Москва, 28 мая — Наша Держава. Умение
уйти от профессиональной слежки можно смело назвать настоящим
искусством. Подчас разведчики, стремясь сбросить «хвост», показывают
чудеса изобретательности. Однако чаще всего за этим стоит огромный труд и
продолжительная подготовка.
Я тебя заметил!
Так
называемое подвижное наблюдение подразделяется на пешее и наблюдение с
использованием транспортных средств. Как правило, многие считают, что от
пешего наблюдения легче всего уйти, затерявшись в толпе. Действительно,
в суматохе удержать объект в поле зрения гораздо сложнее, чем в
безлюдном месте. Однако опытные разведчики не утратят контроля за
человеком даже в сутолоке. Так, Леонид Шебаршин, который отдал много лет
службе в КГБ, в своих мемуарах «Рука Москвы. Записки начальника внешней
разведки» писал о том, что затеряться в толпе практически невозможно,
да и выявить слежку в толпе тоже.
Однако
профессионалы все же способны вычислить преследователя при передвижении
по городу. Например, Юрий Дроздов, посвятивший 35 лет жизни службе в
нелегальной разведке, в своей книге «Записки начальника нелегальной
разведки» упоминает о советской разведчице Ирине Алимовой. Алимова,
работавшая в Юго-Восточной Азии, однажды заметила за собой слежку.
«Хвост» необходимо было срочно сбросить, так как Ирина направлялась к
тайнику. В какой-то момент она спряталась за деревом, а затем вышла
прямо навстречу «топтуну». Тот, поняв, что раскрыт, ретировался. Подчас
данный выход является единственным верным решением для агентов.
Сложные маршруты
Демонстрация
того, что преследуемый заметил наблюдение за собой, является
действенным методом, в том числе благодаря эффекту неожиданности. Таким
же неожиданным и сложным должен быть и маршрут разведчика, желающего
оторваться от «наблюдателей». Так, Олег Царев и Джон Костелло в своей
книге «Роковые иллюзии» упоминают о майоре госбезопасности Александре
Орлове, который нелегально работал в Европе. Кроме прочего Орлова учили
уходить от слежки посредством смены видов транспорта. Например, во время
прогулки разведчик, заметивший «хвост», внезапно запрыгивал в автобус
или трамвай, после чего так же внезапно пересаживался в такси.
Однако
этот метод требует определенной подготовки. Поэтому автор издания
«Развитие памяти по методикам спецслужб» Денис Букин рекомендует
ежедневно тренироваться. Букин советует внимательно изучить и запомнить
карту метро или маршруты автобусов для того, чтобы ориентироваться в
данных видах транспорта можно было исключительно по памяти. Неплохо было
бы знать и время остановок, интервалы между ними, их последовательность
и т.д.. Обладание всеми перечисленными сведениями гарантирует успех,
так как оторваться от «хвоста» будет проще, если спланировать
передвижение по городу в соответствии с расписанием общественного
транспорта.
Эффект аккордеона и «Джек из коробочки»
Бывает,
что слежка ведется за объектом, передвигающимся не на общественном, а
на личном транспорте. В подобных ситуациях Клинт Эмерсон, отставной
офицер спецназа ВМС США, написавший книгу «Выживание по методике
спецслужб: 100 ключевых навыков», рекомендует прибегнуть к эффекту
аккордеона. Необходимо разорвать группу преследователей, проведя ее
через участок дороги с многочисленными светофорами и знаками
обязательной остановки. Так можно проредить наблюдателей, не вызвав у
них ненужных подозрений. Не имея возможности меняться с партнерами,
головная машина вскоре предпочтет прекратить погоню из опасения
обнаружить себя.
Для
ухода от слежки во время автомобильной погони нередко используются и
специальные устройства. Так, Дэвид Хоффман в своей книге «Шпион на
миллиард долларов» пишет о том, что сотрудники ЦРУ разработали
техническое устройство под названием «Джек из коробочки». По словам
Хоффмана, группы наружного наблюдения КГБ почти всегда следовали за
машинами сзади. Поэтому автомобиль с агентом ЦРУ во время пути мог
успеть несколько раз скрыться из виду, завернув, например, за угол. В
этот момент преследуемый и приводил в действие устройство, выбрасывая из
коробочки «Джека», который своим очертаниями походил на плечи и голову
выскочившего из машины агента…
Также по теме:
«В тени и на свету: Линия жизни разведчика»