Москва, 1 января — Наша Держава (Михаил Назаров). Петровская реформа 1700 г., изменившая
начало отсчета летосчисления – от Рождества Христова (а
не от Сотворения міра) – тем не менее оставила в силе Юлианский календарь. Помимо своего
гармоничного и духовного превосходства над Григорианским,
он служил некоторым дополнительным барьером для слияния России с западным
христианско-апостасийным міром.
Однако уже в XIX столетии в торговых и
политических связях с зарубежьем часть российского общества и чиновничества
стала поддаваться «общеевропейской норме» григорианского календаря;
новый стиль наряду со старым начал применяться в международных отношениях и в
деловой переписке соответствующих ведомств.
начало отсчета летосчисления – от Рождества Христова (а
не от Сотворения міра) – тем не менее оставила в силе Юлианский календарь. Помимо своего
гармоничного и духовного превосходства над Григорианским,
он служил некоторым дополнительным барьером для слияния России с западным
христианско-апостасийным міром.
Однако уже в XIX столетии в торговых и
политических связях с зарубежьем часть российского общества и чиновничества
стала поддаваться «общеевропейской норме» григорианского календаря;
новый стиль наряду со старым начал применяться в международных отношениях и в
деловой переписке соответствующих ведомств.
Папа Григорий XIII и его герб на полу римского собора св. Петра
В 1830 г. С.-Петербургская академия наук выступила
с предложением о введении в России нового стиля в целях удобства сношений с
культурной Европой. Тогдашний министр народного просвещения князь К.А. Ливен в
своем докладе Государю
Николаю I оценил предложенную реформу календаря как
дело «недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов…
выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и
затруднения неизбежны и велики». Государь начертал на докладе: «Замечания князя
Ливена совершенно справедливы».
с предложением о введении в России нового стиля в целях удобства сношений с
культурной Европой. Тогдашний министр народного просвещения князь К.А. Ливен в
своем докладе Государю
Николаю I оценил предложенную реформу календаря как
дело «недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов…
выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и
затруднения неизбежны и велики». Государь начертал на докладе: «Замечания князя
Ливена совершенно справедливы».
Но «прогрессивная» научная и
чиновничья общественность пеклась о календарной «точности» и не
оставляла попыток календарного единения с Западом. В 1899 г. при Русском
астрономическом обществе для этого была создана комиссия из представителей
многих научных учреждений и правительственных ведомств. К счастью,
противодействие консервативных сил в правительстве и Святейшего Синода Русской
Православной Церкви не позволило Комиссии осуществить свои планы.
чиновничья общественность пеклась о календарной «точности» и не
оставляла попыток календарного единения с Западом. В 1899 г. при Русском
астрономическом обществе для этого была создана комиссия из представителей
многих научных учреждений и правительственных ведомств. К счастью,
противодействие консервативных сил в правительстве и Святейшего Синода Русской
Православной Церкви не позволило Комиссии осуществить свои планы.
Императорская Академия наук продолжала
настаивать на реформе и создала собственную календарную комиссию. Государь
разрешил ее деятельность, но предписал принять во внимание соображения бывшего
министра князя Ливена. Мудрый обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев еще
более решительно воспротивился этой идее и похоронил ее. Митрополит Антоний
Вадковский заключил: «Юлианский календарь в применении его к церковной
практике во всех случаях является надежным якорем, который удерживает
православных от окончательного поглощения мiром инославным, является как бы
знаменем, под которым чада Православия собираются воедино».
настаивать на реформе и создала собственную календарную комиссию. Государь
разрешил ее деятельность, но предписал принять во внимание соображения бывшего
министра князя Ливена. Мудрый обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев еще
более решительно воспротивился этой идее и похоронил ее. Митрополит Антоний
Вадковский заключил: «Юлианский календарь в применении его к церковной
практике во всех случаях является надежным якорем, который удерживает
православных от окончательного поглощения мiром инославным, является как бы
знаменем, под которым чада Православия собираются воедино».
Сразу после Октябрьского переворота на
одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 г. большевики решили
заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на
«прогрессивный».
одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 г. большевики решили
заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на
«прогрессивный».
Декрет «О введении в Российской республике
западноевропейского календаря» был принят на заседании правительства 24
января (6 февраля) 1918 г. и подписан Лениным – «в
целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами
исчисления времени». Декретом предписывалось следующий день после 31 января
1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля и т. д. А на переходный период до 1 июля
1918 г. разрешалось после даты по новому стилю в скобках проставлять и по
старому.
западноевропейского календаря» был принят на заседании правительства 24
января (6 февраля) 1918 г. и подписан Лениным – «в
целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами
исчисления времени». Декретом предписывалось следующий день после 31 января
1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля и т. д. А на переходный период до 1 июля
1918 г. разрешалось после даты по новому стилю в скобках проставлять и по
старому.
