Москва 30 мая — Наша Держава (Андрей Савельев). 31 мая 1223 года, произошла битва на реке Калка, предопределившая многое в русской истории. Державная идея России выстрадана в русской истории, не раз подтверждавшей, что разрозненность для русского народа подобна смерти, а единство русского народа — гарантия его свободы и по сей день. Пока нет этого единства, пока каждый смотрит вкривь и вкось, уклоняясь от исторического опыта России, мы будем в зависимости от инородных сил и изменников, ставящих свои эгоистические интересы выше национальных.
Причина усобиц на Руси в XII–XIII веках — отсутствие идеи единодержавия.
В 1222 году Русь столкнулась с неведомой силой, подступившей к ней вплотную. Спаянное железной дисциплиной и огромным военным опытом монгольское войско объявилось в половецких степях. Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям, которые встретили известие о вторжении высокомерно: они были уверены в своих силах, поскольку совокупно обладали кратно большим войском и немалым опытом войн — прежде всего междоусобных. Мстислав Киевский объявил: «Не махать татарской сабле по эту сторону Яика и Понтийского моря и реки Дуная». Решено было встретить врага на половецкой земле — подальше от Руси. Из дружин удельных князей Русь собрала огромное войско.
Надменность, воспитанная в междоусобицах, побудила князей не только не отреагировать на предложение монгол о мире, но и убить их послов. Верить монгольским послам не было причин: монголы уже были в союзе с половцами против аланов, а после разгрома аланов напали на своих союзников. Но убивать послов было актом крайней самонадеянности. Монголы справедливо напомнили: «Над всеми нами Бог». И действительно, Бог оказался на их стороне, преподав Руси страшный урок.
Монголы не были непобедимы. Объединённое русское войско легко расправлялось с их передовыми отрядами — и близ острова Хортица, и у Калки — в первый день столкновения. Эти малые победы окончательно смутили ум русских князей: им уже грезилась лёгкая победа. Действительно, численность монгольского войска оценивалась никак не более 20 тыс. человек, а численность русского, по самым скромным оценкам, — не менее 30 тыс., не считая войска половцев.
История военного искусства знает, что основные потери армии древности несли, когда утрачивали единство строя. Это прослеживается в любой битве, которая заканчивалась катастрофой одной из сторон. В битве при Калке русское войско единого строя и единого руководства даже не пыталось создать. Каждый из князей вёл свои полки отдельно. Возможно, даже в расчёте, что другие князья потерпят поражение, а победа достанется тому, кто правильно рассчитает именно свой манёвр. Дружина Даниила Романовича Галицкого вышла вперёд, рассчитывая справиться с монголами своими силами, дружина Мстислава Мстиславича Удалого сдвинулась вправо, предоставляя другим принять удар монгольского войска, Мстислав Святославич Черниговский посчитал важным контролировать переправу, а Мстислав Романович Старый (Киевский) и вовсе утвердился за переправой за частоколом — вероятно, рассчитывая уже после того, как обе стороны изнемогут в битве, решить всё дело в свою пользу.
Ход битвы нам известен довольно смутно и противоречиво, но ужасное поражение Руси безспорно. Причинами разгрома было как военное искусство монголов, организовавших ложное отступление, чем был нарушен строй бросившейся вперёд дружины Даниила Романовича, так и нестойкость половцев хана Котяна, обратившихся в бегство и смешавших черниговские полки. Страшной резне способствовало и предательство своих: первые воины, при бегстве севшие в ладьи, оттолкнули другие ладьи от берега, опасаясь погони. В результате на берегу монголы изрубили русских дружинников, не имевших пути к отступлению и возможности выстроить боевой порядок.
По сути дела, русское войско, решившее перейти Калку, так и не успело построиться. Если Мстислав Удалой, разбив у переправы отряд монгол, рассудил остановиться, то половцы и дружина Даниила Романовича устремились в погоню без всякого порядка. Столь же стремительное бегство не позволило создать строй для отражения атаки ни Мстиславу Удалому, ни ещё находившемуся на переправе Мстиславу Святославичу.
Предательство решило судьбу и предусмотрительного киевского князя, который успешно оборонял свой частокол, не заботясь судьбой остального войска. После трёх дней безуспешного штурма монголы послали на переговоры атамана бродников Плоскыню. По летописи, предатель «целовал крест честной Мстиславу и обоим князьям, что их не убьют, но отпустят за выкуп, и сбрехал окаянный: передав их, связав, татарам; а город взяли и людей посекли и тут костьми пали; а князей они задавили, положив под доски, а сами сверху сели обедать, и так жизнь их окончилась».
Печальна была участь и других князей. Домой вернулась лишь десятая часть русских дружинников, из 18 князей, участвовавших в битве, — лишь половина.
Ну а монголы, исчерпав наступательный порыв, отказались идти на Киев и повернули на Волгу, где были наголову разбиты волжскими булгарами. Тем самым был на долгие годы отложен поход татаро-монголов на Русь.
Положение Руси под угрозой нашествия было таково: в русских городах — борьба «партий», между княжествами — жестокие войны. При этом Русь едина в вере, говорит на одном языке, живёт по единым обычаям и в единой культуре. Русь пыталась сплотиться перед внешней угрозой. Но на Калке произошла трагедия — полный разгром русского войска. Урок Калки продолжился жесточайшим нашествием, подчинившим Русь Орде. Пусть «иго» не было тем, чем потом стало в идеологизированных сочинениях историков, но Русь оставалась раздробленной и зависимой до тех пор, пока идея единодержавия не воплотилась в царстве, которое сломило и полностью поглотило Орду.
Урок Калки прежде всего в том, что общность веры, культуры, языка, исторической памяти должна находиться на первом месте в мировоззрении правителей, государственных людей, простого народа. Местный патриотизм может быть только вторичным, допустимым в рамках неоспоримой ценности русского единства. И уж последним по значению для судеб государства является вопрос о первенстве той или иной «партии», добивающейся власти в отдельной земле (княжестве, регионе).
Всё это означает необходимость избавления от любого федерализма, от любой «партийности» в государственных делах. Главы земель не могут быть самодеятельными правителями, а их население не может по своей воле решать, кто будет ими править и каковы будут отношения со столицей. Вся система власти должна быть пронизана принципом единодержавия, подкреплённым «снизу» волей народа — его представительными соборами (советами земель) и высшей учредительной властью Земского Собора, составленного из «разумных от народа», в согласии с которыми должен действовать правитель Руси.
Битва на Калке — один из впечатляющих исторических примеров, который стоит помнить. В нём не только указание на азбучные истины военного искусства, но и напоминание о том, как должно строиться государство, каковы в нём должны быть отношения между людьми, отвечающими за судьбу Отечества.