным свидетельством о масонстве писателя [4].
«Масонство и глобализм: невидимая империя» пишет о портрете писателя,
написанном художником Б.Д. Григорьевым в 1926 году в Сорренто и
воспроизводит сам портрет, на котором М. Горький представлен в
ритуальном «жесте свободного каменщика». Автор пишет, что, скорее всего,
писатель был принят в масонское сообщество по совершенно тайному обряду
«на острие меча», когда имя масона в списки ложи официально не вносится
с намеренной конспиративной целью, но данный портрет может служить
косвенным свидетельством о масонстве писателя [4].
Кстати, художник-портретист Б.Д. Григорьев был масоном и входил в
эмиграции в одну ложу с нижегородцем М.Ю. Иорданским, бывшим на рубеже
XIX-XX веков чиновником Нижегородского окружного суда, входившим в круг
городской интеллигенции. Несомненно, что М. Горький и М.Ю. Иорданский
были знакомы по нижегородскому периоду, так как юрист, крупный знаток
судебной реформы второй половины XIX века, был увлечен публицистикой и
впоследствии в эмиграции стал членом парижского союза русских писателей и
журналистов.
эмиграции в одну ложу с нижегородцем М.Ю. Иорданским, бывшим на рубеже
XIX-XX веков чиновником Нижегородского окружного суда, входившим в круг
городской интеллигенции. Несомненно, что М. Горький и М.Ю. Иорданский
были знакомы по нижегородскому периоду, так как юрист, крупный знаток
судебной реформы второй половины XIX века, был увлечен публицистикой и
впоследствии в эмиграции стал членом парижского союза русских писателей и
журналистов.
Исследователь российского масонства А.И. Серков в капитальном
энциклопедическом словаре русского масонства имя М. Горького отдельной
статьей не упоминает, так как не обнаружил документальных свидетельств о
членстве писателя в какой-либо из политических лож. Однако, как пишет
Л.П. Замойский, серьезные мотивы для сохранения тайного членства М.
Горького все-таки существовали. Примечателен и упомянутый Л.П. Замойским
факт о намерении масонов-эмигрантов учредить в Париже франко-русскую
ложу «Дидро-Горький» [5].
энциклопедическом словаре русского масонства имя М. Горького отдельной
статьей не упоминает, так как не обнаружил документальных свидетельств о
членстве писателя в какой-либо из политических лож. Однако, как пишет
Л.П. Замойский, серьезные мотивы для сохранения тайного членства М.
Горького все-таки существовали. Примечателен и упомянутый Л.П. Замойским
факт о намерении масонов-эмигрантов учредить в Париже франко-русскую
ложу «Дидро-Горький» [5].
Свидетельства определенной близости писателя к идеологии
политического масонства начала ХХ века видны из его лютой ненависти к
императору Николаю II Александровичу («…душа ничтожная, душа презренная,
опившаяся кровью голодного народа, больная страхом, маленькая жадная
душа – коптела передо мной подобно огарку свечи, наполняя страну мою
смрадом духовного разврата и преступлений»), из злобного презрения к
трудовому русскому крестьянству, из нескрываемого желания гибели
Российского государства в его имперском сословном устройстве.
политического масонства начала ХХ века видны из его лютой ненависти к
императору Николаю II Александровичу («…душа ничтожная, душа презренная,
опившаяся кровью голодного народа, больная страхом, маленькая жадная
душа – коптела передо мной подобно огарку свечи, наполняя страну мою
смрадом духовного разврата и преступлений»), из злобного презрения к
трудовому русскому крестьянству, из нескрываемого желания гибели
Российского государства в его имперском сословном устройстве.
При этом любопытно, что сам М. Горький в своих произведениях
использовал слово «фармазон» как искаженное «франкмасон» в понимании
«безбожник», что соответствует истине: масоны в своем большинстве –
убежденные и воинствующие атеисты, каким пролетарский писатель,
несомненно, и являлся. Кроме того, лукавое собственное
«богостроительное» учение писателя вводило в соблазн простых незнакомых с
различными хитроумными идеями людей проповедью социализма в виде некоей
новой религии.
