Москва, 24 декабря — Наша Держава. Это
очень распространенное в нашем обществе представление, при этом сами
европейцы, долго прожившие в России и имевшие возможность сравнить
уровень жизни русских с народами Европы, дают совершенно другие сведения
о жизни русского народа.
очень распространенное в нашем обществе представление, при этом сами
европейцы, долго прожившие в России и имевшие возможность сравнить
уровень жизни русских с народами Европы, дают совершенно другие сведения
о жизни русского народа.
Хорват и католик Юрий Крижанич (1618 – 1683) проживший в России более
15 лет и хорошо изучивший русскую жизнь того времени, отмечал большее
богатство и более высокий уровень жизни населения Московской Руси XVII
в. по сравнению с ее ближайшими соседями – «Русская земля богаче и лучше
Литовской, Польской и Шведской».
15 лет и хорошо изучивший русскую жизнь того времени, отмечал большее
богатство и более высокий уровень жизни населения Московской Руси XVII
в. по сравнению с ее ближайшими соседями – «Русская земля богаче и лучше
Литовской, Польской и Шведской».
В то же время государства Западной и Южной Европы – Испания, Италия,
Франция, Англия превосходили в то время Русь по богатству и уровню жизни
высших классов. Однако, при этом низшие классы – крестьяне и горожане,
по словам Крижанича, «живут на Руси намного лучше и удобнее, нежели в
тех пребогатых странах».
Франция, Англия превосходили в то время Русь по богатству и уровню жизни
высших классов. Однако, при этом низшие классы – крестьяне и горожане,
по словам Крижанича, «живут на Руси намного лучше и удобнее, нежели в
тех пребогатых странах».
Интересно что даже крестьяне и холопы на Руси в это время носили
рубахи, украшенные золотом и жемчугом. Крижанич, критически относясь ко
многим русским традициям, в то же время пишет, что как бедные, так и
богатые люди на Руси, в отличие от Западной Европы, мало отличаются в
своем столе «едят ржаной хлеб, и рыбу и мясо». В результате Крижанич
делает вывод – «ни в одном королевстве простые люди не живут так хорошо,
и нигде не имеют таких прав как здесь».
рубахи, украшенные золотом и жемчугом. Крижанич, критически относясь ко
многим русским традициям, в то же время пишет, что как бедные, так и
богатые люди на Руси, в отличие от Западной Европы, мало отличаются в
своем столе «едят ржаной хлеб, и рыбу и мясо». В результате Крижанич
делает вывод – «ни в одном королевстве простые люди не живут так хорошо,
и нигде не имеют таких прав как здесь».
Реформы Петра I разорвали культурную связь между высшими и низшими
классами, положение простого народа ухудшилось. Однако и в XVIII в. по
данным современников уровень жизни крестьян России был выше, чем во
многих странах Западной Европы. По наблюдениям французского
путешественника Жильбера Рома, проехавшего по Сибири в 1780 гг.
сибирский крестьянин жил лучше своего французского собрата. Англичанин
Джон Паркинсон отмечал, что русские крестьяне одеваются намного лучше,
чем простой народ в Италии. А во время заграничных походов русской армии
1813 – 1814 гг. офицеры были удивлены нищетой польского и французского
крестьянства по сравнению с русским.
классами, положение простого народа ухудшилось. Однако и в XVIII в. по
данным современников уровень жизни крестьян России был выше, чем во
многих странах Западной Европы. По наблюдениям французского
путешественника Жильбера Рома, проехавшего по Сибири в 1780 гг.
сибирский крестьянин жил лучше своего французского собрата. Англичанин
Джон Паркинсон отмечал, что русские крестьяне одеваются намного лучше,
чем простой народ в Италии. А во время заграничных походов русской армии
1813 – 1814 гг. офицеры были удивлены нищетой польского и французского
крестьянства по сравнению с русским.
А. С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую
деревню, отмечал: «Фонвизин в конце XVIII в. путешествовавший по
Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина
показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю…
Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина
определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и
Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и
раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть
знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».
деревню, отмечал: «Фонвизин в конце XVIII в. путешествовавший по
Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина
показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю…
Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина
определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и
Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и
раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть
знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».
Свидетельство Пушкина подтверждается иностранцами. Капитан
английского флота Кокрейн, путешествовавший по России 4 года писал в
1824 г. «положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого
класса в Ирландии». Кокрейн отмечал в России «изобилие продуктов, они
хороши и дешевы», а также «огромные стада» в обычных деревнях. Другой
английский путешественник в 1839 г. писал, что русские мужики живут
намного лучше, чем низшие классы не только в Ирландии, но также в Англии
и в Шотландии.
английского флота Кокрейн, путешествовавший по России 4 года писал в
1824 г. «положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого
класса в Ирландии». Кокрейн отмечал в России «изобилие продуктов, они
хороши и дешевы», а также «огромные стада» в обычных деревнях. Другой
английский путешественник в 1839 г. писал, что русские мужики живут
намного лучше, чем низшие классы не только в Ирландии, но также в Англии
и в Шотландии.