Луганск, 20 января — Наша Держава. Мне
сам Господь налил чернила / И
приказал стихи писать (Н. Туроверов). Среди членов Союза ревнителей Памяти Императора Николая II было много
выдающихся личностей, но особой когортой среди них являлись поэты. Их много – и это
естественно, ибо любовь к великому и святому Царю сама по себе есть высокая
поэзия и свойственна только творческим душам. Среди ревнителей были выдающиеся поэты. В числе первых – Николай Туроверов.
30 (18) марта 1899 года. Несомненно, что фундаментальный пересмотр истории
русской литературы ХХ века, очистка ее от «мусора» советской эпохи, а также
навязанного русофобами легиона графоманов типа Бродского и К˚, поставит Николая
Туроверова в число крупнейших и «знаковых» русских поэтов ХХ века. И ценность
его наследия – не только в поэтическом даре, и не только в его жертвенном
подвиге во имя России в рядах Белого движения, но прежде всего в сохранении
русской души, явленной в её художественной красоте.
движения, в настоящее время приобрела большой читательский интерес. Поэтика
этих авторов традиционна – она хранит в неприкосновенности гармонический,
«пушкинский» строй русской души и продолжает стилистику XIX века, но при этом
несет в себе новый трагический опыт эпохи. Этим определяется ее ценность для
современного читателя, открывающего в ней непривычно глубокую в нравственном
отношении «картину мира».
которых являются участники Белого движения бесценны для понимания ценностных
мотивов белых героев Гражданской войны, их нравственного сознания, ставшего
завещанием для нас. Революция воспринимается поэтами Белого движения в первую
очередь не как политическое событие, а как кощунство и святотатство, как
разрушение целого прекрасного мира: «Пьяный хам, нескончаемой тризной /
Затемнивший души моей синь, / Будь ты проклят и ныне, и присно, / И во веки
веков, аминь!» (И. Савин).
а как варваров и кощунников, уничтожающих Россию как таковую. Если «красные»
старались представить «белых» как якобы «пособников интервентов», поскольку их
формальным союзником была Антанта (на самом деле предавшая «белых»), и ее
войска стояли в нескольких морских портах, то для «белых» сами большевики и
были Интервентами в абсолютном и точном смысле этого слова – то есть
антирусской силой. В первый период Гражданской войны «красных» рассматривали
как предателей и пособников немцев, что подтверждалось Брестским миром.
Позднее, после поражения Германии «белые» воспринимали «красных» уже в более
широком контексте – как наемников мировых «темных сил» (Н. Марков), «мировой
закулисы» (И. Ильин), которые используются под видом «революционеров» для
разрушения России, превращения ее в безликий «интернационал» ради «мировой
революции». Отсутствие у «белых» идеологии обычно рассматривается как их
слабость, но специфика Белого движения как раз и была в том, что это было
явление не идеологическое, а нравственное и даже религиозное. «Белые» мыслили
не идеологически, а нравственно и религиозно, защищая свою идеальную Россию от
тех, кто хотел ее уничтожить и заменить антихристовым «интернационалом», и
воспринимали «красных» не просто как врагов, а как варваров и инфернальные
силы, поистине «восставшие из бездны». То есть как врагов не в политическом, а
в первую очередь в духовном смысле слова. Такое духовное, т.е. православное
восприятие Революции выразил Сергей Бехтеев в стихотворении «Русская Голгофа»
1920 года:
Антихрист-Иуда,
успехом побед:
вселенское чудо,
царства христьянского – нет!..
воинство с красной звездою,
роковую печать,
кресту пригвождает с хулою
Родину-Мать!