использовал слово «фармазон» как искаженное «франкмасон» в понимании
«безбожник», что соответствует истине: масоны в своем большинстве –
убежденные и воинствующие атеисты, каким пролетарский писатель,
несомненно, и являлся. Кроме того, лукавое собственное
«богостроительное» учение писателя вводило в соблазн простых незнакомых с
различными хитроумными идеями людей проповедью социализма в виде некоей
новой религии.
Известный исследователь русского масонства Н.Н. Берберова, лично
знавшая М. Горького, пишет, что тот всегда интересовался «вольными
каменщиками» и говорил, что узнал о масонстве от нижегородского
общественного деятеля Г.Р. Килевейна [6]. О влиятельном российском
масоне Георгии Робертовиче Килевейне (Кильвейне), «досточтимом мастере»
нижегородской масонской ложи «Железного кольца» (Железного звена») в
1908—1917 годах, известно, что он постоянно общался с местной творческой
интеллигенцией и входил в редакции различных периодических изданий [7].
В нижегородском окружении М. Горького был масон Тихвинский, которого
упоминают Н.Н. Берберова и литератор В. Ходасевич в связи с арестами
творческой интеллигенции в 1921 году [8].
знавшая М. Горького, пишет, что тот всегда интересовался «вольными
каменщиками» и говорил, что узнал о масонстве от нижегородского
общественного деятеля Г.Р. Килевейна [6]. О влиятельном российском
масоне Георгии Робертовиче Килевейне (Кильвейне), «досточтимом мастере»
нижегородской масонской ложи «Железного кольца» (Железного звена») в
1908—1917 годах, известно, что он постоянно общался с местной творческой
интеллигенцией и входил в редакции различных периодических изданий [7].
В нижегородском окружении М. Горького был масон Тихвинский, которого
упоминают Н.Н. Берберова и литератор В. Ходасевич в связи с арестами
творческой интеллигенции в 1921 году [8].
Особый интерес к масонскому учению проявляла жена писателя Екатерина
Павловна, которая сблизилась с одной из основательниц женской ложи
Екатериной Дмитриевной Кусковой, проживавшей в Нижнем Новгороде в
1894—1895 годах. Впоследствии в столичном доме этой дамы проводились
регулярные масонские собрания [9]. Мужем Е.Д. Кусковой был радикальный
масон еще с 1898 года Сергей Николаевич Прокопович, член «Великого
Востока народов России», создатель политической «ложи Прокоповича»,
после февраля 1917 года министр Временного правительства [10]. В книге
Н.Н. Берберовой сообщается, что Е.П. Пешкову муж называл «масонкой»,
поощрял ее серьезное увлечение масонством, что она поддерживала
отношения с некоторыми масонами вплоть до 1935 года [11].
Павловна, которая сблизилась с одной из основательниц женской ложи
Екатериной Дмитриевной Кусковой, проживавшей в Нижнем Новгороде в
1894—1895 годах. Впоследствии в столичном доме этой дамы проводились
регулярные масонские собрания [9]. Мужем Е.Д. Кусковой был радикальный
масон еще с 1898 года Сергей Николаевич Прокопович, член «Великого
Востока народов России», создатель политической «ложи Прокоповича»,
после февраля 1917 года министр Временного правительства [10]. В книге
Н.Н. Берберовой сообщается, что Е.П. Пешкову муж называл «масонкой»,
поощрял ее серьезное увлечение масонством, что она поддерживала
отношения с некоторыми масонами вплоть до 1935 года [11].
После октябрьского переворота 1917 года Е.Д. Кускова совместно с Е.П.
Пешковой входили в разнообразные общественные организации, в которые
привлекали некоторых активных масонов. Когда большевики начали
преследования политической оппозиции, М. Горький принял С.Н. Прокоповича
и Е.Д. Кускову под свое покровительство, они были в 1922 году высланы
из советской страны и в эмиграции занимались активной масонской
деятельностью. В книге Н.Н. Берберовой также отмечено, что тайные
собрания политических масонов проходили и на квартире М. Горького в 1916
году [12].
Пешковой входили в разнообразные общественные организации, в которые
привлекали некоторых активных масонов. Когда большевики начали
преследования политической оппозиции, М. Горький принял С.Н. Прокоповича
и Е.Д. Кускову под свое покровительство, они были в 1922 году высланы
из советской страны и в эмиграции занимались активной масонской
деятельностью. В книге Н.Н. Берберовой также отмечено, что тайные
собрания политических масонов проходили и на квартире М. Горького в 1916
году [12].
