Москва, 8 апреля — Наша Держава (А.В.Евдокимов, С.В.Старкин). В последние годы многими аналитиками отмечается возрастание давления на Россию в связи с проводимым во внешней политике РФ державным курсом. Для многих политиков нашей страны (как внутри, так и за её пределами) очевидно, что военным путем Россию победить практически невозможно. Поэтому ставка делается на силы и средства информационной войны, а также на подрыв российской экономики с целью дестабилизации внутриполитического положения в стране и устранения президента В.В.Путина как фигуры, неудобной для политиков стран Запада и представителей наднациональных структур мирового согласования и управления.
В связи с этим представляется актуальной и своевременной новая редакция Военной доктрины РФ, утвержденная Президентом 26 декабря 2014 года. В числе внутренних военных опасностей там указывается “деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в деле защиты Отечества”[1]. Информационное воздействие такого рода осуществляется главным образом через систему образования и СМИ. Одним из важнейших школьных предметов для “формирования исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества” является история.
Отсутствие в России государственной идеологии значительно замедляет процесс жизненно необходимых преобразований в различных сферах и лишает их глубокого смысла и легитимации в глазах народа. Официально происходит деидеологизация преподавания истории, хотя на деле в многочисленных учебниках и учебных пособиях господствует либеральная идеология, которая представляет историю России исключительно в черных тонах.
Проведенный рядом авторов анализ наиболее распространенных школьных учебников по истории с точки зрения их соответствия задаче патриотического воспитания показал, что в них отсутствует четко сформулированная патриотическая концепция, а также целостное традиционалистское мировоззрение, которое основывалось бы на Православной духовности. Также исследователи отмечают игнорирование государствообразующей роли русского народа и отсутствие оценки разрушительности для России преобладания западнического вектора в ее внешней и внутренней политике и экономике[2].
История является одним из ключевых школьных предметов, которые воспитывают и формируют человека и патриота своей страны. В связи с этим школу и вообще систему образования необходимо рассматривать не как сферу услуг, а как сферу нематериального производства, которая не менее важна, чем производство материальное. В школе в силу возрастных и психологических особенностей учеников необходима особая форма преподнесения прошлого. В определенной степени история предстает как миф[3]. В.Э.Багдасарян прямо заявляет о необходимости формирования “священной истории” и ее преподавания в школе. История должна быть героической, показывать пример молодым и давать народу образцы для подражания[4].
Курс истории по содержанию должен быть комплексным, системным, подчеркивающим особенности России как исторической и социальной системы. Вместо этого некоторые исследователи предлагают отказаться от “русоцентризма” в преподавании отечественной истории, так как это якобы “не соответствует требованиям современного мультикультурного общества, особенно в условиях подъема локальных памятей”, а также “препятствует воспитанию школьников в духе толерантности и интереса к другим культурам”[5]. Подобные “реформы” в преподавании истории наносят информационный и психологический ущерб формированию подрастающего поколения.
Кроме того, существенным недостатком существующей системы преподавания истории в школе является жесткое разделение на отечественную и зарубежную историю. Многие явления и процессы в русской истории были так или иначе связаны с тем, что происходило в истории других стран. Без этого школьнику трудно будет понять историю собственной страны.
При этом нельзя впадать в крайности и растворять отечественную историю во всемирной. Необходим россиецентричный взгляд на всемирную историю, что также подчеркивается рядом специалистов[6]. Начиная с образования Древней Руси, отечественная история должна быть грамотно вплетена во всемирную и занимать в учебниках главное место (например, половину объема изложения), а на историю Запада, восточных и ряда других обществ (представленных также как исторические системы) следует отвести оставшуюся половину объема времени, выделяемого для преподавания истории.
Недостаточное количество часов, отводимых на изучение истории, ведет к тому, что у школьников не формируется должного образа прошлого, и они усваивают так или иначе чужую систему ценностей. Концентрическая система преподавания также несет прямую угрозу национальной безопасности России, так как формирует не целостную картину прошлого, а мозаичную. Это облегчает для противников РФ информационное воздействие на наше подрастающее поколение и увеличивает вероятность его успеха.
