Центральная площадь Андижана 13 мая 2005 г. © AP
Москва, 28 октября — Наша Держава. В последнее время все отчетливей ощущается натиск правоверных. Пока погромщики в Бирюлево «отстаивают национальную идентичность», а Роспотребнадзор закрывает овощебазы, незримые кордоны не только отгораживают ислам от всего мира, но и начинают разделять мусульман: на истинных и гораздо более истинных, салафитских течений – радикальных, экстремистских, привнесенных извне в пространство, называвшееся ранее СССР.
«Нет-нет, это не те, кого принято называть „ваххабитами“ и даже не те, кого считают боевиками», — поделился информацией с корреспондентом «Ридуса» бывший сотрудник спецслужб Узбекистана.
«У нас в стране о них знают больше, в России о них только заговорили, хотя и у вас они уже с десяток лет действуют, — продолжал собеседник. — Они не взрывают дома и не захватывают школы, они намного практичнее, их можно сравнить с большевиками — „эксы“ у них весьма в ходу». Потому и в криминальные хроники они практически не попадают. То есть попадают, но как обычные граждане — за те или иные преступления. Связь этих людей с исламскими организациями доказать невозможно».
Безусловно доказанная кровь, лежащая на этой организации — беспорядки в Андижане в 2005-м. Разговор состоялся несколько лет назад, с тех пор название этой организации стало значительно чаще встречаться в российских новостных сводках.
Правительственные войска в период Андижанских событий 13–14 мая 2005 г. © AFP
А вот в соседнем украинском государстве, особенно в Крыму, ее адепты при поддержке крымских татар и полной легализации в правовом поле сегодня чувствуют себя как дома. И это несмотря на то, что кровавый след тянется и оттуда: в 2010 годуприверженец организации подошел к группе детей, игравших в песочнице, и с криком «Аллах акбар!» перерезал 5-летнему Вите Шемякину горло, но все в итоге списали на сумасшествие убийцы…
Похороны Вити Шемякина © novoross.info
«Аллах вводит в заблуждение кого пожелает, а кого пожелает, наставляет на прямой путь», — Коран, сура «Скот», аят 39.
«Некоторые наши единоверцы вдруг попадают в сети различных течений, не признаваемых авторитетными учеными исламского мира. Среди них – не построившая за 60 с лишним лет своего существования ни одной мечети, но непрерывно призывающая к созданию халифата организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», — рассказывают представители Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР), предостерегая пасомых собратьев от влияния хищных рыщущих радикалов.
О деятельности «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» известно довольно мало, многие (даже эксперты) не отделяют ее от «коллег по цеху».
«Эта организация является одним из ответвлений радикального суннизма, — так охарактеризовал в комментарии „Ридусу“ деятельность организации в Израиле политолог Авигдор Эскин. — Она является аналогом „Братьям-мусульманам“, „Аль-Каиде“ и иже с ними. Именно эти экстремисты в Израиле не столь активны, можно сказать, что их идеологическим аналогом в Израиле является движение „Хамас“…
Жители Андижана несут тела жертв событий 14 мая 2005 года, когда правительственные войска Узбекистана днем ранее открыли огонь по протестующим на центральной площади города. © AP
Вместе с тем организация более чем реальна. „Хизб ут-Тахрир“ („Хизб“ — партия в переводе с арабского) — Исламская партия возрождения. Политическая, интернациональная. Не является духовным, образовательным или воспитательным учреждением. Их литература посвящена „системе ислама во всех сферах жизнедеятельности“, здесь принципиально важна замена слова „вера“ словом „система“.
Появившись в результате раскола с известной уже многим по Египту, Ливии и Сирии „Ассоциацией братьев-мусульман“ в 1953 году, „Хизб ут-Тахрир“ структурировалась как партия заговора: в вертикально подчиненные ячейки входит по нескольку человек, которые не знают о существовании параллельно существующих рядом — таких же. Адепты не всегда знают, „во что вступили“. Примечательно, что при промывке мозгов собственно исламу в „Хизб“ уделяют процентов пятнадцать от учебного процесса.
Собственно, главное отличие от прочих исламских организаций — это упрощение и объединение. „Хизб“ стремятся объединить и шиитов, и суннитов, и все остальные течения, сгладив все разногласия. Ислам для них не целедостижение духовной гармонии, а средство получения политической выгоды, иначе говоря — способ прихода к власти.
Сторонники и члены исламистской партии „Хизб ут-Тахрир“ во время акции протеста в Триполи. © Mohamed Azakir/Reuters
„Процесс обучения адептов здесь похож на подготовку коммивояжеров, простые и понятные мысли повторяются по множеству раз“, — рассказывают в Управлении ФСБ по Москве и Подмосковью, его сотрудникам приходится довольно часто сталкиваться с членами „Хизб“ в своей работе, которые ведут, хоть и нелегальную, но активную деятельность.