религиозного смысла Гражданской войны как противостояния христианского «белого»
воинства антихристовым «красным» полчищам, то в чисто человеческом отношении
это противостояние было противостоянием двух типов людей: людей чести и людей
зависти. Люди чести – «белые» – защищали вечную Россию, а люди зависти –
«красные» – не знали вечной России, для них это была просто территория, на
которой они хотели установить свои порядки по модели концлагеря с террором,
рабским трудом, уравниловкой и распределением «пайки», как на зоне. Это
психология завоевателей в чистом виде. Это психология людей, которые мучительно
завидуют тем, кто благороднее, талантливее и трудолюбивее их – и мечтают их
уничтожить. Чудовищные человеческие жертвы большевизма отнюдь не были
«издержками» и «перегибами» – нет, они были как раз самым заветным их желанием,
исполнением их самой главной сатанинской мечты. Это «психология Орды», хотя
этнически большинство «красных» и были русскими. У Н. Туроверова в поэме
«Перекоп» есть такие пронзительные строки как раз об этом:
определенной идеологией и ушла в забвение вместе с ней, то поэзия Белого
движения основана не на идеологии, а на самых глубинных архетипах христианского
нравственного сознания русского народа. Гибель Родины, нашествие варваров,
героическая смерть в бою и самопожертвование, посмертная награда, память
поколений, возмездие врагам и возрождение поруганной Отчизны – эти мотивы как
архетипические сюжеты присутствуют в любой культуре. Но специфически русскими в
поэзии Белого движения являются мотивы мученичества за веру, идущие из
христианской традиции, и важнейшее знание о священной Родине – Святой Руси,
против которой всегда направлен самый мощный и коварный удар «темных сил».
Благодаря этим содержательным моментам, а также благодаря яркому продолжению
традиций русской классики поэзия Белого движения имеет непреходящую
художественную ценность.
поэзии Белого движения, в первую очередь видеть в ней не политическое
содержание, а ее самый глубокий нравственный и религиозный смысл, ее
мировоззренческое «ядро». Именно оно входит в «большое время» русской
классической литературы и особенно ценно в наше время. И поэтому в этой статье
к юбилею мы рассмотрим библейские образы и смыслы в поэзии Николая Туроверова. Классическим
для понимания христианского мировидения поэта является его пронзительное
стихотворение «Было их с урядником тринадцать…» (1947):
заснеженном поле оборачивается в мире ином райским блаженством. Смертный снег
стал живым символом ризы Господней. Урядник и двенадцать его казаков
символически соотнесены с Христом и апостолами. Стихотворение Н. Туроверова –
это сказание о новых Христовых мучениках. И еще острее оно вот в этих строках:
Туроверова о Гражданской войне «без всякой ненависти, без всякой примеси
пропаганды» (Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Париж, 1986. С.
351-352). Такая высота христианского сознания дала Н. Туроверову полное право
обратиться и к классической теме поэта-пророка. У него возник пронзительный
образ: Господь, наливающий чернила поэту. И подобно герою пушкинского
«Пророка», Н. Туроверов в стихотворении «Пилигрим» (1940) послан в мир вещать
правду Божию:
поэт русского Парижа Владимир Смоленский (почти земляк, родом из Станицы
Луганской) так писал об эффекте, который производил поэтический концерт Николая
Туроверова: «Глубина чувства и мысли, штриховая образность, реальность, скупая
сжатость слов и звучность его стихов как бы кровно вырываются из сердца,
любящего и знающего казачий быт. Николай Николаевич начал читать свои стихи…
Окончено. Минутная тишина, тишина забытья и дружный взрыв аплодисментов. А
потом совершенно незнакомые люди, видевшие впервые Туроверова, шли к нему, жали
руку, со слезами на глазах целовали его».
