Петровна родилась в 1905 г. на украинском хуторе в Черниговской
области. Рассказ записала правнучка Шайдирова Надежда в 1999 г…
«Наша семья состояла из семи человек: отец, мать, две дочки и три сына.
Родители были, как сейчас называют, середняками. То есть, жили не
богато, но и не бедствовали. Работать не ленились, вот и жили справно.
В 18 лет меня отдали замуж. Мужа я увидела в первый раз, когда сваты
пришли. Я любила другого. Гуляли мы с ним. Я и замуж за него уже было
собралась. Но отец об этом и думать запретил. После свадьбы переехала
жить к мужу. Да что там, собственно, переезжать было! Не то,
что вы сейчас. Родителей стала видеть редко.
С мужем жили дружно. За всю жизнь мы с ним поругались только один раз.
Поэтому я совсем не жалею, что отец выдал меня за него (его Иваном
звали), а не за того, с кем я гуляла. Муж со своими двумя братовьями
разрабатывали землю: выкорчевывали деревья, пахали. Мы там сеяли рожь.
Хлеб был свой, скотина тоже своя.
Но не долго мы так жили.
Когда советская власть стала к нам ближе подступать, муж с братом уехали
в Сибирь. Мы побаивались этой власти. Не нравилась она нам и пугала.
Ведь нас называли кулаками. А как с кулаками советская власть
обходилась?! Один Бог знает, да те, кто
пережил всё это! Кто такой
кулак был в их понятии? – Наживший богатство на чужом труде. А на самом
деле это был тот, кто своим горбом все заработал. А кто не работал, тот и
беден был. Кто же ему мешал землю
разрабатывать, пахать, сеять? Работал бы как следует, и он был бы богатым.
Я одна дома была, когда раскулачивать пришли. А было-то у нас две
лошади, четыре коровы, три свиньи, овец голов 10, куры да гуси. Пришёл
председатель тамошнего новообразовавшегося колхоза да два его помощника.
Они, кстати, раньше в бедняках числились, в батраках всю
жизнь
ходили, своего хозяйства не держали. Забрали у нас лошадей, зерно. А
коров с баранами должны были на следующий день забрать. Я, недолго
думая, продала коров, перерезала баранов. Часть отдала родителям, часть
продала, а что-то взяла с собой в дорогу. Поехала к мужу в Сибирь.
Помню, брат мой младший, Вася, сильно со мной просился. Но я его
отговорила. Ведь сама не знала куда еду… Потом очень жалела, что не
взяла его с собой. В войну потом его убили.
В поезде меня обокрали, украли чемодан с продуктами. Но люди добрые
помогли. Приехала я на Барзас. Там меня муж встретил. К тому времени он
уже успел дом срубить, пасеку завести. Советская власть сюда пока не
дошла. Но потом и в Сибирь пришла коллективизация…
Ивана моего
забрали в 1941 г. на войну. А в 1942 г. я получила на него похоронку.
Так и осталась я в свои 37 лет одна с четырьмя детьми. Ох, и трудно без
мужа! Деваться было некуда, пошла и я в колхоз. Дети хоть и ходили в
школу, закончили по четыре класса, но работали в колхозе
наравне с взрослыми. В войну был голод, дети ходили в лес за грибами, ягодами.
Во время войны мужиков мало осталось в деревне. Не очень-то прибавилось
их и после войны: большая часть мужиков погибла. Женщина в то время
забыла про себя. Она была и трактористом и пахарем, и дояркой. Работали
мы от зари до захода солнца. Некоторые не
выдерживали, в город
бежали. Да куда от власти убежишь?! Паспорта ведь нам не выдавали.
Беглецов возвращали назад. После войны вроде полегче стало. Старший сын и
средняя дочь уехали в город. Дочь сначала было нанялась сиделкой у
сестры нашего председателя колхоза. А потом в шахту пошла работать. А
сын женился и уехал в другую деревню.
Кто виноват, что деревня не может выбраться из нищеты до сих пор?! Да тот, кто делал советскую власть и виноват!»
Источник: Л.Н. Лопатин, Н.Л. Лопатина «Коллективизация и раскулачивание в воспоминаниях очевидцев», Москва, 2006 г.