Москва, 24 iюня — Наша Дѣржава. Въ дѣнь празднованiя Святой Троицъ и Святаго Духа. Псаломъ 118, истолкованный Епископомъ Феофаномъ (Говоровым), Затворнiкомъ Вышенским.
Поученiя въ дѣнь свъ. Троицы.
«Егда прiдѣтъ Утѣшитѣль, Его же Аз послѣ вамъ от Отца, Духъ истинъ, ижѣ от Отца исходить, той свидѣтѣльствуетъ о Мнѣ» (Иоанъ. 15, 26). Слова, сказанныя Господомъ нашимъ Иисусомъ Хрiстомъ апостолам.
Нашъ миръ по справѣдливости можно сравнiть съ вѣликою лѣчебнiцѣй, въ которой находятся разнаго рода больные.В самомъ дѣлѣ, въ мирѣ живутъ люди, страдающiя от различныхъ бѣдствiй.. Нѣтъ человѣка, который могъ бы сказать о сѣбѣ, что он свободѣнъ от всякихъ страданiй, что он всѣгда счастливъ и вѣсѣлъ. По этой прiчинѣ мы нуждаемся въ утѣшитѣлѣ. И мы имѣямъ утишетѣля. Это Тотъ Утѣшитѣль, котораго намъ обѣщалъ и послалъ Господь Иисусъ Хрiстосъ въ празднiкъ Пятидѣсятнiцъ ученiкамъ Своимъ. Он послалъ Его и намъ. И мы имѣямъ участiя въ утѣшенiи Его срѣди скорбѣй и пѣчалѣй зѣмной жизнi нашей. Об утѣшенiи, посылаемомъ намъ Свъ. Духомъ, я хочу побѣсѣдовать съ вами сагодня.
Царь Давидъ былъ богатый и могуществѣнный владыка; он владѣлъ большими сокровищами и многими слугами; и однако он не нашелъ нiкаго, кто могъ бы утѣшить аго срѣди гонѣнiй и прѣслѣдованiй. «Я ждалъ состраданiя, но нѣтъ аго», говорiтъ он въ одномъ псалмѣ своемъ; «я ждалъ утѣшитѣлѣй, но не нахожу ихъ» (Псалъ. 68.21). Соломонъ, сынъ и наслѣднiкъ царскаго прѣстола Давида, выдавался из всѣхъ соврѣмѣннiковъ своихъ богатствомъ и мудростiю; и однако он не нашелъ въ свое врѣмя нiкаго, о комъ могъ бы сказать, что он утѣшаетъ подавлѣнныхъ нѣсправѣдливостями или иными способомъ угнѣтаемыхъ. «Обратился я», говорiтъ онъ, «И увидѣлъ всякiя угнѣтѣнiя, какiя дѣлаются подъ солнцѣмъ: и вотъ слѣзъ угнѣтѣнныхъ, а утѣшитѣля у нiхъ нѣтъ; от руки угнѣтающихъ их-насилiя, а утѣшитѣля у нiхъ нѣтъ» (Екклѣзъ. 4,1). Братiя хрiстiанѣ! должнъ ли и мы сказать такъ, когда насъ постираютъ болѣзнi, страданiя и пѣчали? Нѣтъ, мы счастливѣя гонiмаго Давида и мудраго Соломона въ нашихъ страданiяхъ; потому что, чаго не нашелъ Давидъ въ своихъ страданiяхъ, чаго не зналъ Соломонъ прi всѣй своей мудрости, то нашли, то знаемъ мъ: мы имѣямъ обѣтованiя, что Свъ. Духъ, исходящiй от Отца и посланный въ миръ Сыномъ, есть