Москва, 24 июля – Наша Держава. Президент русского
графологического общества Светлана Семенова выявила идентичность почерков
Императора Александра I и святого старца Феодора Томского, сообщает Newsru.com. По ее словам, исследовав
малозаметные признаки письма и психологические качества их авторов, она пришла
к выводу, что, с большой долей вероятности, это был один и тот же человек.
«Единственная разница ‒ в рукописи старца в 82 года он весь переместился в
духовный мир. То есть (в почерке появилась) аркообразность, круглость почерка
была направлена. Но доминанты есть, такие доминанты были во всех рукописях», ‒
подчеркнула графолог.
графологического общества Светлана Семенова выявила идентичность почерков
Императора Александра I и святого старца Феодора Томского, сообщает Newsru.com. По ее словам, исследовав
малозаметные признаки письма и психологические качества их авторов, она пришла
к выводу, что, с большой долей вероятности, это был один и тот же человек.
«Единственная разница ‒ в рукописи старца в 82 года он весь переместился в
духовный мир. То есть (в почерке появилась) аркообразность, круглость почерка
была направлена. Но доминанты есть, такие доминанты были во всех рукописях», ‒
подчеркнула графолог.
Профессор парижского института
восточных языков и цивилизаций, исследователь жизни Александра I доктор
исторических наук Андрей Рачинский рассказал журналистам, что на связь Императора
и старца указывает множество других косвенных признаков помимо схожести
почерков. Например, гравюра, изображающая томского старца, висела в кабинете Императора
Александра III наряду с портретами его коронованных предков, а томский купец
Семен Хромов, у которого святой жил в Томске, передал вещи Федора Кузьмича
главе Св. Синода Константину Победоносцеву.
восточных языков и цивилизаций, исследователь жизни Александра I доктор
исторических наук Андрей Рачинский рассказал журналистам, что на связь Императора
и старца указывает множество других косвенных признаков помимо схожести
почерков. Например, гравюра, изображающая томского старца, висела в кабинете Императора
Александра III наряду с портретами его коронованных предков, а томский купец
Семен Хромов, у которого святой жил в Томске, передал вещи Федора Кузьмича
главе Св. Синода Константину Победоносцеву.
Историк также отметил, что
Елизавета Алексеевна ‒ супруга Александра I ‒ не провожала усопшего после
смерти в Таганроге, а поехала в Петербург, но не доехала до столицы и умерла в
городе Белев. Он напомнил версию, согласно которой считается, что она
инсценировала смерть, как и Император, а затем жила в монастыре под именем Веры
Молчальницы. «То есть это косвенное доказательство того, что между супругами
был договор», ‒ заметил ученый.
Елизавета Алексеевна ‒ супруга Александра I ‒ не провожала усопшего после
смерти в Таганроге, а поехала в Петербург, но не доехала до столицы и умерла в
городе Белев. Он напомнил версию, согласно которой считается, что она
инсценировала смерть, как и Император, а затем жила в монастыре под именем Веры
Молчальницы. «То есть это косвенное доказательство того, что между супругами
был договор», ‒ заметил ученый.
Эти заявления ученых были сделаны
на первом международном форуме, посвященном личности Императора Александра I,
который проходит в Томске. Форум приурочен к 190-летию кончины Царя, 20-летию
обретения мощей святого старца Феодора Томского и затрагивает одну из самых
загадочных страниц русской истории: возможность тождества Императора и старца.
Инициатор форума ‒ томское отделение Российского географического общества
(РГО).
на первом международном форуме, посвященном личности Императора Александра I,
который проходит в Томске. Форум приурочен к 190-летию кончины Царя, 20-летию
обретения мощей святого старца Феодора Томского и затрагивает одну из самых
загадочных страниц русской истории: возможность тождества Императора и старца.
Инициатор форума ‒ томское отделение Российского географического общества
(РГО).
В перспективе томское отделение
РГО планирует создать межрегиональный туристический маршрут Екатеринбург ‒
Тюмень ‒ Красноярск ‒ Томск по местам странствий Федора Томского «10 000 дней
Царского Пути».
