Москва, 10 августа — Наша Держава (Игорь Артёмов). Игорь Ростиславович Шафаревич, выдающийся русский ученый, математик и
мыслитель, академик РАН, является, по — моему, одним из самых ярких и
глубоких русских умов современности. В свое время, в конце 1980-х годов
прошлого столетия, две его опубликованных относительно массовым тиражом
работы, — «Русофобия» и «Социализм как явление мировой истории», имели
большое влияние на русских национально мыслящих интеллектуалов. Обе
книги сразу стали цитировать в популярных публицистических статьях, как с
нашей, так и с противоположной стороны. Имя Шафаревича прозвучало тогда
звучно и широко.
мыслитель, академик РАН, является, по — моему, одним из самых ярких и
глубоких русских умов современности. В свое время, в конце 1980-х годов
прошлого столетия, две его опубликованных относительно массовым тиражом
работы, — «Русофобия» и «Социализм как явление мировой истории», имели
большое влияние на русских национально мыслящих интеллектуалов. Обе
книги сразу стали цитировать в популярных публицистических статьях, как с
нашей, так и с противоположной стороны. Имя Шафаревича прозвучало тогда
звучно и широко.
Написанные «в
стол» еще в годы расцвета советской власти в СССР, эти научно —
публицистические сочинения Игоря Ростиславовича содержат в себе огромное
количество исторических сведений и фактов. Математический ум позволил их автору
собрать и очень коротко систематизировать то, что до него было мелким бисером
рассыпано в трудах разных авторов, и найти немало новых доказательств теории
противостояния России и Запада.
Труды Шафаревича отличаются в лучшую сторону
от многословных и часто нафантазированных по содержанию томов, например, Олега
Платонова. Книги ученого — математика являются яркой иллюстрацией того, что
краткость, действительно, является сестрой истинного таланта. В них безупречно
доказано, что Социализм, как теория борьбы человека с Богом и превращения
общества в сообщество живых машин и механизмов, возник не под пером Маркса и
Ленина, а в различных формах существовал на земле, и в теории, и на практике,
еще в древности и в античные времена. А Русофобия, как внутренняя ненависть ко
всему русскому, возникла и культивировалась в западном обществе не в силу
субъективных причин, а на основе борьбы различных культурно-исторических типов
развития человечества.
Там же была разработана блестящая теория
«малого народа», который противостоит народу большому, которая должна стать
основой понимания того, что происходит в нашей стране, для каждого русского
националиста. Очень рекомендую читать работы Игоря Ростиславовича Шафаревича
всем русским людям.
Небольшая брошюрка под названием «Духовные
основы российского кризиса ХХ века» была издана в Москве в 2001 году тиражом
10 000 экземпляров на основе лекций, прочитанных ее автором в Сретенском
высшем православном монастырском училище. Она не стала столь же известной, как,
например, «Русофобия» — но в этом нет вины самого ученого. Просто русское
общество, в период «перестройки» активное, энергичное и ищущее знаний, к тому
времени стало более серым, приземленным и материалистичным. Таким оно остается,
к сожалению, и сейчас. Пока остается.
Я решил отреферировать текст Игоря
Ростиславовича потому, что это очень глубокий концептуальный взгляд на историю
России и нашу современность. А ум Шафаревича стоит того, чтобы популяризировать
его идеи. Мне удалось с ним встретиться лично всего дважды – но этого
достаточно, чтобы составить мнение об уровне личности.
Неизбежные в некоторых случаях комментарии и
пояснения к мыслям Игоря Шафаревича я постарался как можно четче отделить от
его текстов. Надеюсь, данная работа не останется безполезной и послужит нашему
русскому делу. Пока теоретически.
Игорь Артемов
Начну с цитаты, с которой начинается брошюра
Шафаревича. Это – его общий взгляд:
« Нет никакой необходимости аргументировать,
что ХХ век был веком кризиса для России. Для русского народа это был век
поражения, по глубине своей сопоставимого только с тем, которое он пережил в ХШ
веке, при монгольском завоевании… Это было даже не одной катастрофой, а серией
катастроф: сначала в гражданскую войну и террор был уничтожен образованный
класс. Культура начала создаваться в значительной мере заново… Было уничтожено
свободное русское крестьянство, основа, на которой стояла Россия. Война, по
ярости и кровопролитности не имевшая прецедента в русской истории, была
выиграна с колоссальными потерями. А потом все достижения победы были утеряны.
