Москва, 29 августа 2015 — Наша Держава (Фёдор Воинов). В преддверии 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года
художнику Францу Алексеевичу Рубо было заказано гигантское
полотно-панорама, изображающее Бородинскую битву. К тому времени Рубо
был признанным мастером, автором панорамы, посвящённой героической
обороне Севастополя во время Крымской войны.
художнику Францу Алексеевичу Рубо было заказано гигантское
полотно-панорама, изображающее Бородинскую битву. К тому времени Рубо
был признанным мастером, автором панорамы, посвящённой героической
обороне Севастополя во время Крымской войны.
Подготовительные работы – изучение источников, знакомство с
местностью, написание эскизов – заняли два года, а сама работа над
огромным холстом размером 14 х 115 метров шла около 11 месяцев в
предместье Мюнхена. Панорама была открыта 29 августа 1912 года в Москве в
специальном павильоне на Чистых прудах, сооруженном по проекту военного
инженера П. Воронцова-Вельяминова.
местностью, написание эскизов – заняли два года, а сама работа над
огромным холстом размером 14 х 115 метров шла около 11 месяцев в
предместье Мюнхена. Панорама была открыта 29 августа 1912 года в Москве в
специальном павильоне на Чистых прудах, сооруженном по проекту военного
инженера П. Воронцова-Вельяминова.
Правда, экспонировалась «Бородинская битва» недолго. После
Октябрьского переворота большевики передали здание панорамы вместе с
картиной Ф.А. Рубо электротехническому училищу. Здание стали
использовать для собраний и митингов, и к весне 1918 года оно пришло в
полную негодность. Полотно сняли, накатали на деревянный вал, и почти 40
лет оно хранилось в совершенно неприспособленных для этого помещениях:
под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского (позже
разрушенного), на складе сада “Эрмитаж”… Учитывая
пренебрежительно-нигилистское отношение коммунистов к отечественной
истории, можно считать чудом, что полотно вообще сохранилось. В 1939
году сам Игорь Грабарь признавал невозможность его реставрации.
Октябрьского переворота большевики передали здание панорамы вместе с
картиной Ф.А. Рубо электротехническому училищу. Здание стали
использовать для собраний и митингов, и к весне 1918 года оно пришло в
полную негодность. Полотно сняли, накатали на деревянный вал, и почти 40
лет оно хранилось в совершенно неприспособленных для этого помещениях:
под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского (позже
разрушенного), на складе сада “Эрмитаж”… Учитывая
пренебрежительно-нигилистское отношение коммунистов к отечественной
истории, можно считать чудом, что полотно вообще сохранилось. В 1939
году сам Игорь Грабарь признавал невозможность его реставрации.
Однако в 50-е гг. XX века художники студии батальной живописи им.
Грекова смогли восстановить полотно. При этом было реставрировано около
150 кв. метров батальных сцен и примерно 500 кв. метров «неба». 18
октября 1962 года Музей-панорама “Бородинская битва” вновь открыла двери
перед своими гостями.
Грекова смогли восстановить полотно. При этом было реставрировано около
150 кв. метров батальных сцен и примерно 500 кв. метров «неба». 18
октября 1962 года Музей-панорама “Бородинская битва” вновь открыла двери
перед своими гостями.
В творчестве Ф.А. Рубо «Бородинская панорама» оказалась последним
значительным произведением. В 1913 году он на время выехал в Германию;
однако начавшаяся Первая Мировая война, а затем Октябрьский переворот
вынудили художника остаться в Европе. Интересно, что Рубо, будучи
французом по национальности, долгое время жившим в Германии, всегда
считал себя русским художником: «…Я родился и жил более 22 лет в России,
где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского
быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать
русским художником». В Европе Рубо не удалось написать ничего хотя бы
относительно приближающегося по художественной ценности к Бородинской