Москва, 24 марта — Наша Держава. Книги
о девочках — гимназистках делятся на два разряда: «Царская гимназия —
это кошмар и суррогат образования», и «царская гимназия — это прелесть и
единственное настоящее образование». Истина посредине? Да, посредине — уверена Вера Новицкая, автор целой серии книг о женской гимназии рубежа XIX — XX веков.
Четыре повести этого автора — об одной девочке, Марусе Старобельской. Мусе, как её называют дома.
«Хорошо жить на свете» — Муся рассказывает о своей жизни до поступления в гимназию.
«Веселые будни» — первый год обучения Муси в гимназии.
«Безмятежные годы» — предпоследний класс гимназии.
«Первые грезы» — лето и выпускной класс гимназии.
Есть
в этих книжках «для девочек» и ожидаемая сентиментальность, «дуси —
муси — пуси», но есть и множество интересных, забытых деталей. Что за
сувенир — «клякспапир»? А это — промокашка, перевязанная цветной
ленточкой. А что за клятва — «Ел боб»? Это — слегка видоизменённое «Ей
богу» — ведь нельзя же поминать имя Божие всуе!
Жизнерадостная
Муся во всём старается увидеть что-то хорошее: первые её впечатления от
школы — «Класс весёленький, попинька премиленький», а смешнее всего —
занятия старшеклассниц по гигиене. Они «проходят» спасение утопающих —
отрабатывают искусственное дыхание на своих же подружках.
А как это — играть на пианино «по-христиански»? А это — когда «левая рука не ведает, что творит правая»!
Но
очень скоро читатель замечает: эти первоклассницы гораздо старше
сегодняшних. И дело не только в том, что в гимназию принимали с девяти.
На праздники Мусе дарят уже не игрушки — книги, не очень даже и детские.
Поощрение за хорошие оценки — поход в Русский музей или в Мариинский
театр (девчушка уверена, что лучшая на свете опера — «Демон»!). Более
того: благополучный ребёнок из благополучной, любящей семьи обязана
иметь свой бюджет — и грамотно им распоряжаться. За отличные оценки ей
ПЛАТЯТ, что очень скоро будет признано абсолютно педагогически
недопустимым.
Муся может маленько сжульничать: за одну оценку получить два гривенника — один от мамы, другой от папы.
И всё — в копилку. Как же она распорядится своей уже пятирублёвой казной?
Предложит
одноклассницам скинуться — и помочь учительнице, у которой умерла
сестра. Осиротели двое маленьких племянников — а на учительское
жалование она теперь им и игрушек не купит.
Мусина мама поддерживает
эту затею и морально, и материально, но объясняет, что маленьким
сиротам нужны прежде всего еда и одежда.
А
хотите порадовать игрушками — подарите свои. Вы ведь уже большие.
Главное — доставить деньги и посылки надо анонимно. Учителям не то,
чтобы запрещено получать подарки от учеников, но — очень неудобно.
И
совершенно безошибочно Муся чувствует грань между допустимым озорством —
и подлостью, абсолютно недопустимой. Спрятаться от учителя под парту,
чтобы не вызвали — это можно. Сорвать урок, притащив целую жестянку
тараканов — можно.
Но если никакие ухищрения не помогли избежать заслуженной «двойки»…
Подпись родителей под «двойкой» должна появиться вовремя. Прятать от них дневник — трусость.
А уж подделать подпись — низость такая, что виновную в таком криминале исключили из гимназии — и никто не пожалел.
Но
значит — оценки ставили отнюдь не за красивые глаза? Да, программа
здесь совсем не шуточная: с первого класса два иностранных языка, не
считая славянского, музыка (не хор, в котором можно и просто постоять, а
уроки игры на пианино), рисование, рукоделие, и всё это — наряду с
математикой географией, историей и словесностью.
И за качество
знаний учителя отвечали перед учебным округом. Вплоть до того, что
четвертные и годовые контрольные проверялись лично инспектором гимназий.
К
покорению вершин науки девочек, очевидно, не готовили, но для «честной
трудовой жизни» полученных знаний и умений хватало. Здесь учили не «для
галочки». Тяжело? Да, но… умственная нагрузка настолько вошла в
привычку, что за каникулы Муся успевает по ней соскучиться! При том, что
и нелюбимые предметы, и нелюбимые учителя, конечно, есть. Но
десятилетний человечек уже понимает, что «всё хорошо» просто не бывает.
Главное — от всех гимназических неприятностей отдохнёшь душой дома.
Светлая повесть о гимназии, увиденной глазами светлого человека.
***
Сегодня
мы снова и снова пытаемся сделать школу хоть немного более эффективной.
Вглядываемся в прошлое: может, вернуть раздельное обучение? Ведь во
всём мире элитные школы — раздельные, ведь в них успеваемость выше… А
если не просто раздельные, а ещё и интернаты — пансионы?
Разумеется,
в прошлом опыте что — то ценное есть, но так ли важна успеваемость сама
по себе? Разве не ценнее жизненный опыт, семья? Самостоятельность,
которая в пансионе едва ли возможна вообще?
Были
в России и такие учебные заведения, где половина учеников жила прямо в
стенах школы (пансионеры), а другая половина — дома, в семье
(приходящие). Разница бросалась в глаза!