Москва, 7 декабря – Наша Держава. В
истории России было немало сильных волевых женщин, и одной из них
являлась инокиня Марфа, в миру носившая имя Ксении Иоанновны. Несмотря
на её незнатное происхождение, она сумела добиться уважения и
благосклонности людей, вершащих судьбы Руси.
После замужества она и вовсе становится одной из самых влиятельных женщин своего времени. В грамотах её сына, царя Михаила Фёдоровича,
инокиня Марфа именуется как “великая государыня”. Эта женщина сумела
вынести немало испытаний, одним из которых стал постриг по принуждению.
Как же складывалась судьба этой необыкновенной личности? И какова была
роль Ксении Иоанновны в истории России?
Ранние годы
Ксения
Иоанновна являлась одной из представительниц дворянского костромского
рода Шестовых. Девушка, не принадлежавшая к самым знатным родам Руси, и
представить не могла, что именно ей судьба выделила особую участь —
стать матерью первого царя в династии Романовых.
Приблизительно в 1585 году она выходит замуж за Фёдора Романова,
что круто меняет всю прежнюю жизнь Ксении. Как произошла эта встреча,
неизвестно, хотя, несомненно, брак был договорным, как и многие союзы в
то время. Впрочем, есть и другие версии.
Например, историк искусств П.Н.Петров
предполагает, что Ксения Иоанновна могли принадлежать к роду
ярославских князей, но эта версия не имеет документального
подтверждения.
Постриг инокини Марфы
После
замужества Ксения Иоанновна и её супруг становятся претендентами на
престол, однако время подготовило им немало испытаний. При Борисе Годунове Ксения и Фёдор были отправлены в ссылку, где вынуждены были принять принудительный постриг в монахи.
Разлука
с мужем оказалась далеко не самой большой проблемой для инокини Марфы,
как теперь звалась Ксения Романова. В 1601 году, оказавшись в Заонежье,
она боялась за детей, с которыми была разлучена. Женщина осознавала, что
юные Михаил и Татьяна сейчас находятся в куда большей опасности, нежели
она и супруг.
Ссылка
длилась долгих пять лет — вплоть до окончания царствования Годунова.
Терем инокини представлял собой неприступную крепость. И.И.Благовещенский
в своей книге “Память о предках царствующего дома Романовых в Заонежье”
отмечал, что дом, в котором жила Марфа, был тесен и располагался в
уединении. Историк пишет:
«В близком расстоянии от церкви, с северной стороны, рядом стояла караульня московских приставов, всё было окружено забором».
Правда,
верные паре Романовых люди могли обойти даже эти преграды. Посредником
между инокиней Марфой и её мужем, находившемся в Сийском монастыре в
северных регионах, стал священнослужитель Ермолай Герасимов,
впоследствии щедро награждённый за верность и постоянную поддержку.
Приобретение свободы и власти
Ссылка
завершается в 1606 году, и это время подарило инокине Марфе
воссоединение с семьёй, хотя Фёдор Романов по-прежнему оставался в
плену. О его спасении женщина не переставала молиться, проводя время в
поездках по монастырям в окрестностях Москвы. По своей натуре Ксения
Иоанновна всегда оставалась истинной христианкой, хотя не раз проявляла
твёрдость, силу воли и “мужские” качества характера.
О
судьбе дочери инокини Марфы известно совсем мало. Она либо умерла в
1611 году, либо вышла замуж, став представительницей другого рода. А вот
сыну, Михаилу Фёдоровичу, предстояло стать первым Романовым, взошедшим
на престол.
Во
время проживания с сыном в Ипатьевском монастыре, к Ксении Иоанновне
прибывают послы, что просили благословить сына на правление. Несколько
раз женщина отказывала (Михаилу тогда не было и семнадцати лет). Но в
1613 году инокиня дала своё согласие.
Сила и слабости инокини Марфы
Я
хочу отметить, что Ксения Романова нередко описывается как идеальная
женщина, однако она имела немало недостатков. Современники отмечали, что
её внешность была несколько грубой и непривлекательной, но главные
сложности крылись в нраве инокини Марфы.
Как
многие матери, в одиночку воспитавшие сыновей, она была беззаветно
привязана к Михаилу. Порой эта любовь переходила разумные границы, мешая
личному счастью. Так, она стала причиной разрыва помолвки Михаила с
Марией Хлоповой, что повлекло охлаждение в отношениях между матерью и
сыном.
В
то же время нельзя забывать, что юный Михаил, взошедший на престол, был
многим обязан инокине Марфе. Эта властная женщина умело направляла
действия сына, фактически управляя государством, но не создавая образа
соправительницы. Михаил оставался и самостоятельным царём, и сыном, что
нередко руководствовался советами матери.
Впрочем, Ксения Иоанновна и сама часто проявляла инициативу, принимая на себя обязанности правителя. В «Словаре Брокгауза и Ефрона»
описывается эпизод с участием инокини Марфы и архимандрита Дионисия.
Тот обвинялся в некоторых своих исправлениях, что были объявлены
еретическими. После личного допроса инокиней Дионисий был приговорён к
суровому наказанию.
Последние
свои годы Ксения Иоанновна проводила в монастырях, помогала знатным
вдовам, насильно постриженным в монахини. Вероятно, в их судьбе инокиня
Марфа узнавала себя, а потому не могла оставаться равнодушной.
Из
жизни она ушла в 1631 году, оставив сыну власть, которую сама некогда
“завоевала” для него. Увы, Михаил Фёдорович лишь на 14 лет пережил свою
мать, но вошёл в историю как человек, ставший во главе череды правителей династии Романовых.
Инокиня
Марфа стала основательницей царской династии Романовых. Конечно, этот
род существовал ещё до её появления, однако именно этой женщине суждено
было сделать его представителя, своего сына, правителем Руси. Если
всмотреться в портрет Ксении Иоанновны, невольно замечаешь решимость и
твёрдость характера, что были ей присущи. Эта женщина кажется нерушимой
стеной, которую не смогли сломить разлука с детьми и мужем, ссылка,
вынужденный постриг. Инокиня Марфа смогла доказать, что даже после
множества лишений нужно бороться с новой силой, чтобы выстоять и дать
силы своим близким.