В круг знакомых писателя входил его лечащий врач Иван Иванович
Манухин, которому М. Горький помог выехать в 1926 году во Францию, где
этот врач проявился в русской масонской ложе [13]. По ходатайству М.
Горького беспрепятственно выехали за границу театральный деятель Н.Н.
Евреинов и деятель театра и кинематографа К.М. Миклашевский, активные
участники масонского движения в русской эмиграции. Важно то, что Н.Н.
Евреинов в 1908—1912 годах участвовал в кружке светской авантюристки
баронессы М.И. Будберг, интимной подруги пролетарского писателя [14].
Манухин, которому М. Горький помог выехать в 1926 году во Францию, где
этот врач проявился в русской масонской ложе [13]. По ходатайству М.
Горького беспрепятственно выехали за границу театральный деятель Н.Н.
Евреинов и деятель театра и кинематографа К.М. Миклашевский, активные
участники масонского движения в русской эмиграции. Важно то, что Н.Н.
Евреинов в 1908—1912 годах участвовал в кружке светской авантюристки
баронессы М.И. Будберг, интимной подруги пролетарского писателя [14].
Примечательна и сторона общения М. Горького именно с нижегородским
писателем Иваном Сергеевичем Рукавишниковым, в богатом родительском доме
которого на Волжском откосе он бывал. Выяснилось, что этот «мастер
триолета», автор романа «Проклятый род» и нескольких поэтических
сборников был масоном розенкрейцерского толка [15].
писателем Иваном Сергеевичем Рукавишниковым, в богатом родительском доме
которого на Волжском откосе он бывал. Выяснилось, что этот «мастер
триолета», автор романа «Проклятый род» и нескольких поэтических
сборников был масоном розенкрейцерского толка [15].
Скорее всего через И.С. Рукавишникова и познакомился М. Горький с
мистиком-розенкрейцером Борисом Михайловичем Зубакиным, весьма
влиятельным в масонском сообществе. В архиве М. Горького хранятся 27
писем, написанных ему Б.М. Зубакиным в 1926—1927 годах [16]. В письме к
А.Н. Тихонову М. Горький дал характеристику Б.М. Зубакину как «епископу
церкви Иоанновой, каббалисту, хироманту, иерофанту…Он исповедует
какую-то религию, в которой совершенно отсутствует этика» [17]. Первые
три степени масонства именуются иногда «иоанновскими». Влияние Б.М.
Зубакина на творческую интеллигенцию было немалым: в его ложу входили,
например, А.И. Цветаева (сестра поэтессы М.И. Цветаевой), П.А. Аренский,
С.М. Эйзенштейн, М.П. Чехов.
мистиком-розенкрейцером Борисом Михайловичем Зубакиным, весьма
влиятельным в масонском сообществе. В архиве М. Горького хранятся 27
писем, написанных ему Б.М. Зубакиным в 1926—1927 годах [16]. В письме к
А.Н. Тихонову М. Горький дал характеристику Б.М. Зубакину как «епископу
церкви Иоанновой, каббалисту, хироманту, иерофанту…Он исповедует
какую-то религию, в которой совершенно отсутствует этика» [17]. Первые
три степени масонства именуются иногда «иоанновскими». Влияние Б.М.
Зубакина на творческую интеллигенцию было немалым: в его ложу входили,
например, А.И. Цветаева (сестра поэтессы М.И. Цветаевой), П.А. Аренский,
С.М. Эйзенштейн, М.П. Чехов.
В октябре 1929 года розенкрейцер Б.М. Зубакин как «организатор
мистических кружков, каббалист и чернокнижник» был осужден Особым
совещанием при коллегии ОГПУ НКВД на три года ссылки в Архангельскую
губернию, откуда продолжал постоянно писать М. Горькому пространные
письма.
мистических кружков, каббалист и чернокнижник» был осужден Особым
совещанием при коллегии ОГПУ НКВД на три года ссылки в Архангельскую
губернию, откуда продолжал постоянно писать М. Горькому пространные
письма.