Россия распалась на части и русский народ переживает демографический кризис,
который ставит под угрозу его существование».
По мнению автора, главной опасностью, «жалом
во плоти» для русской истории последних веков, была и остается целенаправленная
антирусская деятельность Запада. И физическая, и идейная.
На Западе возник совершенно новый тип
общества. Антихристианский под видом христианства. Это не был капитализм – так
как капитализм – «капитал, рынок, наемные рабочие и массовое производство на
экспорт – все это существовало и в Вавилоне, и в Риме, и в других обществах».
Это общество, основанное на идеологии «избранности» отдельных людей, групп,
даже наций. В кальвинизме это названо предопределением. В противоречии с Новым
заветом, его идеологи считали, что человеку, для спасения его Души, не нужны
добрые дела. Так как Бог заранее предопределил, кто будет спасен, а кто обречен
на гибель.
По своим корням эта идеология не
христианская, а иудейская, ветхозаветная. Именно евреи несут идею своей, якобы,
«особой богоизбранности» на протяжении всей истории. По мнению ученых, такое
мировосприятие сегодня активно присутствует в психологии политических элит США
и Западной Европы. И стремительно распространяется в правящих кругах РФ.
На Западе идея «богоизбранности» и предопределения
судеб каждого, не породила, однако, ни пассивности, ни лени. Напротив, западное
общество создало очень активную, деятельную, материально результативную
цивилизацию, поставившую себе цель победить природу и механизировать все сферы
человеческой деятельности. Жизнь в нем построена не на духовном, а на
рациональном начале. К внешнему миру культивируется не познавательное, а
агрессивное, волевое, завоевательное отношение.
Одна из самых антихристианских основ
западного мира – непроизводительная, спекулятивная деятельность, ростовщический
процент. «Отчаянная ярость Католической церкви была направлена именно против
ростовщичества… не только мирянин не допускался к причастию, если он замечался
в ростовщичестве, но и священник лишался сана».
К сожалению, сегодня ростовщичество,
банковский процент, лежат в основе не только экономики Запада, но России и
всего мира.
Православный мир, центром которого примерно с
ХVвека становится Россия, шел по другому пути развития. В основе нашей
экономики лежало свободное крестьянское хозяйство. Не было теории
предопределения, но действовал принцип, что каждый человек, греховный по своей
природе, может быть спасен за свои добрые дела. В сфере науки и техники Россия
не отрицала Запад полностью, но использовала некоторые его достижения, соединяя
их с собственными.
На Западе была разработана идея прогресса.
Суть ее в том, что человеческое общество развивается по одной линии и только
вперед. Все, что стоит на пути прогресса, должно, по этой теории, безжалостно
уничтожаться. Но в мире есть и другие теории развития – цикличность, то есть
движение по кругу, и развитие от рая (в прошлом) к упадку, регрессу, аду в
будущем.
Шафаревич коротко разбирает книгу русского
ученого 19 века Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа», который
первый в мире сформулировал идею о том, что человечество развивается не по
одной линии, а разными культурно — историческими типами. Запад он называл
германо — романским типом. Россию считал основой славянского типа развития.
Идеи Данилевского в ХХ веке активно развивали такие ученые как Тойнби и
Шпенглер.
Игорь Шафаревич справедливо пишет, что
марксизм и большевизм, пришедшие к власти в России в 1917 году, являются не
антизападными, а самыми радикальными, жестокими и кровавыми формами западной
антихристианской идеологии. Марксизм тоже видит общество как большую машину, в
которой «избранные» управляют «винтиками». Марксизм отрицает человеческую
личность и Бога. Марксизм стремится, завоевать и покорить природу. Марксизм
ненавидит крестьянство и любой частный свободный труд. По определению Бухарина,
коммунизм, это «трудовая кооперация людей, рассматриваемых как живые машины в
пространстве и времени».