особенно в военных и казачьих кругах русского зарубежья. В эмиграции он был тем,
чем были для своих современников Есенин или Высоцкий – настоящим народным
поэтом. Но его жизненное служение в эмиграции не ограничивалось только поэзией;
он считал себя ответственным перед Богом и за хранение памяти и чести Войска
Донского. Именно Туроверов взял на себя заботу о чудом сохранившемся при исходе
из России архиве Атаманского полка. Он разыскивал новые материалы и документы,
сам покупал их на аукционах и в конце концов открыл в собственной квартире
музей полка. При музее атаманцев содержалась уникальная коллекция русской книги
и старины, собранная генералом Дмитрием Ознобишиным и насчитывавшая свыше
десяти тысяч томов и гравюр. Почти 20 лет был редактором журнала «Родимый
край». В научной работе поэт очень упорен: издавал журналы «Казачий альманах»,
«Русская военная старина», календари, публиковал свои статьи по истории
казачества и русской военной славы. Он печатается в тиражных эмигрантских
изданиях: «Перезвонах», «Возрождении», «России и славянстве», «Современнике»,
«Гранях», в альманахе «Орион», в «Новом журнале». Его стихи были включены в
послевоенные антологии «На Западе», «Муза диаспоры», «Содружество». Проза –
историческая повесть «Конец Суворова» была опубликована в «Новом журнале»
(1960).
казачий Союз, призванный оказывать помощь казакам-эмигрантам. Туроверов
занимался активной культурно-просветительской деятельностью: устраивал в Париже
выставки на военно-исторические темы («Суворов», «1812 год», «Казаки»).
Туроверов был одним из основателей Общества ревнителей российской военной
старины, сотрудничал в журнале «Военная быль», «Родимый край», собрал обширную
коллекцию книг по истории казачества. Еще в 1939 в «Казачьем альманахе»
Туроверов выступил со статьей «Казаки в изображении иностранных художников»,
зарекомендовав себя знатоком русской военной иконографии. По просьбе
французского исторического общества «Академия Наполеона» редактировал
ежемесячный сборник, посвященный Наполеону и казакам, что свидетельствует о его
признании как историка. О том, что хранение исторической памяти было для поэта
частью его религиозного служения, исполнением его долга перед Богом, он сам
написал в таких строчках:
весьма доброжелательно встречен эмигрантской критикой. Г. Струве в рецензии на
книгу отмечал: «Важно, что у молодого поэта есть что сказать своего и что он
находит часто свои образы, свои рифмы и свои темы. В «казачьих» стихах
Туроверова приятно чувствуется укорененность в родной почве… Эти строки
написаны настоящим поэтом» (Россия. 1928. 14 апр.). Г. Адамович писал: «Это не
плохие стихи. Мы даже решительно предпочтем их многим стихам гораздо более
литературным…» Критик высказывал надежду, что у Туроверова «могут найтись
читатели и поклонники, потому что в стихах он действительно что-то «выражает»,
а не придумывает слов для выражения мыслей и чувств» (Звено. 1928. №5. С.281).
Г. Адамович отмечал: «Замечателен его дар «пластический», его способность
округлять, доканчивать без манерности, одним словом, его чутье художника»
(Последние новости. 1937. 28 окт.). Эстетика и мировоззрение Н. Туроверова была
весьма далека от поэтической богемы русского Монпарнаса – ее «парижской ноты» с
демоническими и упадническими настроениями, постоянной мыслью о смерти.
Поэтому, по свидетельству Г. Струве, отношение к Н. Туроверову в «парижских
литературных кругах… было высокомерным… Со свойственным парижским поэтам
снобизмом от него отмахивались, как от «казачьего поэта»» (Струве Г.П. Русская
литература в изгнании. Париж, 1986. С. 351). Но это вполне естественно, ведь по
выражению Ю. Терапиано, Н. Туроверов следовал «неоклассической линии» в
развитии традиций пореволюционной поэзии (Терапиано Ю. Литературная жизнь
русского Парижа за полвека. Париж, 1986. С. 262). А представители
«упаднической» поэзии, как известно, втайне им завидуя, ненавидят
«неоклассиков».
Туроверова и там же вскоре еще 2 (в 1939 и 1942 гг.) – все под названием
«Стихи». Эти 3 книги, как и первая, были доброжелательно встречены эмигрантской
критикой. Второй сборник Туроверова то же Ю. Терапиано охарактеризовал как
книгу «талантливого и несомненно одаренного поэта» (Круг. 1937. Кн.3. С. 175).