Еще одной угрозой является использование тестов при проведении ЕГЭ по истории. Как утверждают эксперты, при таком подходе проблемное обучение заменяется механическим воспроизведением совокупности фактов, у школьника нет задачи понять и объяснить явление. В результате развивается только механическая память, а не логическое мышление, обучение подменяется “натаскиванием” на решение тестов[7]. Вместо человека творческого, ориентированного на развитие себя и своей страны, формируется идеально манипулируемый потребитель, что выгодно нашим противникам, так как контроль над такими людьми они смогут установить очень быстро.
На пути подготовки качественных педагогических кадров возникает целый ряд препятствий: 1) высокая степень бюрократизации образования; 2) вызванная слишком высокой нагрузкой нехватка у учителя свободного времени и низкая оплата труда за одну ставку; 3) низкий престиж профессии учителя из-за отсутствия государственнической идеологии и замены созидательной системы ценностей потребительской, превращающей сферу образования из производственной в одну из “услуг” наряду с торговлей и многочисленной сферой обслуживания; 4) отсутствие четкой системы распределения кадров после получения высшего профессионального образования и гарантированного права на трудоустройство.
Также среди научных приоритетов в России отсутствует не только упоминание об истории, но и вообще о гуманитарных науках. Это повышает риск восприятия выпускниками школ и вузов чужой идеологии и системы ценностей, что понижает устойчивость государства и народа к негативным информационным воздействиям противника.
ВЫВОД: При сохранении нынешнего положения в преподавании истории в школе Россия рискует в ближайшие 10–15 лет утратить свой суверенитет и расколоться на несколько десятков или сотен территорий, которые неизбежно будут враждовать друг с другом. Это является конечной целью как внутренних, так и внешних врагов РФ. Для недопущения подобного сценария развития событий в 2015–2016 гг. необходимо:
- Разработать и принять федеральные законы о государственной идеологии и государствообразующем статусе русского народа, а также внести соответствующие изменения в Конституцию Российской Федерации.
- Разработать и применить единую концепцию преподавания истории в школе, включающую обязательное патриотическое воспитание.
- Разработать и внедрить во все школы комплексный курс школьной истории с россиецентричным взглядом на всемирную историю.
- Сделать обязательным для всех школьников выпускной экзамен по истории.
- Увеличить часы, выделяемые для изучения истории в 5–11 классах.
- Отказаться от концентрической системы преподавания истории в пользу линейной.
- Отменить тестовую систему в преподавании истории и на выпускных экзаменах, вернув классические методы и проблемное обучение.
- Принять необходимые меры по дебюрократизации образования, для освобождения учителей от бумажной работы и передав ее специализированным учреждениям.
- Повысить заработную плату учителям из расчета на одну ставку, избавив их от слишком высокой и тяжелой нагрузки.
- Повысить престиж профессии учителя с помощью мер государственной поддержки: денежных надбавок, бесплатного жилья и других льгот.
- Сделать историю одной из приоритетных сфер науки и образования, а также обеспечить четкую систему распределения выпускников вузов для работы в школах.
[1] Новая редакция военной доктрины Российской Федерации. С.7. URL:http://kremlin.ru/acts/47334.
[2] Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М., Ларионов А.Э., Морозов А.Ю., Орлов И.Б., Строганова С.М. Школьный учебник истории и государственная политика. М.: Научный эксперт, 2009. С. 322.
[3] Кара-Мурза С.Г. История как школьный предмет – это изучение преданий и мифов. URL:http://centero.ru/opinions/istoriya-kak-shkolnyj-predmet-eto-izuchenie-predanij-i-mifov.
[4] Багдасарян В.Э. История и государственная политика. О необходимости формирования государственной исторической политики Российской Федерации. Доклад. М., 2013. С. 56–57.
[5] Копосов Н.Е. Как реформировать историческое образование в России. URL:http://www.nlobooks.ru/node/2806.
[6] Багдасарян В.Э. История и государственная политика. О необходимости формирования государственной исторической политики Российской Федерации. Доклад. М., 2013. С. 53.
[7] Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М., Ларионов А.Э., Морозов А.Ю., Орлов И.Б., Строганова С.М. Школьный учебник истории и государственная политика. М.: Научный эксперт, 2009. С. 336–337.
Дополнительно по теме
НД рекомендует:
НД рекомендует:
Ознакомиться с Православным учебником Русской Истории, написанным в начале 2000-х профессором П.Н.Будзиловичем. Скачать ЗДЕСЬ