РГО планирует создать межрегиональный туристический маршрут Екатеринбург ‒
Тюмень ‒ Красноярск ‒ Томск по местам странствий Федора Томского «10 000 дней
Царского Пути».
Ранее, семь лет назад правящий
архиерей Томской епархии архиепископ Ростислав заявил, что епархия хоть и не
будет инициировать проведение идентификации останков святого старца Феодора
Кузьмича, однако одобряет эту идею. «Я не являюсь принципиальным противником
такого исследования, я даже за, и мы со своей стороны готовы были бы в этом
поучаствовать. Но ко мне никто с конкретным предложением не обращался», ‒
заявил тогда владыка.
архиерей Томской епархии архиепископ Ростислав заявил, что епархия хоть и не
будет инициировать проведение идентификации останков святого старца Феодора
Кузьмича, однако одобряет эту идею. «Я не являюсь принципиальным противником
такого исследования, я даже за, и мы со своей стороны готовы были бы в этом
поучаствовать. Но ко мне никто с конкретным предложением не обращался», ‒
заявил тогда владыка.
Как пояснил архиерей, для
идентификации останков потребуется вскрывать гробницу одного из российских Императоров
в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. «Необходимо вскрывать гробницу
Николая I, который являлся родным братом Александра I», ‒ считает архиерей, по
мнению которого только сопоставив останки Феодора Кузьмича и Николая I по ДНК,
можно было бы сделать какие-то выводы, поскольку голова святого старца утеряна,
и останки очень сложно сравнивать по внешним признакам. При этом архиепископ
отметил, что такие экспертизы требуют определенных средств, а у Томской
епархии, доход которой составляют пожертвования прихожан, «таких крупных
средств нет».
идентификации останков потребуется вскрывать гробницу одного из российских Императоров
в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. «Необходимо вскрывать гробницу
Николая I, который являлся родным братом Александра I», ‒ считает архиерей, по
мнению которого только сопоставив останки Феодора Кузьмича и Николая I по ДНК,
можно было бы сделать какие-то выводы, поскольку голова святого старца утеряна,
и останки очень сложно сравнивать по внешним признакам. При этом архиепископ
отметил, что такие экспертизы требуют определенных средств, а у Томской
епархии, доход которой составляют пожертвования прихожан, «таких крупных
средств нет».
«Вопрос тайны старца Феодора
очень интересный, хотя имеет больше исторический характер, но с точки зрения
духовной в любом случае его вторая половина жизни – это подвиг, позволивший
причислить его к лику святых», ‒ сказал архиепископ Ростислав.
очень интересный, хотя имеет больше исторический характер, но с точки зрения
духовной в любом случае его вторая половина жизни – это подвиг, позволивший
причислить его к лику святых», ‒ сказал архиепископ Ростислав.
Справка: 19 ноября
(старый стиль) 1825 года, немногим не дожив до 48 лет, в Таганроге
скоропостижно скончался Император Александр I. Известие о смерти Государя,
совершенно неожиданное для современников, а особенно загадочные обстоятельства,
сопровождавшие эту кончину, породили слухи о мистификации, устроенной самим
Императором, который таким необычным способом оставил трон.
(старый стиль) 1825 года, немногим не дожив до 48 лет, в Таганроге
скоропостижно скончался Император Александр I. Известие о смерти Государя,
совершенно неожиданное для современников, а особенно загадочные обстоятельства,
сопровождавшие эту кончину, породили слухи о мистификации, устроенной самим
Императором, который таким необычным способом оставил трон.
В 1830‒40-е годы появилось
предание, согласно которому Государь, всегда терзавшийся соучастием в заговоре
против отца ‒ Императора Павла I, инсценировал свою смерть вдалеке от столицы,
начав отшельническую жизнь под именем Федора Кузьмича, обосновавшегося после
долгих скитаний в Томске и прославившегося своей подвижнической жизнью.
предание, согласно которому Государь, всегда терзавшийся соучастием в заговоре
против отца ‒ Императора Павла I, инсценировал свою смерть вдалеке от столицы,
начав отшельническую жизнь под именем Федора Кузьмича, обосновавшегося после
долгих скитаний в Томске и прославившегося своей подвижнической жизнью.