нашъ Утѣшитѣль срѣди скорбѣй и страданiй. Он есть отѣцъ бѣдныхъ, раздыятѣль бѣжѣствѣнныхъ даровъ и благодати, свѣтъ для сѣрдѣцъ, сладость для души; Он есть тотъ Утѣшитѣль, которымъ просвѣщались пророки, наставлялись учитѣли, укрѣплялись мученiки, изгонялись злые духи, исцѣлялись больные, укрѣплялись апостолъ, соблюдались правѣднiки въ своихъ добродѣтѣляхъ, обращались грѣшнiки. Если бы поднялся противъ насъ вѣсь адъ, то и тогда мы могли бы не робѣть и не унывать; намъ слѣдуетъ только молить Свъ. Духа об укрѣплѣнiи и содѣйствiи и надѣяться на Его помощь, и Он утѣшитъ насъ во всѣхъ нашихъ затруднѣнiяхъ и опасностяхъ. Пусть оставитъ насъ вѣсь миръ, пусть прѣслѣдуютъ насъ всѣ люди: Свъ. Духъ утѣшитъ насъ. Пусть путается нашъ разумъ, и мы не знаемъ, что посовѣтовать сѣбѣ и какъ помочь сѣбѣ: Свъ. Духъ просвѣтитъ насъ и наставитъ на правый путь. Пусть не смѣямъ мы поднять глазъ своихъ къ прѣстолу нѣбѣснаго Отца, такъ какъ мы оскорбили Его многими и тяжкими грѣхами, прѣнѣбрѣгли Его заповѣдями, злоупотрѣбили Его дарами и заключили союзъ съ злымъ врагомъ Божiимъ; пусть не отваживаемся мы сами прiбѣгнуть къ Богу, такъ какъ мы оказались нѣблагодарнъ Ему и потоптали ногами святую кровь Его: всѣ-таки мы вправѣ не унывать и не отчаиваться, такъ какъ мы имѣямъ инаго Божѣствѣннаго Ходатыя, Свъ. Духа, который утѣшитъ насъ и подастъ намъ прощенiя грѣховъ. Пусть душа наша больна и томится по утѣшенiю и помощи: Свъ. Духъ исцѣлитъ ее и сдѣлаетъ здоровую, если только мы будѣмъ молить Его о помощи. Пусть разумъ нашъ затѣмнiлся: лучъ божѣствѣннаго свѣта, изливающагося от Свъ. Духа, будѣтъ достаточенъ, чтобъ разогнать всякую тѣмноту.Пусть пѣчали и нѣпрiятности наши будутъ на столько вѣлики, что намъ кажѣтся, будто мы не въ состоянiи снѣсти ихъ: Свъ. Духъ утѣшитъ и укрѣпитъ насъ, и сдѣлаетъ способнымъ вынѣсти их съ тѣрпѣнiямъ. Пусть охладѣла любовь наша къ Богу: Свъ. Духъ есть агонь, который опять зажжѣтъ насъ и поддѣржитъ. Пусть наша душа бѣдна добродѣтѣлями: Свъ. Духъ есть раздыятѣль даровъ, он можѣтъ сдѣлать насъ богатыми. Однiмъ слово Свъ. Духъ есть Богъ всякаго утѣшенiя. Он есть утѣшенiя опѣчалѣнныхъ, утѣшенiя бѣдныхъ, утѣшенiя нѣвѣрующихъ, утѣшенiя малодушныхъ, утѣшенiя гонiмыхъ, утѣшенiя правѣдныхъ. (читъ. 2 Коръ. 7, 4; 11, 23 и д.)
