Москва, 24 апреля – Наша Держава (Андрей Петров). «Дело управления народами — самое трудное дело», — говорит о
божественной природе Власти Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. — «Сам
Бог, Владыка владык и Царь Царей, утверждает за Царем верховную Власть». «Кто
посаждает на престолы Царей земных? Тот, Кто Один от вечности сидит на престоле
огнезрачном, — продолжает отец Иоанн. — Царям земным от Него Единого дается
Царская держава; Он венчает их диадемою Царскою. Только Бог может уполномочить
избранного человека на Царство и вручить ему Самодержавную Власть, облекая его
славою, величием, силой».
Митрополит Московский Макарий пишет, что «Священное Писание
излагает эту истину весьма раздельно, когда говорит:
излагает эту истину весьма раздельно, когда говорит:
1. Бог есть верховный Царь по всей земли (Пс. 46,3-8; 94,3),
что Он воЦарися над языки, то есть над народами (Пс. 46,9), обладает языки (Пс.
21,29), призирает на языки (Пс. 65,7), наставляет языки (Пс. 66,5).
что Он воЦарися над языки, то есть над народами (Пс. 46,9), обладает языки (Пс.
21,29), призирает на языки (Пс. 65,7), наставляет языки (Пс. 66,5).
2. Что Он
а) Сам поставляет Царей над народами: Всевышний
владычествует над Царством человеческим и дает его, кому хочет! (Дан. 4,22.29)
; Он низлагает Царей и поставляет Царей (Дан. 2,21 ), и каждому народу поставил
Он вождя (Сир. 17,14) ;
владычествует над Царством человеческим и дает его, кому хочет! (Дан. 4,22.29)
; Он низлагает Царей и поставляет Царей (Дан. 2,21 ), и каждому народу поставил
Он вождя (Сир. 17,14) ;
б) поставляет, как видимых наместников своих в каждом
Царстве: Я сказал: вы — боги, говорит Он им, и сыны Всевышнего — все вы (Пс.
81,6; Исх. 22; 28 );
Царстве: Я сказал: вы — боги, говорит Он им, и сыны Всевышнего — все вы (Пс.
81,6; Исх. 22; 28 );
в) и с этой целью дарует им от Себя державу и силу (Прем.
6,4), венчает их славою и честiю (Пс. 8,6), елеем Святым своим помазует их (Пс.
88,21; Ис. 41,1), так что от того дне носится над ними Дух Господень (1Цар.
16,13);
6,4), венчает их славою и честiю (Пс. 8,6), елеем Святым своим помазует их (Пс.
88,21; Ис. 41,1), так что от того дне носится над ними Дух Господень (1Цар.
16,13);
г) Сам же, наконец, и управляет через Царей земными
Царствами: Мною Царствуют, говорит Он, Царiе, и сильнiи пишут правду (Притч.
8,15). Сердце Царя, присовокупляет пророк, — в руке Господа, как потоки вод:
куда захочет, Он направляет его (Притч. 21,1) .
Царствами: Мною Царствуют, говорит Он, Царiе, и сильнiи пишут правду (Притч.
8,15). Сердце Царя, присовокупляет пророк, — в руке Господа, как потоки вод:
куда захочет, Он направляет его (Притч. 21,1) .
Говоря о происхождении от Бога Царской Власти в
ветхозаветные времена, Святитель Филарет напоминает как и в новозаветный период
времени Царская, уже Христианская, Власть, начиная с Константина, произошла
тоже от Бога. Это случилось после того, как Господь Сам обратил Константина в
Христианскую веру перед битвой Его с Максентием. «Однажды, в полуденные часы
дня, когда солнце уже клонилось к западу, говорил Константин, я собственными
очами увидел составившееся из света и лежащее на солнце знамение креста с
надписью: «Сим побеждай». Вслед затем во сне явился Христос Константину и
повелел сделать знамя подобное виденному на небе, употреблять его для защиты от
нападения врагов (Евсеев. О жизни Константина. кн. 1, гл. 28-29).
ветхозаветные времена, Святитель Филарет напоминает как и в новозаветный период
времени Царская, уже Христианская, Власть, начиная с Константина, произошла
тоже от Бога. Это случилось после того, как Господь Сам обратил Константина в
Христианскую веру перед битвой Его с Максентием. «Однажды, в полуденные часы
дня, когда солнце уже клонилось к западу, говорил Константин, я собственными
очами увидел составившееся из света и лежащее на солнце знамение креста с
надписью: «Сим побеждай». Вслед затем во сне явился Христос Константину и
повелел сделать знамя подобное виденному на небе, употреблять его для защиты от
нападения врагов (Евсеев. О жизни Константина. кн. 1, гл. 28-29).
Константин исполнил повеление; под знамением креста победил
Максентия, сделался единовластителем Римской Империи; уверовал во Христа и
явился первым Христианским Царем равноапостольным. Не очевидно ли из этого, —
восклицает Святитель Филарет, — что Цари Христианские первое начало свое ведут
непосредственно от Царя Небесного?» (Св. Филарет. Учение о Царской Власти. С.
13-14).}
Максентия, сделался единовластителем Римской Империи; уверовал во Христа и
явился первым Христианским Царем равноапостольным. Не очевидно ли из этого, —
восклицает Святитель Филарет, — что Цари Христианские первое начало свое ведут
непосредственно от Царя Небесного?» (Св. Филарет. Учение о Царской Власти. С.
13-14).}
Святые Отцы и учители Церкви также весьма часто повторяли,
что «Бог управляет Царствами человеческими и посылает им Царей и прочие
Власти». Вот, например, слова: Святого Исидора Пелусиота: «Церковь же исконно
понимала, что «Царская Власть установлена Богом». Святителя Филарета
Московского: «Народ благоугождающий Богу — достоин иметь благословенного Богом
Царя. Народ чтущий Царя — благоугождает чрез сие Богу: потому что Царь есть
устроение Божие». Святого Иоанна Кронштадтского: «И так Царская Власть и
Царский Престол утверждены на земле Самим Богом, безначальным Творцем и Царем
всех созданий Своих»» .
что «Бог управляет Царствами человеческими и посылает им Царей и прочие
Власти». Вот, например, слова: Святого Исидора Пелусиота: «Церковь же исконно
понимала, что «Царская Власть установлена Богом». Святителя Филарета
Московского: «Народ благоугождающий Богу — достоин иметь благословенного Богом
Царя. Народ чтущий Царя — благоугождает чрез сие Богу: потому что Царь есть
устроение Божие». Святого Иоанна Кронштадтского: «И так Царская Власть и
Царский Престол утверждены на земле Самим Богом, безначальным Творцем и Царем
всех созданий Своих»» .