Москва, 23 февраля — Наша Держава. Белым царем впервые был назван великий князь московский Василий II. В
письменном источнике 1441 года «Слово о становлении восьмого собора»
Василий II именуется как «благоверный и христолюбивый белый царь всея
Руси». Но широкое употребление наименования Белый Царь» произошло во
времена Иоанна Грозного.
В русском народном мировоззрении белый цвет
ассоциируется с чистотой. Существует и еще версия, что в древней Руси
«белый» значило – не платящий налогов, в отличии от «черного», податного
населения. То есть Белый царь – это независимый, никому не обязанный
платить дань государь.
С другой стороны – Иоанна Грозного стали называть после присоединения им
обширных земель — Казанского ханства Сибирского ханства, Астраханского
ханства к Руси. На всех этих территориях Ивана Васильевича именовали
Белым царем. Дело в том, что у тюркоязычных народов стороны света
обозначались цветом. Югу соответствовал красный цвет, северу – черный,
востоку синий цвет, а западу – белый. То есть, Белый царь – это царь,
который находится на западе, то есть западный царь.
Вслед за Иваном Грозным белыми царями стали именовать и других царей
России, и даже Императоров. Например, с 1764 года хамбо-ламы (духовные
руководители народностей Восточной Сибири) приносили специальную присягу
на верность российским Императорам, как «Белым царям».
В русской народной духовной поэзии образ Иоанна Грозного, как «белого
царя» запечатлен в известном памятнике русской литературы, в «Голубиной
книге»:
«У нас Белый царь — над царями царь.
Почему ж Белый царь над царями царь?
И он держит веру крещеную,
Веру крещеную, богомольную,
Стоит за веру христианскую,
За дом Пречистыя Богородицы,
Потому Белый царь над царями царь…»
Таким образом, русское народное сознание сформировало высший смысл
монархии — защищать истинную православную веру в ее первозданной
чистоте. Почему это было так важно? Потому что Рим утерял значение
хранителя чистоты христианства, привнеся в него учения, отличные от
Вселенских Соборов. Потом и Византия, ставшая вторым центром
Православия, вторым Римом, приняв Унию с католиками утеряла чистоту
веры. И тогда Москва взяла на себя ответственность называться Третьим
Римом. Идею Москвы, как Третьего Рима оформил в послании к князю Василию
III старец Псковского Елизарового монастыря Филофей. В своем послании
он писал: «Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все
христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий
стоит, четвёртому же не бывать». Таким образом, Филофей указал на то,
что с падением Византийской империи хранителем и защитником Вселенского
Православия стала Москва, молодое Московское государство. Восприятие
московскими Великими князьями преемственности византийских имперских
традиций дало мощный толчок развитию русской монархической
государственности, религиозное и юридическое начало которой утвердил
Великий князь Иоанн IV, ставший первым русским царем, первым Божиим
Помазанником на Руси.