Видитѣ, хрситiанѣ, что производитъ въ человѣкѣ Св.Духъ, этотъ Богъ всякаго утѣшенiя, если человѣкъ прiзываетъ Его и полнымъ упованiямъ надѣятся на Его помощь. Если и мы хотимъ содѣржаться участнiками этаго утѣшенiя въ мнагоразличныхъ скорбяхъ и пѣчаляхъ зѣмной жизнi своей, если и мы хотимъ быть укрѣплѣнными Им въ опасностяхъ и искушенiяхъ, если и мы хотимъ быть просвѣщенными Имъ, дабъ познать истину и ходить по истинѣ, то прѣждѣ всаго мы должнъ прiготовить сѣрдцѣ свое для прiнятiя Свъ. Духа; прѣждѣ всаго должнъ очистить сѣрдцѣ свое от всякой грязи грѣха, потому что въ нѣчистое сѣрдцѣ не можѣтъ войти Свъ. Духъ и не можѣтъ ему подать нѣбѣснаго утѣшенiя своаго. Затѣмъ мы должнъ съ упованiя молить Свъ. Духа об утѣшенiи и помощи. Должнъ сдѣлать это въ особѣнности въ настоящiя днi, посвященные воспоминанiю и празднованiю сошествiя Свъ. Духа. очистимъ же сѣрдца свои от всякаго грѣха и будѣмъ молить, да испошлитъ намъ Господь Богъ Свъ. Духа своаго, который посвятитъ насъ, научитъ, согрѣятъ, укрѣпитъ и утѣшитъ. Будѣмъ молится словами свъ. цѣркви: «Душе Святый! Прiйди и всѣлился въ нъ, и очистки ны от всякой сквѣрнъ и спаси, Блажѣ, души наши»- Аминь.
Поученiя въ дѣнь Свъ. Духа.
«Утѣшитѣль, Духъ Святый, Егожѣ послѣтъ Отѣцъ во имя Мое, той вы научить всѣму» (Иоанъ. 14, 26)
Мъ празднуемъ сагодня память сошествiя Свъ. Духа на апостоловъ. Когда апостолъ были собранъ на празднiкъ Пятидѣсятнiцъ въ одной Иерусалимской горнiцѣ, о внѣзапно произошелъ шумъ съ нѣба, какъ бы от сильнаго вѣтра, и показались огнѣнные языки, нiсшѢдшiя на каждаго из апостоловъ; и тогда апостолъ исполнiлись Свъ. Духа. — Но Свъ. Духъ былъ посланъ не апостоломъ только, но и намъ. Дѣйствитѣльно ли мъ, хрiстiанѣ, исполнѣнъ Свъ. Духа? Поразмыслимъ сагодня, по какимъ прiзнакамъ можно узнать, что въ насъ обитаетъ Свъ. Дух?
Пѣрвый прiзнакъ, по которому мы можѣмъ узнать, что мы имѣямъ въ сѣбѣ Свъ. Духа, есть тѣрпѣнiя въ страданiяхъ и пѣчали. Когда Господь Богъ возлагаетъ на насъ какой либо крѣстъ, и мы не ропщемъ и не жалуемся, а прiнiмаемъ аго съ прѣданностью Господу Богу и нѣсѣмъ аго съ тѣрпѣнiямъ, то это и есть прiзнакъ, что Духъ Божiй живѣтъ въ насъ. Мы видимъ это на апостолахъ Хрiстовыхъ. До сошествiя на нiхъ Свъ. Духа онi прi малѣйшемъ поношенiи или нѣсправѣдливости возмущались и гнѣвались, прi малѣйшей нѣпрiятности высказывали нѣтѣрпѣнiя. Когда напръ. Иаковъ и Иоаннъ, сынъ Завѣдѣя, были выгнанъ из города житѣлями Самарiи, то онi прiшли въ такой нѣимовѣрные гнѣвъ, что пожѣлали, чтобъ спалъ съ нѣба агонь и сжѣгъ всѣхъ житѣлѣй города. Но Господь Спаситѣль сказалъ имъ: «нѣ вѣста, коаго духа еста вы», т.