Москва, 14 мая — Наша Держава. В
Средние Века и Новое Время правители могущественных держав любили
подчеркнуть свою значимость, приписав себе некоторое количество
мифических достославных предков, либо же добавив к своему официальному
титулу несколько формулировок, которые в глазах общественности
приравняли бы их к великим царям древности. Например, средневековая
Германия правильно называлась Священной Римской империей (во избежание
путаницы историки в наше время добавляют к этому названию речевой оборот
«германского народа»), а вот Иван Грозный называл свое царство не иначе
как Израилем. Зачем он это делал и имел ли на это моральное право?
Делал, чтобы обозначить значимость страны, а право, как это ни
удивительно, даже имел. Разумеется, что речь, правда, никогда не шла о
некоем аналоге современного государства Израиль в его исторических
границах.
Два Рима падоша
Иван
Грозный был первым из отечественных правителей, кто венчался на
царство. Казалось бы, что поменялось от того, что московского правителя
отныне стали именовать не князем, как это повелось исстари, а царем?
На
самом деле это было очень смелое политическое заявление. Для того,
чтобы осознать всю значимость перемен, необходимо обратиться к
этимологии самого слова «царь». Это искаженное слово «цезарь». И,
значит, человек, назвавший себя так, претендовал на определенную
преемственность по отношению к античному государству. Справедливости
ради надо заметим, что хоть Иван Грозный и был тем, кто первым в русской
истории назвал себя «царем», он не был первым царем в общеславянской
истории. Ранее этот же титул примеряли на себя болгарские правители.
Иван
Грозный, впрочем, имел куда как больше прав именовать себя подобным
образом. И первая из причин – генеалогическая. Бабушкой ему приходилась
византийская принцесса Софья, происходившая из последней византийской
династии Палеологов. И это в глазах общественности давало Ивану Грозному
право на то, чтобы считать себя потомком правителей Рима. Дело в том,
что даже само слово «Византия» — это исключительно научный,
искусственный конструкт, родившийся в позднейшее время в исторических
трудах. В то время, как в прошлом сами люди считали, страна со столицей в
Константинополе – это и есть та самая Римская империя, хоть и
растерявшая часть земель на западе. Поэтому Иван Грозный претендовал не
только на то, что его предки правили гигантской страной греков в Малой
Азии, но и самим древним Римом.
Впрочем,
блестящая родословная имела бы предельно мало значения, если бы не
находила под собой фактического подтверждения. Ещё во времена ближайших
предков грозного царя Московское княжество очень сильно разрослось и, по
сути, поглотило большинство иных удельных земель. Во времена Ивана
Грозного процесс централизации власти продолжал усиливаться. И Русь уже
более не была Великим Княжеством, она стала огромной, многолюдной,
сильной. Фактически, признав себя царем, Иван Грозный обозначил
качественно новое положение своей страны. Он указал на то, что Россия
стала Империей.
Как
станет известно позже, сделал он это не зря: уже через пять лет после
коронации Московия присоединит к себе к себе обширные земли по течению
волги – Казанское ханство. А в скором времени под натиском армии
русского царя падет и Астрахань.
Очень
важным идеологическим столпом того времени были концепция «Москва –
третий Рим». Это, фактически, центральный мотив государственной логики.
Суть идеи такова: было два Рима, две преемственные столицы империи –
собственно итальянский Рим и Константинополь (который, к слову,
официально всегда назывался «Новым Римом»), но они пали, а вот их
логический преемник – город Москва, пасть не должен.
Впрочем,
Иван Грозный настаивал не только на том, что вверенная ему страна – это
Римская Империя, но одновременно с тем и Израиль.
Москва – Новый Иерусалим
Речь,
разумеется, никогда не велась о том, что Россия должна разрастись до
Ближнего Востока и включить в себя географический Израиль. Не шла речь и
о том, что именно на Руси происходили события, описанные в Новом
Завете. В данном случае Израиль – это не столько обозначение
материального объекта, сколько идея. Разумеется, религиозная.
С
позиции православных христиан времен Ивана Грозного большая часть
земель на планете отошла от истинной веры. Католики, хоть они тоже и
веруют во Христа, отошли от истинной веры и, таким образом, отвернулись
от Бога. Мусульмане воспринимались как откровенно враждебное религиозное
направление. Византия пала. И только на Руси, по-прежнему в полной
мере, сохранились традиции первых христиан. И, коль скоро народ Израиля –
это народ Божий, а самые преданные, последовательные и чистые христиане
живут на Руси, то, значит, Русь можно смело считать Израилем.
Грозный
царь периодически называет Русь Израилем в переписке с опальным
воеводой Андреем Курбским. И, судя по характеру их общения, мятежный
боярин не только не удивляется такому речевому обороту, но даже
полностью его разделяет. В частности сам Курбский пишет царю следующее:
«За что, о царь, сильных во Израиле побил и воевод, богом данных тебе,
различным смертям предал?… Читал в Священном писании, что будет пущен
губитель на род человеческий… Ныне же видел сановника, погубившего уже
сильных и благородных в Израиле… Не годится, о царь, таким потакать…».
На
это сообщение Грозный ответил (в довольно грубой форме), что сильных в
Израиле он не перевел и вверенный ему Богом народ здравствует.
Если
вдаваться в подробности, то необходимо заметить, что не только Иван
Грозный, но и первые Романовы очень любили подчеркнуть свое положение за
счет довольно таки искусственно притянутых связей с древним миром: так,
например, при Алексее Михайловиче периодически утверждали, что русские
цари происходят от Александра Македонского. Это значит, что все
завоеванные им земли по праву принадлежат Москве.