Сомнения в официальной версии о
кончине Императора Александра I были обусловлены следующими
обстоятельствами: Во-первых, ее
скоротечность и неожиданность ‒ 47-летний Император выехал в Таганрог в полном
здравии, а оттуда пришла ошеломляющая весть о его смерти, причины которой не
вполне ясны. Во-вторых, по неизвестной причине в документах о кончине Царя была
допущена странная путаница, дававшая основания подозревать, что составлялись
эти документы задним числом. В-третьих, очевидцы были поражены реакцией
вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, которая увидев лежащим в гробу тело с
темным «как у мавра» лицом, воскликнула: «Это не мой сын!». Одни объясняли это
тем, что лицо Императора сильно изменилось из-за ошибки, допущенной при
бальзамировании тела, другие ‒ что в гроб был положен совершенно другой
человек, лицо которого специально были изменено до неузнаваемости…
В-четвертых, многие отмечали, что в последние месяцы жизни Император сильно
изменился и нередко заговаривал о том, что устав от беремени власти подумывает
оставить престол. Супруга Императора Николая I, Императрица Александра
Федоровна, за неделю до коронации 15 августа 1826 года оставила интересную
запись в своем дневнике: «Наверное, при виде народа я буду думать о том, как
покойный Император Александр, говоря нам однажды о своем отречении, прибавил:
“Как я буду радоваться, когда я увижу вас проезжающими мимо меня, и я в
толпе буду кричать вам “Ура!”, размахивая своей шапкой”».
кончине Императора Александра I были обусловлены следующими
обстоятельствами: Во-первых, ее
скоротечность и неожиданность ‒ 47-летний Император выехал в Таганрог в полном
здравии, а оттуда пришла ошеломляющая весть о его смерти, причины которой не
вполне ясны. Во-вторых, по неизвестной причине в документах о кончине Царя была
допущена странная путаница, дававшая основания подозревать, что составлялись
эти документы задним числом. В-третьих, очевидцы были поражены реакцией
вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, которая увидев лежащим в гробу тело с
темным «как у мавра» лицом, воскликнула: «Это не мой сын!». Одни объясняли это
тем, что лицо Императора сильно изменилось из-за ошибки, допущенной при
бальзамировании тела, другие ‒ что в гроб был положен совершенно другой
человек, лицо которого специально были изменено до неузнаваемости…
В-четвертых, многие отмечали, что в последние месяцы жизни Император сильно
изменился и нередко заговаривал о том, что устав от беремени власти подумывает
оставить престол. Супруга Императора Николая I, Императрица Александра
Федоровна, за неделю до коронации 15 августа 1826 года оставила интересную
запись в своем дневнике: «Наверное, при виде народа я буду думать о том, как
покойный Император Александр, говоря нам однажды о своем отречении, прибавил:
“Как я буду радоваться, когда я увижу вас проезжающими мимо меня, и я в
толпе буду кричать вам “Ура!”, размахивая своей шапкой”».