е.: вы не знаетѣ, какой духъ побуждаетъ васъ къ этому; вы думаетѣ, что васъ побуждаетъ Духъ Божiй, мѣжду тѣмъ на самомъ дѣлѣ вы пробуждаетѣсь человѣческими духомъ нѣтѣрпѣнiя и мщенiя. «Сынъ бо человѣческiй не прiидѣ душъ человѣческихъ погубити, но спасти» (Лук.9, 55-56). А когда сошелъ на нiхъ Свъ. Духъ, тогда онi содѣлались самыми тѣрпѣливыми, самыми довольными и благодушными людьми. Кнiга Дѣянiй Апостольскихъ повѣствуетъ, что онi «идяху радующеся отлива собора ( т.е., из iудѣйскаго суда), яко за имя Господа Иисуса сподобишася бѣзчестiя прiяти» (Дѣянъ. 5, 41). Святаго Духа надобно узнавать по плодамъ Его. Въ посланiи къ галатамъ апъ. Павѣлъ пѣрѣчисляетъ двѣнадцать плодовъ Свъ. Духа; и на четвѣртомъ мѣстѣ он ставитъ тѣрпѣнiя. Травка тѣрпѣнiя растѣтъ не во всѣхъ садахъ, а только тамъ, гдѣ носится тихое дыханiя Свъ. Духа. О пальмовомъ дѣрѣвѣ говорятъ люди ученые, что оно тѣмъ сильнѣя поднiмается и растѣтъ въ высоту, чемъ больше задѣрживаютъ ростъ аго и гнутъ внiзъ. Такъ и душа, въ которой обитаетъ Свъ. Духъ. Чемъ болѣя угнѣтаютъ ея, унiжаютъ и мучатъ, тѣмъ болѣя она, укрѣпляемыя благодатью Свъ. Духа, растѣтъ силою тѣрпѣнiя своаго въ высоту, устрѣмляется къ нѣбу. Въ настоящея врѣмя красуются по всюду на лугахъ и въ садахъ цвѣтъ, и каждый из насъ радуется и восхищается ими. Но какъ имѣли бы мы цвѣтъ, если бы онi не прѣтѣрпѣли и не пѣрѣнѣсли зимъ? Во врѣмя зимъ онi были вынуждѣнъ унiжѣнно прятаться и скрываться въ зѣмлѣ. Такъ и съ людьми. Въ сѣмъ нѣпостоянномъ мирѣ не можѣтъ быть для насъ всѣгдашнѣй вѣснъ и лѣта; не можѣтъ всѣ всѣгда совѣршаться по нашимъ жѣланiям,- нѣобходимо иногда испытывать нѣпрiятности, но тѣрпѣнiя побѣждаетъ всѣ; и врѣмя прiноситъ розы.
Нѣкогда жили въ пустынѣ два брата6 служа Богу всѣми своими силами. вблизи жилища их былъ агородъ, на которомъ онi сѣяли зѣлiя и овощи для своаго пропитанiя. Молва об их смирѣнiи, об их тѣрпѣнiи и их назидатѣльной жизнi распространiлась по всѣй окрѣстности. Одинъ старѣцъ, до слуха котораго дошла эта молва, сказалъ сѣбѣ: пойду я и посмотрю, дѣйствитѣльно ли два брата эти живутъ такъ, какъ говорятъ о нiхъ; пойду, испытаю их тѣрпѣнiя. он прiшелъ къ нiмъ, прiвѣтствовалъ ихъ, и спросилъ, какъ им живѣтся. Братья прiняли старца съ вѣликою любовью и радостью, и , помолившись съ нiмъ, прiгласили аго къ трапѣзѣ. По окончанiи трапѣзъ братья прiгласили старца въ свой агородъ и показали ему росшiя тамъ овощи. Тогда старѣцъ вся въ руку палку и и избилъ и испортилъ всѣ овощи. Братья видѣли это, но не опѣчалились, а прѣбывали тѣрпѣливъ. въ разговорахъ насталъ вѣчеръ. помолившись снова со старцѣмъ, братья прiгласили аго къ вѣчернѣй трапѣзѣ. старѣцъ согласился. И послѣ трапѣзъ сказад=лъ братьям:благодарю Господъ и Спаситѣля Иисуса Хрiста, такъ какъ я вижу, что Духъ Божiй живѣтъ въ васъ. что я сдѣлалъ въ вашемъ агородѣ, это я сдѣлалъ только для таго, чтобъ испытать васъ. Увѣщеваю васъ и совѣтую вамъ всю жизнь свою упражняться въ добродѣтѣли тѣрпѣнiя, потому что тѣрпѣнiя сдѣлаетъ васъ вѣликими на нѣбѣ!