А. Осокин в рецензии на третий сборник поэта отмечал, что «Туроверов, одаренный
очень редкой в наши дни способностью легко и свободно писать стихи, пишет, как
на коньках катается». В то же время А. Осокин упрекал Туроверова в
самоуверенности и выставлении «напоказ своей казачьей удали» (Русские записки.
1939. № 17. С. 299). Н. Станюкович в статье «Боян казачества», назвав
Туроверова «может быть, последним выразителем духа мятежной и мужественной ветви
русского народа – казачества» (Н. Станюкович. Боян казачества // Возрождение.
1956. № 60. С. 129). «Это не только краевая, но и настоящая общерусская
лирика», – настаивал Ю. Терапиано. В 1965 в Париже вышел пятый, последний
сборник Туроверова «Стихи», куда были включены многих произведения из других
поэтических книг. В рецензии на последний сборник Туроверова отмечалось: «Блок
когда-то обмолвился, что стихи нельзя писать перед зеркалом. Бунин-поэт (да и
Бунин-прозаик) в этом отношении был не без греха. А вот в ясных и прекрасных
стихах Туроверова «зеркало» отсутствует начисто» (Сотник // Новый ж. 1966. №
85. С. 293). Это, возможно, самая высшая похвала, которой удостоился поэт при
жизни.
1990-е годы. В 1995 году был издан первый небольшой сборник, затем вышли
издания «Храня бессмертники сухие..» (Избранное). (Ростов-на-Дону, 1999),
«Бурей растревоженная степь». Сборник поэзии, прозы и публицистики. Книга 2-я.
(Ростов-на-Дону, 2008). «Горечь задонской полыни…» (Ростов-на-Дону, 2006).
«Двадцатый год – прощай, Россия!» (Москва, 1999). Это издание было наиболее
полным – в него вошли стихотворные сборники «Путь» (1928), «Стихи» (1937, 1939,
1942 и 1965 гг.), стихотворный цикл «Легион» (1940-45), стихи из архива И.
Туроверовой, а также историческая повесть «Конец Суворова». Тиражи были
небольшими – три и пять тысяч экземпляров. Наконец и книга в издательстве
классических авторов: «Возвращается ветер на круги своя…» Стихотворения и поэмы
/ Под ред. Б. К. Рябухина; биогр. статья А. Н. Азаренкова. М.: Художественная
литература, 2010. Последнее издание вышло благодаря трудам известного историка
и барда Виктора Леонидова, который благодаря поддержке Н.С. Михалкова посетил
во Франции родственников поэта и подготовил по архивным материалам эту книгу.
Туроверова «Уходили мы из Крыма…» исполнила известная группа «Любэ», она быстро
стала по-настоящему народной – под гитару ее сейчас поют во всех концах России,
хотя многие барды и не знают, кто автор слов. В 2007 году у Атаманского
подворья в станице Старочеркасской установлена мемориальная доска памяти Н.Н.
Туроверова. На базе культурного комплекса «Казачий Дон» начато проведение
Войсковых литературно-музыкальных фестивалей «Я вернулся на Дон!» имени Н. Туроверова.
Ожидается перенос праха поэта с французского кладбища в родную землю.
литературы. Весьма символично, что Н. Туроверов родился в самом древнем
поселении казаков Дона – станице Старочеркасской, недалеко от Азова. Словно
сама судьба показала ему происхождение от древнейшего народного корня – самых
истоков казачества. Древнюю казачью столицу Старочеркасск поэт называл и
«Старым городом». Происходил он из старинного казачьего рода и был правнуком
донского поэта А.В. Туроверова, написавшего песню «Конь боевой с походным
вьюком», и автором сборника стихов «Казачьи досуги», 1858). Его отец, тоже
Николай Николаевич Туроверов, войсковой старшина, потомок легендарных казачьих
атаманов (один из них входил в состав заговорщиков, возведших на престол
Екатерину II), служил судебным следователем в окружной станице Каменской. Ныне
это город г. Каменск-Шахтинский: он стоит на высоком берегу Северского Донца –
там, где реку пересекает трасса Москва – Ростов, и от нее ответвляется дорога
на Луганск.