Православные Церкви хранили единство в
борьбе с календарной реформой до 1923 года. Решение о переходе на новый стиль
было принято на совещании в Константинополе,
созванном в 1923 г. «прогрессивным» патриархом Мелетием, который был масоном (это
отмечено в масонской энциклопедии). На совещании отсутствовали Русская,
Болгарская, Сербская и Иерусалимская Церкви. В качестве нового календаря
предлагался компромиссный вариант Григорианского – так называемый
«новоюлианский» календарь, предложенный югославским астрономом М.
Миланковичем. В нем, как и в Григорианском календаре, также нарушена
периодичность смены простых и високосных годов, а до 2800 г. оба календаря
полностью совпадают. При этом Церкви, принявшие новоюлианский календарь, в виде
компромисса сохранили пасхалию, основанную на Юлианском календаре;
непереходящие же праздники стали отмечаться по григорианским датам.
борьбе с календарной реформой до 1923 года. Решение о переходе на новый стиль
было принято на совещании в Константинополе,
созванном в 1923 г. «прогрессивным» патриархом Мелетием, который был масоном (это
отмечено в масонской энциклопедии). На совещании отсутствовали Русская,
Болгарская, Сербская и Иерусалимская Церкви. В качестве нового календаря
предлагался компромиссный вариант Григорианского – так называемый
«новоюлианский» календарь, предложенный югославским астрономом М.
Миланковичем. В нем, как и в Григорианском календаре, также нарушена
периодичность смены простых и високосных годов, а до 2800 г. оба календаря
полностью совпадают. При этом Церкви, принявшие новоюлианский календарь, в виде
компромисса сохранили пасхалию, основанную на Юлианском календаре;
непереходящие же праздники стали отмечаться по григорианским датам.
Нужно признать, что такой компромиссный
календарь облегчает христианам жизнь во внешнем согласии с окружающим
нехристианским міром, но вносит нестроения в богослужебную жизнь, влечет
нарушение установлений Церкви о праздниках и постах. Так, в некоторые годы (при
поздней Пасхе) значительно сокращается, а то и вовсе исчезает Апостольский
пост, иногда он выпадает на дни, запрещенные для поста в богослужебной
практике. Как и в Григорианском календаре, полностью изменились дни
памяти святых, а следовательно, и дни Ангела православных христиан. Введение
нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах,
разделило христиан на «старостильников» и «новостильников»,
став таким образом серьезным масонским ударом по Церкви.
календарь облегчает христианам жизнь во внешнем согласии с окружающим
нехристианским міром, но вносит нестроения в богослужебную жизнь, влечет
нарушение установлений Церкви о праздниках и постах. Так, в некоторые годы (при
поздней Пасхе) значительно сокращается, а то и вовсе исчезает Апостольский
пост, иногда он выпадает на дни, запрещенные для поста в богослужебной
практике. Как и в Григорианском календаре, полностью изменились дни
памяти святых, а следовательно, и дни Ангела православных христиан. Введение
нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах,
разделило христиан на «старостильников» и «новостильников»,
став таким образом серьезным масонским ударом по Церкви.
Русская Православная Церковь до сих пор
хранит прежний гармоничный православный календарь. Попытка в 1923 г. перейти на
новый церковный календарь не увенчалась успехом: народные протесты побудили Патриарха Тихона отказаться
от навязанного обновленцами и большевиками новшества.
хранит прежний гармоничный православный календарь. Попытка в 1923 г. перейти на
новый церковный календарь не увенчалась успехом: народные протесты побудили Патриарха Тихона отказаться
от навязанного обновленцами и большевиками новшества.
К нашему времени Юлианский календарь,
связанный с решениями Вселенского Собора о праздновании Пасхи, в мiре сохранили
лишь Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, афонские монастыри,
некоторые русские приходы Православной церкви в Америке, а также группы так
называемых старостильников в Элладской (после раскола по этой причине в 1923
г.), Болгарской и Румынских поместных Церквях.
связанный с решениями Вселенского Собора о праздновании Пасхи, в мiре сохранили
лишь Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, афонские монастыри,
некоторые русские приходы Православной церкви в Америке, а также группы так
называемых старостильников в Элладской (после раскола по этой причине в 1923
г.), Болгарской и Румынских поместных Церквях.
Закончим эту заметку словами профессора
В.В. Болотова, сказанными им в 1899 г. на упомянутой календарной комиссии: «Думаю,
что культурная миссия России состоит в том, чтобы еще несколько столетий
удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов
возвращение к неиспорченному старому стилю» (см.: Свящ. К. Буфеев. О
целесообразности перехода России на старый календарный стиль. 1998).
В.В. Болотова, сказанными им в 1899 г. на упомянутой календарной комиссии: «Думаю,
что культурная миссия России состоит в том, чтобы еще несколько столетий
удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов
возвращение к неиспорченному старому стилю» (см.: Свящ. К. Буфеев. О
целесообразности перехода России на старый календарный стиль. 1998).