Некоторые литературные опусы М. Горького содержат возможную масонскую
символику, например, легенда о пылающем сердце Данко [18].
Примечательно, что на ряде личных резных масонских печатей конца
XVIII-XIX веков среди различных сокровенных орденских символов нередко
изображалось большое пылающее сердце между колоннами храма Соломона.
Золотое сердце у розенкрейцеров символизировало добродетельную любовь и
сострадание к людям [19].
символику, например, легенда о пылающем сердце Данко [18].
Примечательно, что на ряде личных резных масонских печатей конца
XVIII-XIX веков среди различных сокровенных орденских символов нередко
изображалось большое пылающее сердце между колоннами храма Соломона.
Золотое сердце у розенкрейцеров символизировало добродетельную любовь и
сострадание к людям [19].
Пронизана несомненным розенкрейцерским мистицизмом и поэтическая
сказка «Девушка и смерть», написанная в 1892 году. Тема круговорота
жизни и смерти зашифрована в различных тайных масонских текстах и
ритуалах. Горьковский псевдоромантический «птичник» также можно в
определенной степени соотнести с радикальными антимонархическими идеями,
последовательно вызревавшими в масонских ложах начала ХХ века.
сказка «Девушка и смерть», написанная в 1892 году. Тема круговорота
жизни и смерти зашифрована в различных тайных масонских текстах и
ритуалах. Горьковский псевдоромантический «птичник» также можно в
определенной степени соотнести с радикальными антимонархическими идеями,
последовательно вызревавшими в масонских ложах начала ХХ века.
Возможно, что совершенно не случайно М. Горький оказывал поддержку
литературному сообществу «Серапионовых братьев», весьма близко
напоминавшему по структуре и ритуалам начальную масонскую ложу.
«Серапионовы братья» объединяли некий круг писателей и поэтов, которые
именовали свое сообщество орденом. Кстати, вступить в данное
сообщество, получившее свое название из творчества немецкого
писателя-мистика Э.Т.А. Гофмана, было не так уж просто. В первую
четверть ХХ века в России немало представителей творческой интеллигенции
практиковали оккультные учения, следовали таинственным масонским
легендам, создавали по орденским принципам различные сообщества. В книге
Л.П. Замойского приводится письмо писателя В.А. Каверина, члена
«Серапионовых братьев», который вспоминал, что сообщество создавалось
именно как орден, члены которого имели тайные имена [20].
литературному сообществу «Серапионовых братьев», весьма близко
напоминавшему по структуре и ритуалам начальную масонскую ложу.
«Серапионовы братья» объединяли некий круг писателей и поэтов, которые
именовали свое сообщество орденом. Кстати, вступить в данное
сообщество, получившее свое название из творчества немецкого
писателя-мистика Э.Т.А. Гофмана, было не так уж просто. В первую
четверть ХХ века в России немало представителей творческой интеллигенции
практиковали оккультные учения, следовали таинственным масонским
легендам, создавали по орденским принципам различные сообщества. В книге
Л.П. Замойского приводится письмо писателя В.А. Каверина, члена
«Серапионовых братьев», который вспоминал, что сообщество создавалось
именно как орден, члены которого имели тайные имена [20].
Иногда упоминают о Зиновии (Залмане) Алексеевиче Пешкове, родном
брате большевистского вождя Я.М. Свердлова. Выходец из зажиточной
нижегородской еврейской среды этот с 1902 года крестник М. Горького стал
впоследствии французским генералом, но есть упоминания о его
принадлежности к масонству [21]. Скорее всего, он был членом французской
масонской ложи, но тогда интересны его политические связи с Временным
правительством России, в котором масоны играли ведущую роль.
брате большевистского вождя Я.М. Свердлова. Выходец из зажиточной
нижегородской еврейской среды этот с 1902 года крестник М. Горького стал
впоследствии французским генералом, но есть упоминания о его
принадлежности к масонству [21]. Скорее всего, он был членом французской
масонской ложи, но тогда интересны его политические связи с Временным
правительством России, в котором масоны играли ведущую роль.
Есть сведения, что премьер-министр, масонский лидер, влиятельный член
нескольких лож «Великого Востока народов России» А.Ф. Керенский
наградил З.А. Пешкова орденом святого Владимира 4-ой степени. Кстати,
встречаются упоминания, что Я.М. Свердлов, которого М. Горький хорошо
знал, весьма интересовался мистикой, в частности каббалой.