стихи. В 1916 году в журнале «К свету», который издавался учащимися женской
гимназии и реального училища станицы Каменской, было опубликовано первое
стихотворение Николая Туроверова «Откровение». Уже в наше время, в XXI веке его
нашли и впервые обнародовали директор казачьей школы в г. Каменск-Шахтинском
А.Н. Чеботарев и его ученица 11 класса Евгения Скидаченко. Это стихотворение
«1915 год»:
обл. Войска Донского. 1916. № 1). Это удивительно светлое стихотворение,
проникнутое христианским духом и очень похожее на одно из стихотворений
великого философа и поэта Вл. Соловьева, было по-настоящему пророческим: именно
этим духом и этими образами будет проникнута и его самая зрелая эмигрантская
поэзия. Но впереди был еще путь, «утопающий в крови».
Туроверов 1 апреля 1917 года поступает вольноопределяющимся в славный своими
традициями Лейб-Гвардии Атаманский Его Императорского Величества Наследника
Цесаревича полк. В составе Атаманского полка он уходит на фронт, где неоднократно
принимал участие в боевых действиях и 1 сентября того же года был произведен в
урядники. А 2 сентября его отправляют в Новочеркасское военное училище, чтобы
ускоренным порядком «выучиться на офицера». Да только учеба была недолгой, до
зимы, когда после Октябрьского переворота в стране наступил хаос. 12 января
1918 года он вступает в первый на Дону партизанский отряд Белого Движения.
После трагической гибели его легендарного командира В.М. Чернецова и больших
потерь в рядах его отряда Н. Туроверов уходит в восточные районы Области, в
«Степной поход» февраля-марта 1918 года. Из Новочеркасска в Сальские степи под
командованием походного атамана Всевеликого Войска Донского генерала от
кавалерии П.Х. Попова, двинулось около двух тысяч штыков. 75 процентов
добровольцев снова составляла молодежь, почти дети: фронтовики предпочитали
отсиживаться дома. Весь поход двигались степью, по снегу и грязи, в метель и
дождь, пробиваясь вперед с непрерывными боями. В апреле отряд освободил
Новочеркасск от красных.
![]() |
Подъесаул Н.Н. Туроверов в форме Атаманского полка, на рукаве нашивки за ранения. Худ. Галина Недовизий, 1920 г. |
четыре ранения и орден Св. Владимира 4-й степени – боевую награду, которой
фронтовики всегда гордились. Оставление донской столицы, теперь уже навсегда,
переживалось им как трагедия религиозная, о чем говорят такие мощные образы его
стихотворения:
В канун Рождения Христа…
тысяч русских военных и гражданских беженцев раненого поэта внесли на один из
последних пароходов в Севастопольском порту. Следом по трапу поднялась его жена
Юлия Грекова, медсестра крымского госпиталя.
красоты и внешней сдержанности в этом стихотворении – наверное, самом лучшем
стихотворении о русском Исходе. Уже было отмечено литературоведами, что лирику
Туроверова отличают «целомудренный отказ от прямого выплеска чувства. Эмоции
оставлены в подтексте» (Ранчин А.М. Поэзия Николая Туроверова). Это очень
русская черта в его поэтике: как отмечал еще Н.В. Гоголь, «в лиризме наших
поэтов есть что-то такое, чего нет у поэтов других наций, именно – что-то
близкое к библейскому, – то высшее состояние лиризма, которое чуждо движений
страстных и есть твердый возлет в свете разума, верховное торжество духовной
трезвости (О лиризме наших поэтов»). Таков вообще православный строй души.
