Москва, 27 февраля — Наша Держава. В
этом году мой старший сын закончил техникум (он же-колледж). И стал чуть ли не
единственным из группы, кто устроился на работу на завод. В 2017 году он
поступил в техникум с баллом 3,3 на специальность «Электрик». В прошлом
году поступить с таким низким баллом бесплатно было уже невозможно. На
фоне нежелания идти в 10 класс и сдавать ЕГЭ в 2019 году в колледжи пошло рекордное количество выпускников не только 9-х, но и 11-х классов — 906 тысяч человек.
Дело дошло до парадокса: в колледжи поступили дети со средним баллом
выше «4», а все «троечники», не прошедшие по конкурсу, вернулись в 10
класс, из-за чего контингент нынешних выпускных классов резко поменялся в
худшую сторону. Что ждёт это огромное количество будущих выпускников
станет понятно через два-три года. А что происходит сейчас с трудоустройством ребят, закончивших колледжи и ПТУ?
Ещё
когда мой сын только начал учиться в техникуме, на родительском
собрании его куратор сказал, что из 30 человек в прошлом выпуске
трудоустроился на завод лишь один — парень, который выиграл несколько
конкурсов профессионального мастерства. Остальные работают не по
специальности.
Почему сложилась такая ситуация? Всё просто: заводов нет, производства
нет, неквалифицированные молодые кадры не нужны, а там, где нужны, надо
работать за копейки. Вот и выбирают выпускники другую деятельность, где
не надо ждать несколько лет, пока наберёшься опыта и начнёшь
котироваться как специалист.
Складывается парадоксальная ситуация: государство бесплатно учит
выпускников школ, экономике не хватает специалистов, а 61% выпускников
средних учебных заведений остаётся без работы.
Что имеет в активе мой сын, закончив техникум? Диплом со специальностью «электрик» и абсолютное отсутствие практических знаний. В действительности в большинстве средних профессиональных учебных заведений учат весьма посредственно. Программы оторваны от реалий, производственная практика часто проходит так, что ученику просто говорят, чтобы он не мешался. Ситуацию усугубил карантин. Последние
две производственные практики перед написанием и защитой диплома мой
сын проходил заочно, сидя дома и описывая в отчётах какой-то станок. А
до этого был на практике на заводе, где выполнял всё, кроме
непосредственно работы по электрике, которой и посвящена была практика.
Точно также проходила защита диплома — комиссия и студенты встретились
онлайн, где первые делали вид, что всё нормально, а вторые делали вид,
что они не списывают и не читают дипломы, а рассказывают их наизусть.
В итоге готовенький специалист-электрик попытал счастья на нескольких
производствах и устроился доставщиком еды в Яндекс. Также сделали и его
одногруппники, потому что мало что умеющие в практическом плане молодые
люди не нужны работодателям, а работать 2-3 года практически задаром
ради наработки опыта, в то время как их коллеги будут зарабатывать
деньги в других местах, они не готовы. В результате большинство
одногруппников сына работают всевозможными продавцами: в «Красном и
Белом», в магазинах запчастей, строительных материалов и прочих товаров.
А что же те двое, которые всё-таки устроились на завод? Да всё просто:
проработав полгода на доставке, мой сын попал на завод, куда ему помог
устроится мой муж. Освободилось место и его взяли, но не электриком, а
слесарем — сборщиком. Будет проходить обучение на производстве без
отрыва от работы. Вот она, та самая практика, которая должна бы быть во
время учёбы в техникуме. Второй парень устроился на кораблестроительный
завод тоже по блату. Эти двое очень обрадовали своего бывшего куратора,
который обзванивал выпускников с целью узнать, где они работают — ему
ведь нужно сдавать отчёт по количеству отучившихся по специальности и
трудоустроившихся по ней. Видимо, чтобы оправдать рентабельность этого
самого обучения, ведь получается, что эти самые 61% молодых людей
учились зря.