То, что именно Запад был для советских
коммунистов идеалом и образцом для подражания, видно из факта, что на
протяжении многих десятилетий советской истории в СССР главным лозунгом было
«догнать и перегнать капитализм». В теории коммунисты объявили капитализм
загнивающим, отжившим обществом, но на практике именно ему они подражали и его
стремились догнать и перегнать. Лозунг догнать капитализм они употребляли чаще,
чем лозунг построить социализм.
Почему распался СССР? Ведь теория машины
выгодна только тем, кто надеется стать машинистом. Быть шестеренкой и винтиком
никому не выгодно.
Потому, что пока для коммунистов существовала
опасность – от белогвардейцев, от крестьян, от Церкви, они были согласны на
самоограничение. Управляя обществом, они отказывали себе лично в таком объеме
материальных благ, которые имели капиталисты на Западе. Все знают, что Сталин,
например, имел колоссальную власть, но не имел много личного богатства. Но
когда коммунисты в СССР решили, что развитой социализм ими построен и обратного
пути к монархической и национальной России больше нет, они потеряли стимул к
самоограничению. Захотели жить так, как живут богатые люди на Западе. И СССР,
как модель массового концлагря и огромной живой фабрики, распался.
Машинисты больше не хотели управлять этой
машиной. Они захотели жить так, как их учителя на Западе. Поэтому ГКЧП, который
имел в своих руках все рычаги власти в СССР, не сделал ничего для спасения
«коммунистического отечества». Решение о ликвидации СССР было принять
машинистами СССР.
В качестве антитезы западному обществу,
построенному по типу машины, Игорь Шафаревич рассматривает общество,
построенное на свободном труде мелких производителей (на земле и на
производстве), которые объединены в различные формы добровольной экономической
кооперации. Только свободный труд, личная собственность, необходимость
постоянно принимать самостоятельные решения могут создать общество свободных
людей. Элементы такого общества описаны в трудах русских академиков Чаянова и
Кондратьева, расстрелянных большевиками.
Идеология этого общества должна основываться
на русских православных ценностях, отрицать ростовщичество, эгалитарность и
материализм.
Вслед за немецким ученым Шпенглером и многими
другими, Шафаревич говорит о неизбежном крахе западной материалистической
цивилизации. Отмечает агрессивность исламского мира, который борется за
доминирование своего образа жизни не менее жестоко, чем европейский капитализм
несколькими веками раньше. И надеется, вместе со всеми нами, что именно Россия
может дать миру правильную альтернативу в будущем.
От себя добавлю, что на современном Западе
немало людей, которые или умом, или чувством понимают тупиковость развития
современного постхристианского общества. И ищут выход на пути возвращения к
корням, к истинной Вере и христианскому образу жизни. И они, в отличие от
правительств своих стран, являются нашими естественными историческими
союзниками.
стол» еще в годы расцвета советской власти в СССР, эти научно —
публицистические сочинения Игоря Ростиславовича содержат в себе огромное
количество исторических сведений и фактов. Математический ум позволил их автору
собрать и очень коротко систематизировать то, что до него было мелким бисером
рассыпано в трудах разных авторов, и найти немало новых доказательств теории
противостояния России и Запада.
Труды Шафаревича отличаются в лучшую сторону
от многословных и часто нафантазированных по содержанию томов, например, Олега
Платонова. Книги ученого — математика являются яркой иллюстрацией того, что
краткость, действительно, является сестрой истинного таланта. В них безупречно
доказано, что Социализм, как теория борьбы человека с Богом и превращения
общества в сообщество живых машин и механизмов, возник не под пером Маркса и
Ленина, а в различных формах существовал на земле, и в теории, и на практике,
еще в древности и в античные времена. А Русофобия, как внутренняя ненависть ко
всему русскому, возникла и культивировалась в западном обществе не в силу
субъективных причин, а на основе борьбы различных культурно-исторических типов
развития человечества.
Там же была разработана блестящая теория
«малого народа», который противостоит народу большому, которая должна стать
основой понимания того, что происходит в нашей стране, для каждого русского
националиста. Очень рекомендую читать работы Игоря Ростиславовича Шафаревича
всем русским людям.