Как отмечает в связи с этим
известный петербургский историк Евгений Анисимов, «оппоненты на это возражают:
виданное ли дело ‒ отказаться от такой власти? Да и все эти разговоры
Александра ‒ лишь привычная для него поза, жеманство. И вообще, зачем царю
понадобилось уходить в народ, который ему так не нравился. Разве не было иных
способов прожить без трона ‒ вспомним шведскую королеву Кристину, оставившую
престол и уехавшую наслаждаться жизнью в Италию. Или можно было поселиться в
Крыму и построить дворец. Да можно было уйти в монастырь, наконец. Но тогда в
первом случае вряд ли удалось бы выскочить из мышьей беготни светской жизни, а
во втором толпы зевак возле кельи шагу не дали бы ступить бывшему Царю… И
потом… как же со спасением через покаяние, страдание, крестный путь, которым
когда-то прошел Христос? А между тем от одной святыни к другой брели с посохами
и котомками по России богомольцы. Их много раз в своих поездках по стране видел
Александр. Это были не бродяги, а люди, исполненные веры и любви к ближнему,
вечные очарованные странники Руси. Их непрерывное движение по бесконечной
дороге, их видная по глазам и не требующая доказательств вера могла подсказать
выход усталому Государю…»
известный петербургский историк Евгений Анисимов, «оппоненты на это возражают:
виданное ли дело ‒ отказаться от такой власти? Да и все эти разговоры
Александра ‒ лишь привычная для него поза, жеманство. И вообще, зачем царю
понадобилось уходить в народ, который ему так не нравился. Разве не было иных
способов прожить без трона ‒ вспомним шведскую королеву Кристину, оставившую
престол и уехавшую наслаждаться жизнью в Италию. Или можно было поселиться в
Крыму и построить дворец. Да можно было уйти в монастырь, наконец. Но тогда в
первом случае вряд ли удалось бы выскочить из мышьей беготни светской жизни, а
во втором толпы зевак возле кельи шагу не дали бы ступить бывшему Царю… И
потом… как же со спасением через покаяние, страдание, крестный путь, которым
когда-то прошел Христос? А между тем от одной святыни к другой брели с посохами
и котомками по России богомольцы. Их много раз в своих поездках по стране видел
Александр. Это были не бродяги, а люди, исполненные веры и любви к ближнему,
вечные очарованные странники Руси. Их непрерывное движение по бесконечной
дороге, их видная по глазам и не требующая доказательств вера могла подсказать
выход усталому Государю…»
Первое известие о Федоре Кузьмиче
относится в 1836 году, когда он был задержан властями как бродяга и показал на
суде, что является шестидесятилетним Федором Козьмичем Козьминым, но
происхождения своего назвать не смог, также заявив о своей неграмотности (что
потом оказалось не соответствующим действительности). Получив 20 ударов кнутом
за бродяжничество, старец был сослан в Сибирь. Высланный в Томскую губернию,
старец обосновался здесь в келье-избушке в станице Белоярской.
относится в 1836 году, когда он был задержан властями как бродяга и показал на
суде, что является шестидесятилетним Федором Козьмичем Козьминым, но
происхождения своего назвать не смог, также заявив о своей неграмотности (что
потом оказалось не соответствующим действительности). Получив 20 ударов кнутом
за бродяжничество, старец был сослан в Сибирь. Высланный в Томскую губернию,
старец обосновался здесь в келье-избушке в станице Белоярской.
Федор Кузьмич странствовал по
окрестным деревням, обучал детей грамоте, Священному Писанию и русской истории,
за что в качестве платы принимал только пищу, отказываясь от денег. Праведная
жизнь его вскоре расположила к нему местное население, которое стало почитать
его и обращаться к нему за советами по самым разным вопросам. Затем появились
свидетельства и о чудесах, творимых старцем ‒ исцеление больного, предсказание
счастливого брака, разоблачение каторжника.
окрестным деревням, обучал детей грамоте, Священному Писанию и русской истории,
за что в качестве платы принимал только пищу, отказываясь от денег. Праведная
жизнь его вскоре расположила к нему местное население, которое стало почитать
его и обращаться к нему за советами по самым разным вопросам. Затем появились
свидетельства и о чудесах, творимых старцем ‒ исцеление больного, предсказание
счастливого брака, разоблачение каторжника.
При этом многое в
старце-отшельнике выдавало его непростое происхождение, что и породило мнение,
что под его именем скрывается ушедший от мира Государь. Легенду эту усиливали
отдельные свидетельства ‒ так, казак Березин, ранее служивший в столице и
местный священник Иоанн Александровский, сосланный в Сибирь из Петербурга,
якобы узнали в старце Императора Александра. Приводили и высказывание самого
Федора Кузьмича, который как-то обмолвился: «…Стоит мне только гаркнуть слово
в Петербурге, то весь Красноярск содрогнется от того, что будет».
старце-отшельнике выдавало его непростое происхождение, что и породило мнение,
что под его именем скрывается ушедший от мира Государь. Легенду эту усиливали
отдельные свидетельства ‒ так, казак Березин, ранее служивший в столице и
местный священник Иоанн Александровский, сосланный в Сибирь из Петербурга,
якобы узнали в старце Императора Александра. Приводили и высказывание самого
Федора Кузьмича, который как-то обмолвился: «…Стоит мне только гаркнуть слово
в Петербурге, то весь Красноярск содрогнется от того, что будет».