„Наибольший интерес для эмиссаров организации представляют одиночки, — рассказывают оперативники. — Это вовсе не обязательно беднейшие слои общества, хотя разумеется те, кого принято называть „гастарбайтерами“ — одна из приоритетных сред для эмиссаров исламской организации“. Однако в первую очередь, „хэдхантерам“ „Хизб“ интересны оторванные от исконной среды и семьи люди.
На первом этапе „знакомства“ с потенциальным адептом вообще не ведется никаких разговоров об исламе, ему оказывается простая бытовая помощь — кому в трудоустройстве, кому — машину в аренду потаксовать. Главное, завести дружбу, доказать потенциальному „клиенту“, что у него отныне есть надежная, да, в общем-то, и единственная опора. И тут, собственно, начинается уже второй этап вовлечения…
„Иерархия „Хизб“ не всегда известна ее адептам, — рассказывают в ФСБ. — Однако организация жестко структурирована, вплоть до того, что прописаны полномочия и функционал для каждого из ее членов“.
Численность ее активистов на территории постсоветского пространства, по самым скромным подсчетам, превышает 15 тысяч человек, и все они, что называется, „скованы одной цепью“.
Приверженцы традиционного ислама отмечают, что в „Хизб ут-Тахрир“ не придают значения изучению вопросов нравственности, у них нет своих медресе и мечетей, они не открывают кружки по изучению Корана, а работают как тайное общество. Это большевики от ислама, их излюбленный метод – провокация.
Сотрудник ФСБ приводит характерный пример: „Имам проповедует в мечети, а тут встает представитель „Хизб“ и задает некий каверзный, но по смыслу религии не самый важный вопрос в духе: „На каком коне пророк Мухаммед ускакал из Мекки в Медину и сколько он остановок сделал?“ Имам впадает в ступор, но находится с ответом. Однако у вопрошавшего заранее готов свой ответ: „Неправильно, все было так-то и так-то, и конь был именно такой-то!“ После этих слов из толпы высовываются еще несколько активистов, начинающих обвинять имама в необразованности. Поднимается скандал, все снято на видео — пропагандистский ролик готов“…
Может показаться, что конкуренция за паству не касается никого, кроме пастырей. Пусть переживает ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман России, учрежденное еще Екатериной Великой), которому есть, что терять – умы, души и пожертвования 20 миллионов российских мусульман.
О том, что члены „Хизб ут-Тахрир“ присутствуют во всех крупных городах России, свидетельствуют пересекающиеся с ними традиционные российские мусульмане. Последние понимают, что государство будет защищать свои интересы от экстремистов, и опасаются, что иногда Россия не будет различать, где секта, а где ислам…
В спецслужбах же полагают, что для того, чтобы не страдали невинные, а виноватые, напротив, получали по заслугам, требуется пересмотр антиэкстремистского законодательства и его правоприменения как в сторону ужесточения, так и в сторону обоснованности. Чтобы, с одной стороны, реально опасные для общества идеологи экстремизма, иначе говоря, доктрины насилия, не могли бы легко отделываться условным сроком, лишь приобретая тем самым дополнительный авторитет, а с другой — чтобы деятели искусства, журналисты и блогеры не вздрагивали от цифр „282“.
Эксперты отмечают характерную деталь: узбекское законодательство – одно из самых жестких на постсоветском пространстве, имеет еще один эффект, помимо собственно правоохранения внутри государства, – суровые санкции „выдавливают“ криминал и политический экстремизм за границы Узбекистана. В качестве примера можно привести статьи узбекского УК, по которым за призыв к агрессии в отношении какой-либо страны (ст. 150) или за „возбуждение национальной, расовой, этнической или религиозной вражды“ можно получить десять лет тюрьмы. В результате Россия, где дышится вольнее, имеет всплеск преступности.
Именно потому, по мнению оперативников, необходимо ужесточать и иммиграционное законодательство. „За его злостное нарушение обязательно нужна уголовная ответственность“, — полагают оперативники.
Полиция задерживает активистов пакистанской религиозной и политической партии „Хизб ут-Тахрир“ во время антиамериканских протестов в Лахоре. © Mohsin Raza/Reuters
Многие члены „Хизб“ нелегально находятся в России, однако даже если их выявляют и депортируют, потратив уйму ресурсов, они тут же возвращаются назад, в самом крайнем случае, сменив фамилию.
„Увы ни наш миграционный учет, ни наше законодательство не позволяют проконтролировать человека, взявшего фамилию бабушки или двоюродного брата“, — разводят руками правоохранители.
Ну а если даже органам и удается „прижучить“ экстремистов из „Хизб“ за более серьезные правонарушения, к ним на помощь слетаются стаи адвокатов и правозащитников, годами прикармливаемых исламистами.
