Москва, 6 октября – Наша Держава (Михаил Захаров). Вернее не так: россияне слишком мало производят за те деньги, которые получают, и в результате возникает диабаланс. Поведал об этом президент не где-то, а на заседании своего Совета по культуре, входят в который, казалось бы, люди от проблем экономики далекие. Евгений Миронов, Карен Шахназаров, Александр Калягян, Станислав Говорухин, Михаил Пиотровский — ну откуда и зачем им всем знать, что за проблемы в дисбалансе высоких зарплат и низкой производительности
Оказалось — их это напрямую касается. «Для нашей страны уровень заработной платы, как это ни покажется странным при всей ее мизерности, она все-таки приближается к некоторым странам, даже в Евросоюзе, уровень в абсолютных величинах. Не везде и не во всех регионах, не по всем специальностям, но в среднем. А производительность труда раза в два, в три ниже, чем в развитых экономиках. Этот дисбаланс, он нас может когда-то накрыть», — посетовал президент.
«И когда Ольга Юрьевна (вице-премьер правительства, курирующая культура, Ольга Голодец — «Полит.ру»), да и я, честно говоря, – я постараюсь защитить все эти гуманитарные сферы, – говорим: «Ну причем здесь эти обстоятельства? У нас в основном-то заработные платы большие в некоторых отраслях производства». Ответ такой: «А это все влияет», – подняли в гуманитарных сферах, в культуре, в образовании, учителям. Металлурги говорят: «Ну а что же, придется и нам поднимать». Шахтеры говорят: «Тогда и нам придется поднимать». И это ведет к общему повышению стоимости труда в стране», — пожаловался президент.
Комментируя высказывание одного из участников встречи о том, что государство является своего рода родителем в отношении культуры, Путин также отметил, что «дети, когда приходят в магазин с родителями, и говорят, я хочу это, это, это, то, как правило, родители говорят: «Вот это — да, а вот это мы не можем себе позволить, денег в семье недостаточно, можно, конечно, взять в долг, потом заложить квартиру, дом и разрушить основу существования семьи».
Иными словами: не просите, денег нет и, вероятно, что не будет, если, конечно, россияне не начнут нормально пахать. Вернее не совсем так, слово не вполне правильное — ведь низкая производительность труда далеко не всегда (вернее даже всегда не) зависит от того, сколько и как качественно работает конкретный работник. Однако проблема и впрямь существует.
С президентом тут и эксперты согласны. Руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов на конференции Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) недавно сетовал на то, что «зарплата у нас не совсем отстает от развитых стран, мы уже приблизились к Польше. А по добавленной стоимости на каждый рубль зарплаты мы отстаем очень сильно». По его оценке, эффективность труда в добывающей и обрабатывающей промышленности составляет от 20 до 56 процентов от уровня развитых стран.
В 2009 году консалтинговая компания McKinsey & Company проводила исследование причин низкой производительности труда и выявила следующие основные причины: неэффективная организация труда, непрозрачное и избыточное регулирование, устаревшие мощности и методы производства, редкое применение комплексного подхода к планированию развития территорий, дефицит профессиональных навыков, неразвитость финансовой системы. То есть: управляем плохо, оборудование устарело, качественной рабочей силы нет, финансовые механизмы плохи и так далее.
А в качестве мер, что могли бы исправить ситуацию, консалтеры предлагали: стимулировать рост конкуренции путем устранения административных барьеров, внедрить комплексный подход к развитию территорий, реализовать программы поддержки мобильности трудовых ресурсов и социальной защиты, а также меры по поддержанию численности трудоспособного населения, повысить уровень развития финансовой системы, модернизировать систему профессионального образования и переподготовки. Все это в целом понятно и российским властям, но прорывов с тех пор ни по одному из направлений не зафиксировано. В результате получается, что расходы на (условно) строительство завода могут в России в разы превышать расходы в США или Европе, а уровень производительности труда находится на уровне в 25-30 процентов от уровня США.
Иными словами: проблема не в том, что люди ленивы или демотивированы хорошо трудиться, проблема системная. Слишком плохое управление, устаревшие технологии, слишком сильное давление государства и слишком низкая мобильность населения. И никакой мотивации для того, чтобы это изменилось, кроме понимания государства необходимости изменений. Высокая сырьевая рента демотивирует менять управленческие схемы, увеличивает желание государства регулировать ключевые сферы экономики (чтобы эффективнее перераспределять сверхдоходы незащищенным слоям населения), позволяет держать излишне дорогих работников. Да и просто снижает необходимость эффективно работать. Зачем, если денег и так хватает?
А когда их не хватает, то предлагаются «инновационные» решения — сократить расходы. На культуру или вообще — где придется. Скажем, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев «на голубом глазу» предложил государственным компаниям в следующем году отказаться от индексации зарплат сотрудников. А вологодский губернатор Олег Кувшинников не так давно предлагал сократить зарплату чиновникам. Чиновников и работников госкомпаний. Наверно, не стоит жалеть, но все же стоит помнить, что так проблема точно не решается. Тут надо решать системную проблему. Хорошо уже, что тот же Путин наличие проблемы осознает. Осталось дождаться результатов этого осознания. Велик риск, что сокращение зарплат покажется властям единственным разумным и доступным выходом.
http://polit.ru/article
О том, как ТАЛМУД веками учит «назадачливых» гоев, что надо работать ЛУЧШЕ (то есть бесплатно!) можно и нужно прочитать ЗДЕСЬ
О том, как ТАЛМУД веками учит «назадачливых» гоев, что надо работать ЛУЧШЕ (то есть бесплатно!) можно и нужно прочитать ЗДЕСЬ