Пристальное внимание к личности
старца заставило его покинуть насиженное место и перебраться в село Зерцалы, где
он поселился в бедной крестьянской семье, устроившей ему небольшую келью, в
которой он прожил 10 лет. А в 1849 году Федор Кузьмич переселился в село
Краснореченское. Как вспоминали местные жители, здесь старца посетил Иркутский
епископ Афанасий (Соколов), разговор с которым шел на французском языке. А в
1850-е годы в гостях у старца был Лев Толстой, беседовавший с ним целый день.
Также есть отдельные упоминания о том, что Федор Кузьмич вел переписку с
Императором Николаем I, которая, якобы, велась с помощью специального шифра.
Так ли это было на самом деле, сказать трудно, но известно, что получив
известие о кончине Государя, старец заказал отслужить панихиду, на которой
долго молился со слезами на глазах.
старца заставило его покинуть насиженное место и перебраться в село Зерцалы, где
он поселился в бедной крестьянской семье, устроившей ему небольшую келью, в
которой он прожил 10 лет. А в 1849 году Федор Кузьмич переселился в село
Краснореченское. Как вспоминали местные жители, здесь старца посетил Иркутский
епископ Афанасий (Соколов), разговор с которым шел на французском языке. А в
1850-е годы в гостях у старца был Лев Толстой, беседовавший с ним целый день.
Также есть отдельные упоминания о том, что Федор Кузьмич вел переписку с
Императором Николаем I, которая, якобы, велась с помощью специального шифра.
Так ли это было на самом деле, сказать трудно, но известно, что получив
известие о кончине Государя, старец заказал отслужить панихиду, на которой
долго молился со слезами на глазах.
Однако сам Федор Кузьмич никогда
не отождествлял себя с Императором Александром. Но при этом о своей жизни
рассказывал очень загадочно, намеками и иносказательно. Говорили, что на
вопросы о своем прошлом, старец отвечал так: «Я сейчас свободен, независим,
покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть
о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего
терять, кроме того, что всегда останется при мне ‒ кроме слова Бога моего и
любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе
духа».
не отождествлял себя с Императором Александром. Но при этом о своей жизни
рассказывал очень загадочно, намеками и иносказательно. Говорили, что на
вопросы о своем прошлом, старец отвечал так: «Я сейчас свободен, независим,
покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть
о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего
терять, кроме того, что всегда останется при мне ‒ кроме слова Бога моего и
любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе
духа».
В 1858 году Федор Кузьмич
переселился на загородную заимку, принадлежащую купцу Семену Хромову, временами
проживая в городском доме своего покровителя и почитателя. Регулярно посещая
церковные службы, старец никогда прилюдно не приступал к таинствам, что
породило слухи о его сектантстве. Но, как выяснилось позже, Федор Кузьмич
исповедовался и причащался у своего духовника ‒ священника кладбищенской церкви
Петра Попова, а также бывал на исповеди у будущего томского епископа Парфения
(Попова) и томских иеромонахов Рафаила и Германа. Однако узнать у них что-либо
так и не удалось ‒ все они отказались разглашать тайну исповеди.
переселился на загородную заимку, принадлежащую купцу Семену Хромову, временами
проживая в городском доме своего покровителя и почитателя. Регулярно посещая
церковные службы, старец никогда прилюдно не приступал к таинствам, что
породило слухи о его сектантстве. Но, как выяснилось позже, Федор Кузьмич
исповедовался и причащался у своего духовника ‒ священника кладбищенской церкви
Петра Попова, а также бывал на исповеди у будущего томского епископа Парфения
(Попова) и томских иеромонахов Рафаила и Германа. Однако узнать у них что-либо
так и не удалось ‒ все они отказались разглашать тайну исповеди.
