Москва 13 июня — Наша Держава (Владимир Шехов). Словам «служба», «служение» в России как-то не слишком повезло. Если где и сохранилось почитание этих слов, так это в театре, где актеры до сих пор предпочитают говорить о своей театральной деятельности как о служении. (При этом, само собой, подразумевается, что служение – это нечто большее, чем один лишь труд ради пропитания.)
При всем уважении к театру можно сказать, что труд актеров все-таки не является фундаментальным, государственно-образующим трудом. А мы хотим сказать слово именно о служении, масштаб которого не будет ограничен рамками какого-то одного направления деятельности, пусть даже крайне важного.
Прямое упоминание о труде как о служении можно встретить в самом названии такой профессии, как государственная служба, которая, увы, зачастую связывается с рвачеством, коррупцией, стяжательством, злоупотреблениями. Не снимая с недобросовестных чиновников названных обвинений, скажем, что они во многом, в отношении большинства не справедливы – иначе бы страна давно рухнула в тартарары. Но опять же, при всей значимости государственной службы, можно утверждать, что помимо нее служение возможно и в других сферах человеческой деятельности.
Также со служением, с прививанием «разумного, доброго, вечного», с борьбой за души и здоровье сограждан давно связывают труд учителей и врачей. Но, к великому сожалению, и их деятельность в статистических отчетах увязывается, например, с таким недостойным явлением, как массовая коррупция. И хотя можно сказать, что и учителей и врачей, честно выполняющих свои обязанности, неизмеримо больше чем тех, по которым их судят всех работников этих профессий, едва ли можно отдать идею служения на откуп одним лишь представителям названных профессий.
С каким бы негативным содержанием ни связывали понятие служения, ясно, что слово не виновато – определенным содержанием его наполняют люди, восприятие жизни которых в массовом сознании формирует отношение к этому понятию.
Мы хотим вернуть былое величие слова «служение» с тем, чтобы оно заискрилось новыми красками и оказалось способным войти в жизнь всех, кто честно выполняет свой долг.
И распространить это незамутненное содержание «служения» мы намерены на содержание деятельности и труда всех слоев российского общества, которым мы намерены бросить призыв к служению. При этом мы призовем наших сограждан к добровольному, осознанному «вступлению» в ряды тех, кто окажется готовым принять идею служения в свою жизнь и превратить служение в содержание своего бытия.
Служение: служить бы рад
Исповедование идеи служения немыслимо без формирования в себе чувства чести и достоинства, ныне, к сожалению, не слишком распространенных. Да и откуда взяться стремлению к обретению достоинства, если оно не слишком востребовано в обществе, где во главу угла ставится власть чистогана. При этом такие качества, как честь и достоинство, порой оказываются не просто невостребованными, но и «вредными». Например, такой может показаться идея служения работодателю, живущему ради одной только прибыли и готовому поступиться своим достоинством, если это принесет барыш, и требующему так поступать и от своих подчиненных.
Но уже сама постановка вопрос о служении, сам призыв в превращение жизни в служение способны пробудить и честь, и достоинство, которые доселе дремали из-за своей невостребованности.
И достаточно сказать себе: я не винтик, не часть машины по деланию денег, не один лишь потребитель товаров, не маркетинговая единица, как из глубин души всплывет понимание того, что каждый из нас – человек, способный ставить и реализовывать великие цели и жить ради их воплощения.
Невостребованность идеи служения не является порождением последних лет – как ни парадоксально, но хороший труд был не в чести и в СССР. Именно тогда также царил призыв не высовываться из общей массы тех, кто были довольны обезличенным полурабским трудом. Этот труд зачастую не требовал ни самоотдачи, ни служения, поскольку, в противном случае, резко выделял адепта служения из рядов тех, кто просто проживал жизнь, получая свой нищенский паек и работая так, как ему платили, то есть едва-едва.
Но для нормального человека, которому не чужд вопрос о том, чем наполнена его жизнь, немыслимо проживать ее, чтобы она проходила мимо, чтобы, как сказал поэт, «эх, жизня пролетела зря». Рано или поздно приходит день, когда человек осознает, что живет не ради одного своего кошелька, живет не в вакууме, живет не ради одного лишь сытого потребления.
И приходит вера в себя, вера в свою страну (не в «эту» страну, а в единственную Родину), вера в значимость своего созидательного труда как вклада в общее достояние страны. Приходит понимание того, что ты можешь и должен помочь тем, кто не в состоянии помочь себе, понимание своей неизолированности и причастности к жизни страны. Приходит осознание своей готовности содействовать утверждению милосердия, сострадания, любви к ближнему и дальнему.
И тогда возникает неодолимое желание не просто жить, а посвятить себя служению – честной, искренней деятельности с предельным вложением своих сил и умений.
