Москва, 20 апреля — Наша Держава. Прежде
всего, он совсем не был тихим. Алексей постоянно что-то выдумывал,
кипел энергией, взрывался из-за ерунды, а потом так же быстро остывал и
заваливал обиженного подарками. Любопытный, простодушный, немного даже
суетливый, но в то же время и вдумчивый царь — таким был отец Петра
Великого. Он обожал жизнь во всех ее проявлениях, но не забывал и о
духовной стороне бытия. Любил западную культуру, но еще больше — все Русское. Давайте познакомимся с Алексеем поближе — он и правда вас
очарует.
Необычное детство
Алексей
Михайлович, сын первого царя из династии Романовых, родился в 1629
году. Сперва его воспитывали весьма традиционно, как и любого другого
знатного отпрыска того времени. Мальчик прошел полный курс
древнерусского образования: цитировал церковные тексты с любого места,
пел с дьячком стихиры и каноны.
Этим
бы все и ограничилось, если бы Алексею не назначили нового наставника —
боярина Морозова. Борис Иванович был ярым сторонником западного
просвещения. Он тут же нарядил своего воспитанника в немецкое платье,
подарил ему литовские книги по грамматике и космографии, а также привез
ему из Германии интересные гравированные картинки.
Дальше
так и повелось. Как говорил историк Ключевский, царь Алексей был
уверен, «что можно щеголять в немецком кафтане, даже смотреть на
иноземную потеху, комедийное действо, и при этом с набожным страхом
помышлять о возможности нарушить пост в крещенский сочельник до звезды».
В церкви как дома
Религиозность
Алексея вошла в легенды. Он мог посоревноваться с любым священником в
искусстве молиться, клал по полторы тысячи земных поклонов. По
понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего.
При
этом в храме он вел себя совершенно непринужденно и даже по-хозяйски.
Историки рассказывают, что во время службы царь ходил среди монахов и
учил их правильно читать молитвы, бранил их за ошибки, зажигал и гасил
свечи, снимал с них нагар.
Дома как за границей
А
вот свой быт Алексей стремился обустроить на иностранный манер. Как-то
раз он побывал в литовском Вильно, и очень впечатлился кожаными обоями с
золотым тиснением. По возвращении в Москву царь немедленно распорядился
обить свои комнаты в Кремле «золотыми кожами» и поставить повсюду
мебель польского образца.
Ездил
Алексей на немецкой карете. Детей учил латинскому и польскому языкам.
Историк Ключевский пишет: «Как только Петр стал помнить себя, он был
окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл,
напоминало ему немца. Двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками,
цимбальцами, в его комнате стоял даже какой-то «клевикорд» с медными
зелеными струнами».
В
свободное время царь Алексей развлекался соколиной охотой и комедийными
постановками, которые только-только появлялись в России. А также
забавлялся всевозможными настольными играми, главным образом, шахматами.
Однако
много времени он тратил и на саморазвитие. Изучал по книгам астрологию,
философию, пытался писать стихи, выписывал газеты из Риги, а потом
зачитывал отрывки из иностранных статей на заседании Боярской думы.
Когда
не было поста, царь любил как следует отобедать, да чтобы с музыкой и
весельем. «Поил допьяна вельмож и духовника на вечерних пирушках, причем
немчин в трубы трубил и на органе играл». Вечерние пирушки привели к
приличному лишнему весу. Пухлые румяные щеки, тучная фигура, мягкие
глаза — вот уж точно, хорошего человека должно быть много.
Вспыльчивый и громкий
Алексей
гневался буквально из-за всего. Эмоциональным он был до крайности.
Давал волю и рукам, и языку. Однажды в думе накричал на пожилого боярина
за какую-то глупую идею, обозвал его «страдником», «худым
человечишкой», да еще и почещин надавал, а затем выгнал взашей из
палаты.
Впрочем,
так же бурно царь потом и раскаивался в своих импульсивных поступках.
Писал обиженным трогательные письма, просил прощения, посылал подарки.
Он вообще всегда входил в домашние дела своих приближенных, искренне
утешал их в трудные моменты. Но под горячую руку ему лучше было не
попадаться.
Так почему назвали Тишайшим?
Это
было обычное лингвистическое недоразумение. Поначалу международным
дипломатическим языком был латинский, и послы величали Алексея
«клементиссимус» (clementissimus) — в
переводе с латинского «государь, во время правления которого в стране
царит тишина и благоденствие». Позже все дипломаты перешли на
французский, и Алексея стали называть tres gracieux,
что на русский переводилось как «всемилостивейший». А титул «тишайший» в
официальных посольских документах отменили как ошибочный.
Впрочем,
хоть он и не был тишайшим, царь Алексей Михайлович оставил о себе самые
светлые воспоминания. Были в его правлении и ошибки, и бунты, и
недоработки. Но все же Алексею удалось невозможное — взять лучшее от
Запада, но при этом сохранить огромную любовь ко всему родному.
И
даже такой скептик, как историк Ключевский, признал: «Царь Алексей
Михайлович был добрейший человек, славная русская душа. Я готов видеть в
нем лучшего человека Древней Руси».