стихи на лесозаготовительных работах, именно здесь впервые в полной мере
проявился его поэтический дар. Здесь его жена родила дочь Наталью. В
издававшихся в Болгарии, в Софии газете и журнале «Казачьи Думы» одно за другим
в 1922-1924 годах регулярно публикуются стихи Н. Туроверова, а также поэмы
«Крым» и «Новочеркасск». В октябре 1929 года в «Казачьем журнале» (Франция)
литературный критик Александр Краснощеков, особо выделяя в сборнике стихов Н.
Туроверова «Путь» поэму «Новочеркасск», писал: «Читал эти двадцать глав его
поэмы и думал: какая поразительная эпоха прошла на наших глазах и какая
радость, что свидетелем этой эпохи был Туроверов». Перебравшись в Париж,
разгрузку вагонов Н. Туроверов упорно совмещает с посещением лекций в Сорбонне.
В начале 1930-х годов он поступил на службу в крупнейший парижский банк «Диас»,
в котором проработает почти сорок лет, получив в конце карьеры медаль «За
долгую и безупречную службу». В 1924 году написал стихотворение, в котором
передал опыт изгнания – там Родина становится духовно ближе и роднее, а та
великая жертва, принесенная в молодости, становится смысловым центром всей
жизни, рядом с которой меркнет все:
последний, его еще повторят другие, когда придет их время. Об этом его главная
тревога:
иностранный кавалерийский полк (1er
Régiment Étranger de Cavalerie)
Иностранного Легиона, служит в Северной Африке (1939-1940), участвует в
подавлении восстания друзских племен (Ближний Восток) – об этом цикл его
стихотворений «Легион» (1940-1945. В 1940 году его 1-й кавалерийский полк был
переброшен во Францию и придан 97-й дивизионной разведывательной группе (GDR
97). C 18 мая полк участвует в оборонительных боях против немецких войск на
Сомме, за что был отмечен в приказе, и продолжает вести боевые действия до
капитуляции Франции. В годы оккупации Н. Туроверов сотрудничал с газетой
«Парижский вестник», писал стихи, после войны снова работал в банке. В 1950-м
году скончалась жена Николая Николаевича, и без нее ему предстояло жить еще
целых двадцать два года. Вскоре после этого он написал стихотворение «Таверна»,
в котором обратился к покойной жене с такими светлыми словами:
отношение к смерти может показаться странным, но оно является подлинно
христианским. Ведь смерть – это в первую очередь освобождение души от всякой
земной скверны и последствий Первородного греха. То есть Освобождение в самом
высшем смысле – так она и должна восприниматься подлинно по-христиански. И
посмертное бытие дерзко передается символом «таверны» – то есть местом отдыха и
веселья. И там будут читать стихи – ведь они тоже бессмертны. Точно так же
легко и спокойно поэт выражает свою уверенность в бессмертии:
поэта охватывает живое ощущение присутствия вечности в каждом мгновении жизни –
это признак глубокого религиозного мироощущение и развитости души. Например, в
стихотворении 1957 года, это чувство вечности и отрешенности ярко вспыхивает в
его обращении к жене:
равно как воин, от ее последствий – от последствий укуса тропической мухи це-це
во время «африканской войны». Перенеся ампутацию ноги, Н. Туроверов умер во
французском госпитале Ларибуазьер в 1972 году и был похоронен на знаменитом
русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Последние его стихотворения пронизаны
уникальным ощущением Вечности:
музыка» – не только «вестник» иного, небесного бытия, но уже и само это бытие,
которому душа причастна уже в земной жизни, открывая и прозревая его в себе, в
чувстве своего бессмертия и предстояния вечности. Но образ рая более широк, и
он может выражать отношение поэта к своей Родине:
Я очень рада, что фундаментальная очистка истории русской литературы от мусора советской эпохи поставит прекрасного и талантливого поэта Николая Туроверова в число крупнейших знаковых поэтов Светлая и вечная память замечательному, благородному человеку и талантливому поэту рабу Божьему Николаю Туроверову