Москва, 29 января-Наша Держава. Есть много Русских изобретений, авторство которых широко известно — самолёты и вертолёты Сикорского, телевизор Зворыкина, ранцевый парашют Котельникова, автомат Калашникова, цветные фотографии Прокудина-Горского.
И пусть это не всегда первые в истории изобретения такого рода, зато
изменившие целые промышленные отрасли. Есть и гораздо менее значимые для
истории техники, вроде русской печи или семиструнной гитары, тетриса
или гранёного стакана. И ещё много других. Некоторые делают нашу жизнь
лучше каждый день, но история их появления подзабыта…
Сухое молоко: в хлебе, пирожных, йогуртах
Сухое молоко — продукт чрезвычайно широкого применения во всём мире.
Его удобно хранить, легко получить большое количество молока
определённых свойств, оно сохраняет большую часть полезных веществ. Вода
выпаривается (а затем сгущёнка высушивается), а всё остальное —
остаётся. Это натуральный продукт. Пекари используют сухое молоко для
приготовления теста, а производители молочных продуктов — в самых разных
рецептах. К примеру, сухое молоко в мороженом — обычное дело.
Идея выпарить воду из молока впервые пришла Осипу Гавриловичу
Кричевскому в 1802 году — лекарь Нерчинских заводов искал способ
сохранить один из немногих питательных продуктов, что имелись в далёком
забайкальском городке в избытке. У него всё получилось, однако при жизни
Кричевского ни он сам, ни другие лекари не оценили важность
изобретения. Лишь три десятилетия спустя появились фирмы, которые
изготавливали сухое молоко на продажу. С конца 1840-х годов сухое молоко
стало распространяться и в Европе.
Сухое молоко. Источник: interfoodcompanu.ru
Рамочные ульи: больше мёда, чем когда бы то ни было
Пётр Иванович Прокопович изобрёл рамочный улей в 1814 году. Отслужив
в армии, он вернулся домой в село Митченки и увидел у брата пчёл; через
год стал разводить их сам и загорелся пчеловодством. Сначала Прокопович
завёл всего несколько пчелиных семей, затем долго познавал медовое дело
и спустя пятнадцать лет понял, как модернизировать их жилища.
Прежде пасечникам приходилось разбивать ульи, чтобы достать мёд, и при
этом пчелиный рой погибал. С рамочными ульями всё намного проще —
их можно использовать многократно: достать рамки, собрать мёд, а после
вернуть рамку на место, чтобы пчёлы ещё раз заполнили её сотами. Вот
и всё.
С новыми ульями пасека Прокоповича выросла к 1830 году до десяти тысяч
пчелиных семей и стала крупнейшим медовым производством в мире! После
этого Прокопович в своей школе пчеловодов обучил ещё много специалистов.
Его изобретение до сих пор незаменимо на любой пасеке.
Рамочный улей. Источник: gaiserbeeco.com
Радиаторы отопления: тепло в наших домах
Привычные трубчатые батареи, которые обогревают почти каждый российский
дом, а также миллионы домов во всём мире — творение русского немца
Франца Карловича Сан-Галли. Он производил в Санкт-Петербурге разные
металлические изделия вроде каминов и сейфов и как-то получил заказ
на систему отопления. Сан-Галли понял, как упростить существовавшие
паровые устройства — сделать их водяными и трубчатыми, чтобы увеличить
теплоотдачу. Это произошло в 1855 году. Во второй половине века
предприимчивый немец построил завод и разбогател на радиаторах. Очень
быстро его продукция появилась и за границей. Кстати, именно Сан-Галли
придумал называть своё изобретение «батареей».
Реклама завода Сан-Галли. Источник: peretzprint.ru
«Лыжные автомобили»
Физик Сергей Сергеевич Неждановский проектировал самолёты
и в 1903 г. захотел испытать двигатель и пропеллер новой конструкции.
Для этого он прикрепил их к своеобразным саням. Так — почти случайно —
и получились аэросани, точнее, «сани с воздушным винтом для передвижения
по снегу». Они не застревают в снегу, как колёсный транспорт, легки
и могут двигаться с большой скоростью.
Изобретение очень быстро заинтересовало промышленников, и началось
производство «лыжных автомобилей». Первым «лыжные автомобили» стал
делать завод «Дукс». Модель 1912 года уже могла разгоняться до 85 км
в час. Изобретение заказывало военное министерство.
А в 1916 г. Неждановский сконструировал первые моторные сани, по сути,
первый снегоход — незаменимый транспорт на Севере России и в Сибири.
Первые моторные сани Неждановского. Источник: titcat.ru
Первый ледокол
Длинная русская зима очень мешала коммерсанту Михаилу Осиповичу
Бритневу. Хозяин верфи, банков и пароходного предприятия перевозил грузы
из Кронштадта в Ораниенбаум. Ранней весной и осенью, когда лёд уже
мешал кораблям, но ещё не мог выдержать щедро гружённых саней, дело
останавливалось — а значит, и дохода не было. Бритнев пришёл к простой
идее — сконструировать нос судна таким образом, чтобы он «наползал»
на лёд. Под тяжестью корабля лёд ломается, и можно плыть дальше.
Первым ледоколом стало небольшое паровое судно «Пайлот» — в 1864 г. оно
совершило успешное плавание. Благодаря ледоколу перевозить грузы
удавалось на два месяца в году дольше, чем прежде. Хорошо себя показали
и второй ледокол Бритнева — «Бой».
Советская марка в память о ледоколе «Пайлот». Источник: Wikimedia Commons
Через несколько лет коммерсант запатентовал свою конструкцию. Вскоре
ещё один ледокол сделали по его патенту немцы, затем датчане, голландцы,
шведы и американцы. С тех пор ледоколы начали бороздить множество
морей, что удешевило доставку огромного числа товаров.