Москва, 14 ноября – Наша Держава (Игорь Светлов). Только госмонополия на продажу алкогольных напитков решит проблемы с контрафактной продукцией, а также с употреблением спиртного несовершеннолетними, считает заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров.
«Решать ситуацию нужно кардинально, путем введения госмонополий на алкоголь, как это сделано, к примеру, в той же Норвегии», — передает слова члена совфеда РИА «Новости».
Шатиров отметил, что если все точки продажи алкогольных напитков в России будут государственными, это упростит контроль за продажей спиртных напитков только совершеннолетним в строго отведенные часы, установленные в каждом конкретном регионе, а также решит проблему оборота на рынке контрафактной продукции.«Плюс огромная прибыль пойдет в государственную казну, так что это абсолютно разумное решение. Другое дело, что понятно — алкогольное лобби будет против этой идеи», — заявил Шатиров.
Что касается мер, которые, согласно сообщениям СМИ, могут появиться в новом антиалкогольном законе — в частности, запрет на демонстрацию сцен застолья в кино, а также наказание родителей за пьющих подростков, то член совфеда считает эти предложения «полумерами, которые не сработают».
«Искать по домам у телевизоров пьющих родителей и выпивающих с ними подростков — это несерьезно», — убежден он.
Кроме того, напомнил член совфеда, и сейчас действует достаточно жестко антиалкогольное законодательство, однако, далеко не во всем оно выполняется, в частности, запрет на распитие спиртных напитков в 100 метрах от детских и социальных учреждениях.
В 2012 году в Госдуму уже вносился аконопроект «О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта», где содержались предложения ввести госмонополию также и на розничную продажу алкоголя.
Против подобного предложения в 2006 году и 2009 году выступил Владимир Путин.
В России государственная монополия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в различных видах вводилась несколько раз: с 1474-го по 1533-й, с 1652-го по 1681-й, с 1696-го по 1716 год, а также с 1896-го по 1913 год (при этом в 1913 году общая выручка от винной монополии составляла 26% доходов бюджета России) и с 1924-го по 1992 год.
При этом к 1985 году продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием, или одну шестую часть всего товарооборота советской торговли.
Как следует из данных открытых источников, рост потребления алкоголя наблюдался и в СССР, и после его распада.
Государственная монополия в различных формах существует также в зарубежных странах, структура потребления алкогольной продукции в которых схожа с российской. Это, прежде всего, Финляндия, Швеция, Норвегия, большинство штатов Канады, некоторые штаты США.