Служение как жизнь
И чем больше в России появится людей с осознанием своей способности жить не только ради себя, но и ради блага других, ради общества, ради своей страны, тем проще сформулировать:национальная идея – это служение.
А раскрывая эту формулу, можно уточнить, на кого это служение направлено: национальная идея – это служение семье, делу, Родине.
И нет сомнения, что этот выбор служения как содержания своей жизни будет поддержан приливом дотоле дремавших горения сердца, самоотдачи, вложения сил, талантов и возможностей, добросовестной и беззаветной деятельности на благо семьи, дела и своей страны.
Стоит только поверить в себя, как служение превратит кажущиеся неодолимыми препоны во вполне обходимые препятствия, а восприятие себя как ничего не решающего маленького человека заменится образом непреклонного бойца.
И служение станет содержанием жизнь, расцветив ее яркими красками – взамен тусклых и унылых проявлений былого серого и бессмысленного существования.
Уровни служения
Идея служения может пронизывать все стороны и уровни жизни человека, вступившего на эту стезю. И нет такой сферы жизни страны, куда бы нельзя было приложить свои силы и умения.
Начиная с семьи, основного учителя любви, долга, патриотизма, начиная с заботы о своих родителях, свет служения может освещать и заботу о своем здоровье, и занятия спортом, и самовоспитание, и самообразование, и формирование в себе лучших качеств – милосердия и сострадания, и духовный рост личности.
Новаторский подход к делу, которому ты служишь, помогает не только вносить вклад в развитие этого дела. Стремление к улучшению своего труда еще и помогает находить себя, открывать ту деятельность, которой ты предназначен, которая тебе удается лучше всего. При этом, разумеется, подлежат раскрытию и развитию вложенные в тебя таланты, способности, а жизнь может и должна быть превращена в творчество.
Служение обществу и Родине также имеет неисчислимое количество направлений, которым можно отдавать свои усилия. Это и борьба за экологию страны, и разрешение социальных болезней и бед, благотворительность и помощь страждущим, и участие в поддержании безопасности улиц, регулярное посещение хосписов с целью поддержать болящих, и патронат над сиротами.
Деятельность во имя страны может достигать любых уровней – например, если человек предает себя участию в сохранении национально-этнических ценностей, участию в правозащитной, религиозной, культурной, политической жизни России и т. д.
Словом, не счесть точек приложения своих сил, которые можно найти, реализуя свое желание и готовность служить обществу и стране.
Аскеза или жизнь?
Может сложиться впечатление, что служение непременно должно вестись на пределе сил, так что жизнь окажется аскезой, полной самоограничений и лишенной радостей. Это и так и не так!
Жизнь в служении – не просто сама полнота бытия, полноценная жизнь, это еще и забота о сохранении своего здоровья, развитие и приумножение физических кондиций. Лишь уверенный в себе, полный сил человек сможет реализовать себя на всех выбранных уровнях и направлениях служения, действуя посильно, без надрыва, так, чтобы служение могло продолжаться всю жизнь.
Но в то же время служение можно назвать своего рода аскезой – поскольку идея служения может превратиться в горение сердца, которой будет освещать жизнь и вести к заветной цели – благоденствию семьи, дела и Родины. И все, что станет помехой на пути к этой цели, будет непреклонно преодолеваться – на основе веры в правильность выбранного пути.
Жизнь как служение
Идея служения может стать воистину национальной идеей России, путеводной звездой, определяющей направление движения и граждан, и общества, и всей страны.
Добровольное, осознанное и естественное подчинение жизни служению может стать и целью, и содержанием и планом всей жизни.
Сверхзадачей служения может стать благоденствие страны, общества, сограждан. Достойное и исполненное достоинством движение по пути служения может произвести внутренний переворот у адептов служения – за счет переосмысления и осознание своей жизни.
Обретение себя на пути служения может помочь в реализации всех талантов и способностей человека, внося вклад в духовный мир страны и общества.
И пафосом служения может стать беспафосное стремление предельно хорошо делать свое дело, исполнять то, что ты делаешь, то, к чему зовут сердце, долг, вера.
Может быть задан вопрос: а зачем и кому все это нужно? Без громких слов ответим: в первую очередь это нужно самому себе, если есть осознание желанности проживания полноценной, исполненной содержания жизни.
И добавим – совсем уйдя от обоснований и призывов.
Служение можно (и нужно) осуществлять просто так, ничего не обосновывая и не прося ничего взамен. Служение можно воплощать просто потому, что не можешь иначе; потому, что осознаешь себя и свое место в мире людей. Просто потому, что ты человек, сын или дочь своих родителей и своего народа, член общества и гражданин государства. Просто потому, что Россия ждет этого служения и нуждается в нем.