Небольшая брошюрка под названием «Духовные
основы российского кризиса ХХ века» была издана в Москве в 2001 году тиражом
10 000 экземпляров на основе лекций, прочитанных ее автором в Сретенском
высшем православном монастырском училище. Она не стала столь же известной, как,
например, «Русофобия» — но в этом нет вины самого ученого. Просто русское
общество, в период «перестройки» активное, энергичное и ищущее знаний, к тому
времени стало более серым, приземленным и материалистичным. Таким оно остается,
к сожалению, и сейчас. Пока остается.
Я решил отреферировать текст Игоря
Ростиславовича потому, что это очень глубокий концептуальный взгляд на историю
России и нашу современность. А ум Шафаревича стоит того, чтобы популяризировать
его идеи. Мне удалось с ним встретиться лично всего дважды – но этого
достаточно, чтобы составить мнение об уровне личности.
Неизбежные в некоторых случаях комментарии и
пояснения к мыслям Игоря Шафаревича я постарался как можно четче отделить от
его текстов. Надеюсь, данная работа не останется безполезной и послужит нашему
русскому делу. Пока теоретически.
Игорь Артемов
Начну с цитаты, с которой начинается брошюра
Шафаревича. Это – его общий взгляд:
« Нет никакой необходимости аргументировать,
что ХХ век был веком кризиса для России. Для русского народа это был век
поражения, по глубине своей сопоставимого только с тем, которое он пережил в ХШ
веке, при монгольском завоевании… Это было даже не одной катастрофой, а серией
катастроф: сначала в гражданскую войну и террор был уничтожен образованный
класс. Культура начала создаваться в значительной мере заново… Было уничтожено
свободное русское крестьянство, основа, на которой стояла Россия. Война, по
ярости и кровопролитности не имевшая прецедента в русской истории, была
выиграна с колоссальными потерями. А потом все достижения победы были утеряны.
Россия распалась на части и русский народ переживает демографический кризис,
который ставит под угрозу его существование».
По мнению автора, главной опасностью, «жалом
во плоти» для русской истории последних веков, была и остается целенаправленная
антирусская деятельность Запада. И физическая, и идейная.
На Западе возник совершенно новый тип
общества. Антихристианский под видом христианства. Это не был капитализм – так
как капитализм – «капитал, рынок, наемные рабочие и массовое производство на
экспорт – все это существовало и в Вавилоне, и в Риме, и в других обществах».
Это общество, основанное на идеологии «избранности» отдельных людей, групп,
даже наций. В кальвинизме это названо предопределением. В противоречии с Новым
заветом, его идеологи считали, что человеку, для спасения его Души, не нужны
добрые дела. Так как Бог заранее предопределил, кто будет спасен, а кто обречен
на гибель.
По своим корням эта идеология не
христианская, а иудейская, ветхозаветная. Именно евреи несут идею своей, якобы,
«особой богоизбранности» на протяжении всей истории. По мнению ученых, такое
мировосприятие сегодня активно присутствует в психологии политических элит США
и Западной Европы. И стремительно распространяется в правящих кругах РФ.
На Западе идея «богоизбранности» и предопределения
судеб каждого, не породила, однако, ни пассивности, ни лени. Напротив, западное
общество создало очень активную, деятельную, материально результативную
цивилизацию, поставившую себе цель победить природу и механизировать все сферы
человеческой деятельности. Жизнь в нем построена не на духовном, а на
рациональном начале. К внешнему миру культивируется не познавательное, а
агрессивное, волевое, завоевательное отношение.
Одна из самых антихристианских основ
западного мира – непроизводительная, спекулятивная деятельность, ростовщический
процент. «Отчаянная ярость Католической церкви была направлена именно против
ростовщичества… не только мирянин не допускался к причастию, если он замечался
в ростовщичестве, но и священник лишался сана».
К сожалению, сегодня ростовщичество,
банковский процент, лежат в основе не только экономики Запада, но России и
всего мира.
Православный мир, центром которого примерно с
ХVвека становится Россия, шел по другому пути развития. В основе нашей
экономики лежало свободное крестьянское хозяйство. Не было теории
предопределения, но действовал принцип, что каждый человек, греховный по своей
природе, может быть спасен за свои добрые дела. В сфере науки и техники Россия
не отрицала Запад полностью, но использовала некоторые его достижения, соединяя
их с собственными.