Что же, помимо сказанного,
заставляло людей, сталкивавшихся со старцем, верить в его царское
происхождение? Очевидно, что Федор Кузьмич не был простолюдином, а происходил
из высшего общества, что выдавали его величественная наружность, приятное
обхождение и манеры, большие познания и отдельные высказывания на темы,
осведомленным в которых мог быть только человек, принадлежавший к петербургскому
обществу. Многие отмечали внешнее сходство старца и Государя, а особое
почитание Федором Кузьмичом святого князя Александра Невского ‒ небесного
покровителя Царя Александра ‒ только усиливало эти подозрения. К тому же, по
преданию, Федор Кузьмич вместо того, чтобы назвать своего небесного покровителя
отвечал словами «Это Бог знает», а на расспросы о родителях не менее загадочно
сообщал: «Святая Церковь за них молится».
заставляло людей, сталкивавшихся со старцем, верить в его царское
происхождение? Очевидно, что Федор Кузьмич не был простолюдином, а происходил
из высшего общества, что выдавали его величественная наружность, приятное
обхождение и манеры, большие познания и отдельные высказывания на темы,
осведомленным в которых мог быть только человек, принадлежавший к петербургскому
обществу. Многие отмечали внешнее сходство старца и Государя, а особое
почитание Федором Кузьмичом святого князя Александра Невского ‒ небесного
покровителя Царя Александра ‒ только усиливало эти подозрения. К тому же, по
преданию, Федор Кузьмич вместо того, чтобы назвать своего небесного покровителя
отвечал словами «Это Бог знает», а на расспросы о родителях не менее загадочно
сообщал: «Святая Церковь за них молится».
Скончался Федор Кузьмич 20 января
1864 года, 80-ти лет от роду и был похоронен в ограде Богородице-Алексеевского
мужского монастыря. После его смерти остались короткие шифрованные записки,
получившие название «тайна Федора Кузьмича», однозначно расшифровать которые
так и не удалось. Между тем известно, что в 1873 году могилу старца посетил
Великий князь Алексей Александрович, а в 1891 году ‒ цесаревич Николай (будущий
Император Николай II), пожелавший построить на месте кельи старца каменную
церковь. Сообщается и о встрече со старцем Императора Александра II в бытность
его наследником престола. Император Александр III, если верить рассказам,
публиковавшимся в среде русской эмиграции, еще бытность наследником
«чрезвычайно интересовался тайной Федора Кузьмича». По словам же Великой княжны
Ольги Александровны (дочери Императора Александра III и сестры Царя Николая
II), сама она не сомневалась в том, что Александр I и Феодор Кузьмич ‒ одно и
то же лицо, а ее сын ‒ Тихон Николаевич
Куликовский-Романов ‒ утверждал со слов матери, что так думал и его дед ‒ Государь Александр III.
1864 года, 80-ти лет от роду и был похоронен в ограде Богородице-Алексеевского
мужского монастыря. После его смерти остались короткие шифрованные записки,
получившие название «тайна Федора Кузьмича», однозначно расшифровать которые
так и не удалось. Между тем известно, что в 1873 году могилу старца посетил
Великий князь Алексей Александрович, а в 1891 году ‒ цесаревич Николай (будущий
Император Николай II), пожелавший построить на месте кельи старца каменную
церковь. Сообщается и о встрече со старцем Императора Александра II в бытность
его наследником престола. Император Александр III, если верить рассказам,
публиковавшимся в среде русской эмиграции, еще бытность наследником
«чрезвычайно интересовался тайной Федора Кузьмича». По словам же Великой княжны
Ольги Александровны (дочери Императора Александра III и сестры Царя Николая
II), сама она не сомневалась в том, что Александр I и Феодор Кузьмич ‒ одно и
то же лицо, а ее сын ‒ Тихон Николаевич
Куликовский-Романов ‒ утверждал со слов матери, что так думал и его дед ‒ Государь Александр III.
Однако споры о том, являются ли император и старец одним и тем же лицом,
продолжаются. Как справедливо заметил биограф Императора Александра I историк
Н.К.Шильдер, «весь спор только потому и возможен, что одни непременно желают,
чтобы Александр I и Федор Кузьмич были одно и то же лицо, а другие решительно
этого не хотят. Между тем никаких определенных данных для решения этого вопроса
в ту или другую сторону нет».