нескольких лож «Великого Востока народов России» А.Ф. Керенский
наградил З.А. Пешкова орденом святого Владимира 4-ой степени. Кстати,
встречаются упоминания, что Я.М. Свердлов, которого М. Горький хорошо
знал, весьма интересовался мистикой, в частности каббалой.
Таким образом, тема отношений писателя М. Горького с масонским
сообществом вызывает определенный научно-исследовательский интерес и
требует дальнейшего тщательного системного изучения архивных и иных
документальных материалов, мемуарной литературы Русского зарубежья.
сообществом вызывает определенный научно-исследовательский интерес и
требует дальнейшего тщательного системного изучения архивных и иных
документальных материалов, мемуарной литературы Русского зарубежья.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- См.: Богомолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. М: Новое литературное обозрение, 1999. С. 430.
- Аврех А.А. Масоны и революция. М: Политиздат, 1990. С. 318.
- Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. М.: ТРИМ, 1993. С. 13-14.
- Замойский Л.П. Масонство и глобализм: невидимая империя. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 331.
- Замойский Л.П. Масонство и глобализм: невидимая империя. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 331.
- Берберова Н.Н. Люди и ложи: Русские масоны ХХ столетия. М: Прогресс-традиции, 1997. С. 70.
- См.: Лушин А.Н. Масонство в Нижегородской губернии в XVIII-XX веках.
Изд. братства Ал. Невского, 2002. 64 с.; Он же. Масонство и
нижегородская интеллигенция в начале ХХ века//Народ и власть:
Взаимодействие в истории и современности/Отв. ред. И.В. Михеева. Н.
Новгород: ООО «Растр»; ГУ-ВШЭ, 2016. Вып. 3. C. 264-268. - Берберова Н.Н. Люди и ложи: Русские масоны ХХ столетия. М:
Прогресс-традиции, 1997. С. 70; Ходасевич В. Воспоминания о
Горьком//gorkij-lit.ru. Обращение 22.07.2018. - Берберова Н.Н. Люди и ложи: Русские масоны ХХ столетия. М: Прогресс-традиции, 1997. С. 70; 169.
- Серков А.И. Русское масонство: 1731—2000. Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. С. 1145.
- Берберова Н.Н. Люди и ложи: Русские масоны ХХ столетия. М: Прогресс-традиции, 1997. С. 189.
- Берберова Н.Н. Люди и ложи: Русские масоны ХХ столетия. М: Прогресс-традиции, 1997. С. 72.
- Серков А.И. Русское масонство: 1731—2000. Энциклопедический словарь.
М.: РОССПЭН, 2001. С. 519; Берберова Н.Н. Люди и ложи: Русские масоны
ХХ столетия. М: Прогресс-традиции, 1997. С. 178. - Серков А.И. Русское масонство: 1731—2000. Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. С. 321.
- Немировский А.И., В.И. Уколова. Свет звезд или последний русский розенкрейцер. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 124, 128, 410.
- Немировский А.И., В.И. Уколова. Свет звезд или последний русский розенкрейцер. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 133-218.
- Немировский А.И., В.И. Уколова. Свет звезд или последний русский розенкрейцер. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 230.
- М. Горький. Собрание сочинений в 18 т. М.: ГИХЛ, 1960. Т. 4. С. 104-106.
- Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической,
каббалистической и розенкрейцеровской символической философии.
Новосибирск: Наука, 1997. С. 506. - Замойский Л.П. Масонство и глобализм: невидимая империя. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 329.
- Берберова Н.Н. Люди и ложи: Русские масоны ХХ столетия. М: Прогресс-традиции, 1997. С. 189.
А. Лушин https://rusorel.info/kakoe-otnoshenie-k-volnym-kamenshhikam-imel-velikij-proletarskij-pisatel/
Другие
материалы о масонстве и его последышах, профессионально уничтожавшах нашу Державу можно
найти в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ, АУДИО— и ВИДИОТЕКЕ
материалы о масонстве и его последышах, профессионально уничтожавшах нашу Державу можно
найти в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ, АУДИО— и ВИДИОТЕКЕ