На Западе была разработана идея прогресса.
Суть ее в том, что человеческое общество развивается по одной линии и только
вперед. Все, что стоит на пути прогресса, должно, по этой теории, безжалостно
уничтожаться. Но в мире есть и другие теории развития – цикличность, то есть
движение по кругу, и развитие от рая (в прошлом) к упадку, регрессу, аду в
будущем.
Шафаревич коротко разбирает книгу русского
ученого 19 века Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа», который
первый в мире сформулировал идею о том, что человечество развивается не по
одной линии, а разными культурно — историческими типами. Запад он называл
германо — романским типом. Россию считал основой славянского типа развития.
Идеи Данилевского в ХХ веке активно развивали такие ученые как Тойнби и
Шпенглер.
Игорь Шафаревич справедливо пишет, что
марксизм и большевизм, пришедшие к власти в России в 1917 году, являются не
антизападными, а самыми радикальными, жестокими и кровавыми формами западной
антихристианской идеологии. Марксизм тоже видит общество как большую машину, в
которой «избранные» управляют «винтиками». Марксизм отрицает человеческую
личность и Бога. Марксизм стремится, завоевать и покорить природу. Марксизм
ненавидит крестьянство и любой частный свободный труд. По определению Бухарина,
коммунизм, это «трудовая кооперация людей, рассматриваемых как живые машины в
пространстве и времени».
То, что именно Запад был для советских
коммунистов идеалом и образцом для подражания, видно из факта, что на
протяжении многих десятилетий советской истории в СССР главным лозунгом было
«догнать и перегнать капитализм». В теории коммунисты объявили капитализм
загнивающим, отжившим обществом, но на практике именно ему они подражали и его
стремились догнать и перегнать. Лозунг догнать капитализм они употребляли чаще,
чем лозунг построить социализм.
Почему распался СССР? Ведь теория машины
выгодна только тем, кто надеется стать машинистом. Быть шестеренкой и винтиком
никому не выгодно.
Потому, что пока для коммунистов существовала
опасность – от белогвардейцев, от крестьян, от Церкви, они были согласны на
самоограничение. Управляя обществом, они отказывали себе лично в таком объеме
материальных благ, которые имели капиталисты на Западе. Все знают, что Сталин,
например, имел колоссальную власть, но не имел много личного богатства. Но
когда коммунисты в СССР решили, что развитой социализм ими построен и обратного
пути к монархической и национальной России больше нет, они потеряли стимул к
самоограничению. Захотели жить так, как живут богатые люди на Западе. И СССР,
как модель массового концлагря и огромной живой фабрики, распался.
Машинисты больше не хотели управлять этой
машиной. Они захотели жить так, как их учителя на Западе. Поэтому ГКЧП, который
имел в своих руках все рычаги власти в СССР, не сделал ничего для спасения
«коммунистического отечества». Решение о ликвидации СССР было принять
машинистами СССР.
В качестве антитезы западному обществу,
построенному по типу машины, Игорь Шафаревич рассматривает общество,
построенное на свободном труде мелких производителей (на земле и на
производстве), которые объединены в различные формы добровольной экономической
кооперации. Только свободный труд, личная собственность, необходимость
постоянно принимать самостоятельные решения могут создать общество свободных
людей. Элементы такого общества описаны в трудах русских академиков Чаянова и
Кондратьева, расстрелянных большевиками.
Идеология этого общества должна основываться
на русских православных ценностях, отрицать ростовщичество, эгалитарность и
материализм.
Вслед за немецким ученым Шпенглером и многими
другими, Шафаревич говорит о неизбежном крахе западной материалистической
цивилизации. Отмечает агрессивность исламского мира, который борется за
доминирование своего образа жизни не менее жестоко, чем европейский капитализм
несколькими веками раньше. И надеется, вместе со всеми нами, что именно Россия
может дать миру правильную альтернативу в будущем.
От себя добавлю, что на современном Западе
немало людей, которые или умом, или чувством понимают тупиковость развития
современного постхристианского общества. И ищут выход на пути возвращения к
корням, к истинной Вере и христианскому образу жизни. И они, в отличие от
правительств своих стран, являются нашими естественными историческими
союзниками.