В качестве наилучших друзей „Хизб ут-Тахрир аль-Ислами“ в УФСБ по Москве и Подмосковью называют общества „Мемориал“ и „Гражданское содействие“. Примечательна также поддержка „хизбов“ центром „Сова“, представители которого прямо требуют„срочно пересмотреть“ и отменить запрет деятельности „Хизб“ в России.
„Если, скажем, речь идет о задержании преступника, который разыскивается правоохранительными органами среднеазиатских стран, — говорят оперативники, — то, скорее всего, правозащитники добиваются отмены экстрадиции, и российская сторона вынуждена выпускать этого человека на свободу“.
Как утверждают собеседники „Ридуса“, у правозащитников, поддерживающих „Хизб“, проторена буквально не зарастающая тропа в Европейский суд по правам человека.
„Попробуйте туда обратиться, что называется с улицы, — предлагает собеседник. — Это нелегко, люди годами ожидают рассмотрения дел, а обращения по поводу боевиков „Хизб“ рассматриваются в течение суток!“…
Пакистанские полицейские задерживают активистов запрещенной организации „Хизб-ут-Тахрир“ после пятничной молитвы в Равалпинди. © Mian Khursheed/Reuters
„Аллах сотворил вас и то, что вы делаете“, — Коран, сура „Выстроившиеся в ряд“, аят 96.
Поисковые системы Интернета убедительно подтверждают невероятную активность рассматриваемой сетевой структуры. Обратный отсчет сообщений СМИ за самые последние дни, в которые, причем, попадает отнюдь не всё, создает эффект нагнетания.
Челябинск. 23 октября. Полицейские провели 13 масштабных обысков по местам проживания участников «Хизб». В ходе мероприятий оперативниками изъяты 323 брошюры и 63 книги, 39 дисков, журналы и электронные носители с материалами, направленными на возбуждение религиозной вражды и пропагандирующими идеологию «Хизб ут-Тахрир».
Челябинск. 16 октября. Участника „Хизб“, задержанного ранее, обвинили в распрастронении наркотиков. 33-летний житель Башкортостана пытался вовлечь в в организацию жительницу Сатки, с которой познакомился в одной из соцсетей. Сначала между молодыми завязалась переписка, начались телефонные разговоры, возникли и романтические чувства, было озвучено предложение пожениться и принять девице ислам… но на какой-то стадии все „обламалось“, исламиста задержали оперативники ФСБ. Примечательно, что мужчина уже привлекался к ответственности за размещение в Сети видео, пропагандирующего религиозный экстремизм. Тюмень, 8 октября. Завершено расследование уголовного дела в отношении обвиняемого в экстремизме местного жителя, ранее судимого 34-летнего уроженца Нижнетавдинского района. Десятого января 2012 года обвиняемый разместил в соцсети видеоролик, содержащий пропаганду исламизма с целью вербовки новых членов „Хизб ут-Тахрир“ и вовлечения мусульман в религиозные конфликты на почве отношения к исламу. Он знал о том, что деятельность организации запрещена, так как ранее уже был судим за членство в ней. Мужчина обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ – „Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства“.
Симферополь (Украина). 7 октября на площади Ленина представители запрещенной в России исламистской политической партии „Хизб ут-Тахрир“ попытались провести форум „Исламский призыв на постсоветском пространстве и „Хизб ут-Тахрир“: реалии и вызовы“. Администрация местного ДК в последний момент отказала мусульманам в предоставлении помещения, но они обошлись и без помещения. Позже представители „Хизб“ и сочувствующих ей правозащитных организаий попыталась провести по этому поводу международную акцию протеста; во многих странах Европы — успешно.
Москва. 4 октября. Полиция задержала 50-летнего гражданина Киргизии Махмудова, который занимался вербовкой новых членов в запрещенную международную террористическую организацию „Партия исламского освобождения“. У ее членов в конце прошлого года столичная полиция обнаружила склад запрещенных материалов, огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывных устройств.
Кроме того, сотрудники УФСБ по Москве и Подмосковью, как уже отмечено, подтверждают, что за некоторыми вооруженными налетами так же стоят члены „Хизб“…
Организация запрещена в Германии (запрет пытались безуспешно оспорить в Европейском суде, но в остальном Евросоюзе чувствуют себя вольготно, особенно в странах Скандинавии), в России и в странах Средней Азии (откуда она собственно и пришла в наши широты). Во всех других странах, в том числе и на Ближнем Востоке, активисты организации активно работают и помогают друг другу на пути к общей цели. Какой? Построению халифата — от Ближнего Востока до Центральной России.
Пока все силы организации брошены на поддержку сирийских повстанцев-боевиков — именно там, согласно преданиям, должно зародиться исламское мировое государство. Ну а страны бывшего СССР, в том числе и значительная часть России — на очереди…