Москва, 19 февраля — Наша Держава. Казалось
бы, с подачи школ, вузов и популярных СМИ об индустриализации СССР мы знаем всё. На самом же деле, её история
— сплошное белое пятно. Давайте же попробуем разобраться , как и КЕМ она осуществлялась…
По
общему мнению историков, к окончанию интервенции и Гражданской войны
экономика России была отброшена на уровень 1870-х годов. В 20-е годы с
грехом пополам были восстановлены полуразрушенные предприятия царской
эпохи. Квалифицированных рабочих не хватало, инженерные кадры были
редкостью, технические вузы можно было пересчитать по пальцам.
Создание
новой индустрии требовало либо научно-технической революции в советской
России, на которую ушли бы многие годы, либо поиск каких-то
нестандартных решений. Именно такие решения и были приняты Сталиным и
его политическим окружением.
Связи укрепляются
Несмотря
на то, что Соединённые Штаты признали СССР только в 1933 г.,
американский бизнес проявлял интерес к советской экономике уже в первые
годы его существования. В 1919 г. сто американских фирм объединились в
«Американскую коммерческую организацию содействия торговле с Россией». В
1920 г. Америка отменила эмбарго на торговлю с Россией. С переходом к
НЭПу двусторонние связи укрепились, и отдельные американские фирмы
получили в СССР концессии.
К
середине 1920-х гг. в Америке утвердилось мнение, что СССР представляет
собой гигантский рынок для американской промышленности.
Архитектор Детройта
Два
обстоятельства резко подтолкнули советско-американское сотрудничество в
инженерно-технической сфере: мировой промышленный кризис 1929-1933 гг. и
курс ВКП(б) на индустриализацию, которую решено было провести США и
других западных стран.
Важнейший
контракт был заключён с фирмой американского индустриального
архитектора Альберта Кана, строителя заводов Форд и создателя Детройта.
Кан прославился тем, что создал технологию ускоренного проектирования
промышленных предприятий. Он распространил принцип «фордизма» на
архитектуру и использовал «конвейерный» метод создания архитектурной
документации. Сотрудники Кана разрабатывали проект завода за 2-3 недели
и строили за 3-4 месяца.
Это
было то, что нужно для новостроек первой пятилетки, и Кан оказался в
России. В 1929-1932 гг. по проектам Альберта Кана в СССР в было
построено более 500 промышленных и гражданских объектов.
«По
образцу фирмы Альберта Кана в СССР в начале 1930-х годов была создана
государственная система советских проектных институтов, занимавшихся
всеми типологическими областями промышленного проектирования».
За
годы работы в СССР в фирме Кана прошло стажировку около 4,5 тыс.
советских инженеров и техников, занявших впоследствии «ответственные
посты в государственной системе архитектурно-проектного дела».
Итоги работы фирмы Альберта Кана
Все
крупнейшие тракторные (они же танковые) заводы (Сталинградский,
Челябинский, Харьковский) строились по чертежам фирмы Кана и под
руководством его сотрудников. То же самое относится к автомобильным
заводам ГАЗ и АМО (ЗИЛ), к станкостроительным и литейным заводам в
Калуге, Новосибирске, Днепропетровске, Коломне, Люберцах, Магнитогорске,
Сормово, Сталинграде и других.
Кан
занимался также организацией контрактов с американскими компаниями,
поставлявшими оборудование для оснащения советских заводов. Эту
деятельность он вёл совместно с «Амторгом» — подставной конторой,
выполняющей «военно-закупочные поручения советского правительства».
Массовое жилое строительство Эрнста Мая
Ещё
одним выдающимся архитектором, которого без ложной скромности нужно
включить в число творцов советской индустриализации, был немец Эрнст
Май.
В1930
г. Май вместе с группой из 17 человек принял приглашение и прибыл в
СССР, где руководил разработкой архитектурных проектов порядка 20
советских городов. Наиболее известные из них Магнитогорск и Нижний
Тагил.
Май
разработал новейшую методику градостроительства, аналогов которой в
СССР не существовало. В России каждый дом строили по индивидуальному
плану и возводили из кирпича. Для массовой индустриализации, которая
требовала недорогого и качественного жилья для огромного количества
людей, такой подход был невозможен.
Май
предлагал строительство из блоков, поставленное на поток. Причём это
касалось и отдельных домов, и целых городов. это тоже был «фордистский»
подход к архитектуре, и он позволил в кратчайшие сроки создать жилую
инфраструктуру, без которой индустриальные гиганты 1930-х гг. не могли
бы работать.