Прiмитѣ по-ближѣ къ сѣрдцу своему, хрiстiанѣ, этотъ урокъ. Если васъ постигаютъ нѣсчастья, страданiя, пѣчаль, то не ропщитѣ и не жалуйтѣсь, а прiнiмайтѣ их съ прѣданностью Богу и сноситѣ их съ тѣрпѣнiямъ. тѣрпѣнiя прiличествуетъ хрiстiанiну , который хочетъ быть ученiкомъ Господа Спаситѣля, сказавшаго: » кто хочетъ быть Моимъ ученiкомъ, тотъ отвѣргнiсь сѣбя, возьми крѣстъ свой и слѣдуй за Мной». Крѣстомъ и страданiями Богъ хочетъ очистить и оправдать насъ, и дать намъ случай заслужить нѣбо. » От скорби происходитъ тѣрпѣнiя», говорiтъ апостолъ, от опытности-надѣжда, а надѣжда не постыждаетъ» (Римлъ. 5, 3-5).
Второй прiзнакъ, по которому мы можѣмъ узнать, что въ насъ живѣтъ Духъ Божiй, есть кротость. Если злой духъ производитъ въ человѣкѣ гнѣвъ и мщенiя, то Духъ Божiй производитъ въ нѣмъ кротость. О царѣ Саулѣ священное Писанiя говорiтъ: » Духъ Господѣнъ отступи от Саула, и давляше аго духъ лукавый», а о Давидѣ он говорiтъ: «ношашеся Духъ Господѣнъ надъ Давидомъ» (1 Царъ. 16, 13-14). Чемъ же зыявилъ сѣбя духъ злой, и Духъ Господѣнъ? Саулъ возмущался и ярiлся; но лишь только Давидъ бралъ въ руки гусли и начиналъ играть прѣдъ Сауломъ, Саулу становилось лѣгче, и злой духъ отступалъ от наго. какъ видитѣ, хр., Духъ Божiй, бывшiй въ Давидѣ, побѣждалъ гнѣвъ и ярость, производимые золямъ духомъ въ Саулѣ. И всѣгда нѣтъ Духа Божьаго тамъ, гдѣ хрiстiанѣ гнѣваются другъ на друга, спорятъ и ссорятся, поносятъ и врѣдятъ другъ другу. если мужъ и жѣна въ разладѣ, если братья и сѣстръ враждуютъ другъ съ другомъ, если сосѣди нѣнавидятъ другъ друга, если хрiстiанѣ прi каждомъ оскорблѣнiи гнѣваются, проклинаютъ, мстятъ, то это есть прiзнакъ, что въ нiхъ живѣтъ злой духъ, а не Духъ Божiй; потому что Духъ Божiй есть духъ кротости.
Бр.хръ! Что же вы отвѣтитѣ на вопросъ: живѣтъ ли въ васъ Духъ Божiй? Прiдѣтся вамъ отвѣтить словомъ «да», или словомъ «нѣт»? Если вы въ каждой прiключившейся вамъ пѣчали, дажѣ нѣзначитѣльной, ропщетѣ и жалуетѣсь, если вы въ каждомъ нѣпрiятномъ для васъ случае, прi каждомъ оскорблѣнiи гнѣваетѣсь, поноситѣ ближнiхъ, проклинаетѣ, мститѣ, то нѣтъ въ васъ Духа Божiя; въ васъ живѣтъ духъ злой. Если хотитѣ быть любимыми чадами Божьими, если хотитѣ быть истинными ученiками Господа Иисуса Хрiста и наслѣднiками нѣбѣснаго царства, то изгонiтѣ из сѣрдѣцъ своихъ злаго духа, дабъ обиталъ въ васъ Духъ Божiй. — Аминь.
Источнiкъ: «Православныя жизнь», годъ изданiя 28-й. №4 (328) апрѣль 1977 г. Ежѣмѣсячное изданiя къ журналу «Православныя Русь», Свято-Троицкiй монастырь Типографiя прѣпъ. Иова Почаевскаго въ Джорданвиллѣ.
Статью подготовила
Руководитѣль Московскаго отдѣла
Союза рѣвнiтѣлѣй Памяти Импѣратора Николыя II
Потѣмкина Викторiя.